г. Санкт-Петербург
17 апреля 2009 г. |
Дело N А26-5905/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 апреля 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 апреля 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л.В.Зотеевой
судей И.Г.Савицкой, А.Б.Семеновой
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Денисюк М.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2365/2009) ООО "Ранта-Тур" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 15.01.2009 по делу N А26-5905/2008 (судья Васильева Л.А.), принятое
по иску (заявлению) общества с ограниченной ответственностью "Ранта-Тур"
к Администрации Питкярантского Муниципального района
3-и лица: 1)Администрация Питкярантского городского поселения,
2) общество с ограниченной ответственностью "ПТО Питкяранта"
о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта
при участии:
от истца (заявителя): предст. Флотского С.П. - доверенность от 01.10.2008
от ответчика (должника): предст. Нурмухаметовой Н.М. - доверенность N 7 от 28.01.2009
от 3-х лиц: от Администрации Питкярантского городского поселения: не явился (извещен);
от ООО "ПТО Питкяранта": предст. Тимошенко В.С. - доверенность N 01/03 от 25.03.2009; предст. Григорьевой Т.В, - доверенность N 2 от 01.01.2009; предст. Ноздрина И.В, - доверенность от 07.04.2009; ген. директора Журавлева Л.М.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Ранта-Тур" (далее - общество, заявитель), изменив заявленные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Администрации Питкярантского муниципального района (далее - ответчик, Администрация) о признании незаконными решения комиссии по вопросам управления и распоряжения земельными участками на территории Питкярантского муниципального района от 29.01.2008 N 2 в части отказа ООО "Ранта-Тур" в предварительном согласовании земельного участка (вопрос N 2), и решения Комиссии от 12.02.2008 N 3 в части предоставления земельного участка с предварительным согласованием обществу с ограниченной ответственностью "ПТО Питкяранта" (вопрос N 1).
Обществом также заявлено требование о восстановлении предусмотренного статьей 198 АПК РФ срока на обращение в суд с заявлением об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, к участию в деле привлечены Администрация Питкярантского городского поселения и Общество с ограниченной ответственностью "ПТО Питкяранта".
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 15 января 2009 года в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе ООО "Ранта-Тур" просит решение суда первой инстанции отменить и вынести новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, судом не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела. Податель жалобы указывает, что Жолобов В.С. обращался с заявлением в комиссию как руководитель ООО "Ранта-Тур", действовавший в интересах общества, а не как физическое лицо. Суд не дал оценки имеющимся в материалах дела противоречивым документам, а именно: письмом от 19.05.2008 N 585 администрация Питкярантского городского поселения согласовала предоставление спорного земельного участка ООО "Ранта-Тур", а Комиссия решением от 12.02.2008 согласовала выделение этого же земельного участка ООО "ПТО Питкяранта". Кроме того, суд, по мнению подателя жалобы, необоснованно ограничил право лица на доступ к правосудию, отказав в восстановлении пропущенного на подачу заявления срока.
Представитель ООО "Ранта-Тур" в судебном заседании поддержал доводы жалобы. Представители Администрации Питкярантского муниципального района и ООО "ПТО Питкяранта" доводы жалобы отклонили по основаниям, изложенным в письменном отзыве и дополнении к нему.
Представители третьего лица - Администрации Питкярантского городского поселения, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились, отзыв на жалобу не представили, что в силу части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы по существу в настоящем судебном заседании.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 23.01.2008 ООО "ПТО Питкяранта" обратилось в Администрацию Питкярантского муниципального района с заявлением о выборе земельного участка ориентировочной площадью 4,8 га, расположенного в 3500 м от г. Питкяранта на северо-запад и предварительном согласовании места размещения туристско-гостиничного комплекса.
Решением постоянно действующей комиссии по вопросам управления и распоряжения земельными участками на территории Питкярантского муниципального района (далее - Комиссия) рассмотрение указанного заявления было отложено в связи с отсутствием согласования места размещения объекта с главой Питкярантского городского поселения, что нашло отражение в Протоколе N 2 от 29.01.2008, вопрос N 15 (т.1, л.д.113-117).
07.02.2008 в Администрацию Питкярантского муниципального района с заявлением о выборе этого же земельного участка ориентировочной площадью 4,8 га, расположенного в 3500 м от г. Питкяранта на северо-запад и предварительном согласовании места размещения объекта (база отдыха) обратился Жолобов Владимир Станиславович.
Решением Комиссии от 12.02.2008 Жолобову В.С. было отказано в удовлетворении заявления, поскольку этим же решением Комиссия сочла возможным предоставление указанного земельного участка ООО "ПТО Питкяранта" (т.1, л.д.120-124).
19.03.2008 ООО "Ранта-Тур" обратилось в Администрацию Питкярантского муниципального района с заявлением о согласовании выделения земельного участка ориентировочной площадью 4,8 га, расположенного в 3500 м от г. Питкяранта на северо-запад, с предварительным согласованием места размещения базы отдыха и дальнейшего развития охотхозяйства из земель запаса с предоставлением в аренду для строительства (т.1,л.д.28).
Письмом N 1122 от 09.04.2008 Администрация уведомила Общество, что решением Комиссии от 12.02.2008 согласовано выделение испрашиваемого земельного участка ООО "ПТО Питкяранта" (т.1, л.д.22).
Постановлением главы Администрации Питкярантского муниципального района от 11.07.2008 N 554 в соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации для ООО "ПТО Питкяранта" предварительно согласовано место размещения туристско-гостиничного комплекса на три года на землях запаса ориентировочной площадью 7,0 га в районе города Питкяранта, в 3200 м севернее городской черты, и утвержден акт о выборе земельного участка под размещение туристско-гостиничного комплекса от 12.05.2008 и проект границ земельного участка (т.1, л.д.94).
Как указано в пункте 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 2 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
Статьей 11 ЗК РФ установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Исходя из смысла вышеперечисленных норм, установление порядка предоставления земельных участков с предварительным согласованием мест размещения объекта не относится к компетенции органов местного самоуправления, которые осуществляют лишь управление и распоряжение такими земельными участками. Субъектом Российской Федерации - Республикой Карелия такой порядок не разработан и в установленном порядке не принят. Таким образом, Администрация Питкярантского муниципального района при решении вопроса о предоставлении земельного участка с предварительным согласованием мест размещения объекта руководствовалась положениями статей 30 и 31 ЗК РФ.
Доводы подателя жалобы о том, что спорный земельный участок был согласован ООО "Ранта-Тур" еще в январе 2008 года Администрацией Питкярантского городского поселения не основаны на нормах действующего земельного законодательства, так как согласование данного вопроса в силу вышеприведенных норм отнесено к компетенции органов местного самоуправления, в данном случае - Администрации Питкярантского муниципального района.
Согласно статье 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, если полагает, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на него какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу указанной нормы основанием для признания ненормативного правового акта недействительным, решений государственных и иных органов незаконными является одновременно несоответствие такого акта (решения) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, на заседании комиссии 29.01.2008 не рассматривалось заявление ООО "Ранта-Тур", поскольку данная организация в Администрацию до указанной даты с заявлением о предоставлении земельного участка не обращалась. Никаких решений Комиссия 29.01.2008 в отношении спорного земельного участка не принимала. Ссылка заявителя на выписку из протокола комиссии от 29.01.2008 (том 1, л.д. 20), которым Жолобову В.С. было отказано в предварительном согласовании спорного земельного участка несостоятельна, так как указанная выписка, подписанная начальником канцелярии Пимоновой Л.В., не соответствует полному тексту Протокола N 2 от 29.01.2008, из которого следует, что 29.01.2008 вопрос о предоставлении спорного земельного участка не рассматривался, а следовательно, решения, принятые Комиссией 29.01.2008, не могли затронуть права и законные интересы заявителя.
07.02.2008 в Администрацию поступило заявление гражданина Жолобова В.С., которое было рассмотрено на заседании комиссии 12.02.2008 (вопрос N 2), и именно гражданину Жолобову В.С., а не ООО "Ранта-Тур" указанным решением Комиссии было отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка.
Доводы подателя жалобы о том, что заявление подавалось Жолобовым В.С. как директором ООО "Ранта-Тур", о чем свидетельствует выданная Устинович Т.Р., подписавшей заявление от 07.02.2008, доверенность, не подтверждены соответствующими доказательствами, так как заявитель не доказал, что указанная доверенность, а также иные необходимые для согласования земельного участка документы были представлены ООО "Ранта-Тур" в Администрацию Питкярантского муниципального района вместе с заявлением от 07.02.2008. Такие документы не были представлены суду апелляционной инстанции ни заявителем, ни Администрацией Питкярантского муниципального района. При этом Администрация вообще отрицала сам факт представления заявителем каких-либо документов, а представитель ООО "Ранта-Тур" опровергнуть данный довод не смог.
Таким образом, оспариваемые решения Комиссии не повлекли нарушение прав заявителя.
Фактически отказано ООО "Ранта-Тур" в согласовании выделения спорного земельного письмом Администрации от 09.04.2008 N 1122.
Однако данный отказ, а также Постановление главы Администрации Питкярантского муниципального района от 11.07.2008 N 554, которым ООО "ПТО Питкяранта" предварительно согласовано место размещения туристско-гостиничного комплекса на три года на землях запаса ориентировочной площадью 7,0 га в районе города Питкяранта, в 3200 м севернее городской черты, и утверждены акт о выборе земельного участка от 12.05.2008 и проект границ земельного участка (т.1, л.д.94), которыми действительно затрагивались права ООО "Ранта-Тур", Общество не оспаривает.
В данном случае пропуск заявителем срока, установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ, не имеет правового значения для рассмотрения настоящего спора, так как обществом избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права.
Учитывая вышеизложенное, оснований для отмены решения от 15.01.2009 и удовлетворении апелляционной жалобы ООО "Ранта-Тур" не имеется.
Расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 1000 рублей подлежат оставлению на ее подателе.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 15 января 2009 года по делу N А26-5905/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Ранта-Тур" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-5905/2008
Истец: общество с ограниченной ответственностью "Ранта-Тур"
Ответчик: Администрация Питкярантского Муниципального района
Третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "ПТО Питкяранта", Администрация Питкярантского городского поселения
Хронология рассмотрения дела:
17.04.2009 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-2365/2009