г. Санкт-Петербург
20 апреля 2009 г. |
Дело N А56-41019/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 апреля 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Третьяковой Н.О.
судей Дмитриевой И.А., Згурской М.Л.
при ведении протокола судебного заседания: Ким Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-3342/2009) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Санкт-Петербургу
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.02.2009 по делу N А56-41019/2008 (судья Пасько О.В.), принятое
по заявлению ФГУП "ЦНИИ "Комета"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Санкт-Петербургу
об обязании возвратить денежные средства
при участии:
от заявителя: Маковская О.Ф. - доверенность от 01.01.2009 N 10/20;
от ответчика: Росицкая Г.И. доверенность от 21.05.2008 N 17/17801;
установил:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Центральный научно-исследовательский институт "КОМЕТА" (далее - Предприятие, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской обратилось с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Санкт-Петербургу (далее - инспекция, налоговый орган) об обязании возвратить 1 409 055,75 руб. ошибочно перечисленных страховых взносов и 169 686,96 руб. процентов в соответствии со статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за нарушение срока возврата.
Решением суда от 05.02.2009 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не распространяется установленный статьей 78 НК РФ порядок зачета (возврата) сумм излишне уплаченных (взысканных) налогов.
В судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, а представитель Предприятия просил жалобу оставить без удовлетворения, решение суда - без изменения.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Предприятие в результате ошибки (неправильное указание кода бюджетной классификации), допущенной при оформлении платежных поручений N 171 от 14.02.2007 и N326 от 14.03.2007 перечислило 1 409 055,75 руб. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть трудовой пенсии вместо страховой части трудовой пенсии.
После обнаружения допущенной ошибки Предприятие 31.05.2007 платежным поручением N 847 перечислило 1 410 000 руб. страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии.
Поскольку у Предприятия образовалась переплата по страховым взносам, уплачиваемым на накопительную часть трудовой пенсии, заявитель 22.03.2007, 07.11.2007, 22.04.2008 направило в инспекцию заявления о возврате на расчетный счет предприятия ошибочно уплаченных страховых взносов (листы дела 9, 13, 17).
Уведомлениями N 1199 от 27.11.2007, N 18/480-1 от 27.05.2008 налоговый орган отказал заявителю в проведении возврата страховых взносов, указав на то, что возврат взносов на обязательное пенсионное страхование не может быть произведен налоговыми органами в порядке статьи 78 НК РФ (лист дела 14, 19).
Отказ налогового органа в возврате ошибочно уплаченных Предприятием страховых взносов, послужил основанием для обращения в суд с настоящим заявлением.
Установив отсутствие у заявителя задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, суд первой инстанции удовлетворил требования заявителя, указав при этом, что обязанность по возврату (зачету) страхователям излишне (ошибочно) уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование возложена на налоговый орган, как на администратора поступлений по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в Пенсионный фонд.
Выслушав мнение сторон, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы налогового органа.
При рассмотрении дела суд установил, что Предприятие ошибочно уплатило по платежным поручениям от 14.02.2007 N 171 и от 14.03.2007 N 326 в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации 1 409 055,75 руб. страховых взносов на КБК, предназначенный для зачисления страховых взносов, направляемых на финансирование накопительной части трудовой пенсии страхователями-работодателями. В связи с этим у него образовалась переплата по КБК 18210202020061000160.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации", действовавшего до 31.12.2007, и на основании статьи 6 и пункта 2 статьи 20 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 01.01.2008), Федерального закона от 21.07.2007 N 182-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" (приложение 1) Федеральная налоговая служба признана главным администратором доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, недоимке, пеням и штрафам.
Администратор доходов бюджета согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В числе бюджетных полномочий администратора доходов бюджета, определенных пунктом 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, указаны полномочия по принятию решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, процентов за несвоевременное осуществление такого возврата, процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представлению поручений в органы Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
Таким образом, администраторы доходов бюджета в лице налоговых органов наделены бюджетными полномочиями по принятию решений о зачете (возврате) излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Довод подателя жалобы о том, что положения статьи 78 НК РФ не могут применяться при осуществлении возврата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, суд апелляционной инстанции отклоняет как несостоятельный.
В соответствии со статьей 2 Закона N 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом. Поскольку Законом N 167-ФЗ не установлен порядок зачета сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, то данные правоотношения регулируются нормами Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном данной статьей.
Суд первой инстанции, установив отсутствие у заявителя задолженности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, правомерно возложил на налоговый орган обязанность возвратить предприятию 1 409 055,75 руб. излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Согласно пункту 6 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченного налога, невозвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый календарный день нарушения срока возврата (пункт 10 статьи 78 НК РФ).
В связи с несоблюдением инспекцией положений пункта 6 статьи 78 НК РФ, суд признал обоснованным требование предприятия о взыскании процентов за несвоевременный возврат излишне уплаченных страховых взносов в размере 169 686, 96 руб. Расчет суммы процентов проверен судом и не оспаривается налоговым органом (лист дела 52).
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции находит, что при рассмотрении спора суд первой инстанции применил нормы материального и процессуального права в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и имеющимися в деле доказательствами, в связи с чем, обжалуемый судебный акт отмене не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.02.2009 по делу N А56-41019/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.О. Третьякова |
Судьи |
И.А. Дмитриева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-41019/2008
Истец: ФГУП "ЦНИИ "Комета"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N17 по Санкт-Петербургу