г. Санкт-Петербург
20 апреля 2009 г. |
Дело N А56-52320/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 апреля 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фокиной Е.А.
судей Борисовой Г.В., Лопато И.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Соловьевой Т.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 13АП-3282/2009, 13АП-3379/2009) Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу и ОАО энергетики и электрификации "Ленэнерго" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11 февраля 2009 года по делу N А56-52320/2008 (судья Гранова Е.А.), принятое
по заявлению ОАО "Ленэнерго"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу
об оспаривании постановления и предписания
при участии:
от заявителя: Богданов С.Г., доверенность 3 7-09 от 11.01.2009.
от ответчика: Давыдова О.А., доверенность N 78-00-15/22-106-09 от 11.01.2009.
установил:
Открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Ленэнерго" (далее - Общество, ОАО "Ленэнерго", заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными и отмене постановления Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу в Невском и Красногвардейском районах (далее - Территориальный отдел, Роспотребнадзор) от 06.11.2008 по делу об административном правонарушении N 78-03-06-1549 13.11.2008 и предписания от 06.11.2008 N Ю 78-03-06-774/ПР-08.
Решением от 11.02.2009 заявленные требования удовлетворены частично. Суд признал незаконным и отменил постановление Территориального отдела от 06.11.2008 по делу об административном правонарушении N 78-03-06-1549; в удовлетворении требования о признании незаконным и отмене предписания N Ю 78-03-06-774/ПР-08 от 06.11.2008 отказал.
Не согласившись с решением суда, стороны направили апелляционные жалобы.
В апелляционной жалобе Роспотребнадзор просит отменить решение суда от 11.02.2008. Как указывает Роспотребнадзор, им были приняты все меры для надлежащего извещения юридического лица о дате и месте рассмотрения административного дела и соблюдены требования части 1 статьи 25.1 и части 3 статьи 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ); материалами дела подтверждается вина Общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 КоАП РФ; обстоятельства, исключающие административную ответственность, отсутствуют.
В апелляционной жалобе ОАО "Ленэнерго" просит отменить решение суда от 11.02.2009 в части отказа в удовлетворении заявленного требования о признании незаконным и отмене предписания N Ю 78-03-06-774/ПР-08 от 06.11.2008. Как указывает Общество, признание незаконным постановления по делу об административном правонарушении N 78-03-06-1529, означает отсутствие вины заявителя во вмененном ему правонарушении, что является основанием для отмены Предписания от 06.11.2008 N Ю 78-03-06-774/ПР-08. В обоснование своей позиции Общество ссылается на письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 07.03.2006 N 0100/2473-06-32.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы своих апелляционных жалоб.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения главного государственного санитарного врача по Невскому и Красногвардейскому районам от 17.10.2008 N 78-03-06-2224/08 уполномоченным должностным лицом Территориального отдела 23.10.2008 проведены внеплановые мероприятия по контролю за соблюдением санитарного законодательства на предприятии ОАО "Ленэнерго" "Пригородные электрические сети", расположенного по адресу: Санкт-Петербург, ул. Ольги Берггольц, д. 32 ПС N 34.
В ходе проверки выявлены следующие нарушения:
- в нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения не выполнены мероприятия, предусмотренные проектом обоснования санитарно-защитной зоны, в соответствии с санитарно-эпидемиологическим заключением N 78.01.03.000.Т.003300.11.06 от 10.11.2006;
- превышение до 13 Дб по звуковому давлению и уровню звука в режиме проветривания для ночного времени суток в обследуемой квартире N 8 дома 34 по ул.О.Берггольц;
- превышение уровней шума на селитебной территории до 9 дБ в двух метрах от фасада здания, что является нарушением статьей 11, 23, 24 Федерального закона N 52 от 30.03.1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пункта 4 СН 2.2.4/2.1.8.562-96 "Шум на рабочих местах, в помещениях жилых и общественных зданий и на территории жилой застройки".
Уровень шума зафиксирован в протоколе измерений от 06.10.2008 N 1017/158/ш, из которого следует, что источником возникновения шума является трансформаторная подстанция N 34 высоковольтной сети ОАО "Ленэнерго 2".
По результатам проверки составлен протокол об административном правонарушении от 23.10.2008 N Ю 78-03-06-2224/08 и 06.11.2008 вынесено постановление по делу об административном правонарушении N Ю 78-03-06-1549, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде 20 000 рублей штрафа.
В тот же день - 06.11.2008 Роспотребнадзором по результатам проведенного внепланового мероприятия по контролю вынесено предписание N Ю 78-03-06-774/ПР-08, которым заявителю предписано в срок до 15.12.2008 обеспечить нормативные уровни шума для дневного и ночного времени суток, представить контрольные инструментальные исследования; в срок до 01.02.2009 обеспечить выполнение мероприятий, предусмотренных проектом обоснования санитарно-защитной зоны в соответствии с санитарно-эпидемиологическим заключение N 78.01.03.000.Т.003300.11.06 от 10112006.
Считая постановление по делу об административном правонарушении N Ю 78-03-06-1549 и предписание незаконными, ОАО "Ленэнерго" оспорило их в судебном порядке.
Суд первой инстанции, частично удовлетворяя заявленные требования, правомерно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Согласно части 1 статьи 23 Закона N 52-ФЗ жилые помещения по площади, планировке, освещенности, инсоляции, микроклимату, воздухообмену, уровням шума, вибрации, ионизирующих и неионизирующих излучений должны соответствовать санитарным правилам в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания независимо от его срока.
Критерии безопасности и (или) безвредности условий работ с источниками физических факторов воздействия на человека, в том числе предельно допустимые уровни воздействия, устанавливаются санитарными правилами.
Применительно к уровню шума такие требования установлены СанПиН 2.1.2.1002-00 "Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям. Санитарные правила и нормативы", утвержденные Минздравом России от 15.12.2000 и СН 2.2.4/2.1.8.562-96 "Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки. Санитарные нормы", утвержденные Постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 31.10.1996 N 36.
Несоблюдение указанных нормативных требований влечет за собой административную ответственность в соответствии со статьей 6.3 КоАП РФ, которая предусматривает ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Из протокола измерений уровня шума N 1017/158/ш от 06.10.2008 следует, что уровень шума в квартире N 8 дома N 34 по улице О. Берггольц составил 38 дБ при норме 25 дБ, предусмотренной пунктом 4 СН 2.2.4./2.1.8.562-96. Указанные обстоятельства заявителем не оспариваются.
Согласно пункту 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Статьей 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность.
Суд первой инстанции на основании указанного протокола измерений шума N 1017/158/ш от 06.10.2008 и протокола об административном правонарушении от 23.10.2008 N Ю 78-03-06-2224/08 пришел к правильному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 КоАП РФ.
Таким образом, довод ОАО "Ленэнерго" об отсутствии в его действиях вины в совершении административного правонарушения подлежит отклонению.
Вместе с тем, суд первой инстанции, установив нарушения Роспотребнадзором процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, признал незаконным и отменил оспариваемое постановление.
В соответствии со статьей 25.4, статьей 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется и дело об административном правонарушении рассматривается с участием законного представителя юридического лица или защитника (при рассмотрении дела), в отсутствие указанного лица протокол может быть составлен, а дело рассмотрено, если имеются данные о надлежащем извещении этих лиц о времени и месте составления протокола и рассмотрения дела.
Согласно статье 29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела; разъясняются лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности; рассматриваются заявленные отводы и ходатайства.
Как следует из письма от 17.10.2008 N 78-03-06/4281/08, Территориальный отдел предлагал заявителю обеспечить 20.10.2008 явку ответственного представителя юридического лица с надлежаще оформленной доверенностью для ознакомления и подписи документов.
23.10.2008 в присутствии Косиновой М.Г., действовавшей по доверенности N 4973/038/37 от 21.10.2008, составлен протокол об административной правонарушении N Ю 78-03-06-2224/08. Вместе с тем доказательства, подтверждающие уведомление о дате и месте составления протокола об административном правонарушении (23.10.2008) отсутствуют. Имеющееся в материалах дела указанное выше письмо не является доказательством уведомления заявителя о дате составления протокола, поскольку не содержит сведения о дате и месте составления протокола об административном правонарушении.
Кроме того, Косинова М.Г. действовала на основании доверенности, выданной директором филиала ОАО "Ленэнерго" "ПрЭС" А.В.Курилкиным в порядке передоверия с нарушением статьи 187 ГК РФ. Последний на основании доверенности N 218-08 от 20.06.2008 уполномочен ОАО "Ленэнерго" лично представлять интересы Общества в административных органах, в том числе подписывать протоколы, постановления об административных правонарушениях, предписания.
Письмом от 30.10.2008 N 78-03-06/4442/08, направленным в адрес Общества, Территориальный орган предложил заявителю явиться 06.11.2008 также для ознакомления и подписи документов. Вместе с тем, 06.11.2008 должностным лицом Роспотребнадзором вынесено постановление по делу об административном правонарушении N Ю 78-03-06-1549. Указанное письмо также не является надлежащим доказательством извещения Общества, поскольку не содержит сведений о назначении на 06.11.2008 рассмотрения дела об административном правонарушении.
Имеющееся в материалах дела определение о назначении времени и места рассмотрения дела от 23.01.2008 не является надлежащим доказательством уведомления общества, поскольку сведения о направлении и получении указанного определения Обществом в материалах дела отсутствуют. Представитель Общества в судебном заседании отрицал получение ОАО "Ленэнерго" данного определения.
В силу пункта 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
Нарушение административным органом положений статей 25.1, 29.7 КоАП РФ, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, носит существенный характер и является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа в силу части 2 статьи 211 АПК РФ.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о допущении Роспотребнадзором в ходе административного производства процессуальных норм и отменил постановление от 06.11.2008 N 78-03-06-1549.
Обжалуемое ОАО "Ленэнерго" предписание N Ю 78-03-06-773/ПР-08 от 06.11.2008 является самостоятельным актом Роспотребнадзора, вынесенным по результатам мероприятия по контролю, и не связано с привлечением Общества к административной ответственности. Суд апелляционной инстанции считает, что признание незаконным постановления по делу об административном правонарушении ввиду нарушения процедуры привлечения к ответственности, само по себе не является основанием для признания недействительным предписания об устранении нарушений законодательства.
Ссылка ОАО "Ленэнерго" на письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 07.03.2006 N 0100/2473-06-32 "О разъяснении отдельных положений действующего законодательства" является несостоятельной, поскольку оно не является правоустанавливающим нормативным актом или официальным толкованием и выражает позицию руководства названного органа.
Судом первой инстанции правильно применены нормы материального права с учетом фактических обстоятельств дела, не допущено нарушений норм процессуального права, поэтому апелляционный суд не усматривает оснований для удовлетворения жалоб и отмены решения суда первой инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11 февраля 2009 года по делу N А56-52320/2008 оставить без изменения, апелляционные жалобы Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу и ОАО энергетики и электрификации "Ленэнерго" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Е.А. Фокина |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-52320/2008
Истец: ОАО "Ленэнерго"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу, ТО Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу в Невском и Красногвардейском районах
Хронология рассмотрения дела:
20.04.2009 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-3282/2009