г. Санкт-Петербург
23 апреля 2009 г. |
Дело N А21-8161/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 апреля 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фокиной Е.А.
судей Борисовой Г.В., Лопато И.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Соловьевой Т.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2204/2009) Территориального управления Федерального агентства по управлению городским имуществом по Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 29 декабря 2008 года по делу N А21-8161/2008 (судья Залужная Ю.Д.), принятое
по заявлению ЗАО "Балттуринвест"
к Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Калининградской области, Администрации Светлогорского городского округа Калининградской области
3-е лицо: Управление Роснедвижимости по Калининградской области
о признании недействительным задания на проектирование границ земельного участка и постановления
при участии:
от заявителя: Николаенко О.А., генеральный директор, протокол N 31/10/2008 от 31.10.2008, Исаева А.В., доверенность от 18.03.2009.
от ответчика: - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Калининградской области - Чиколаев С.М., доверенность N ЕМ-36 от 03.09.2008;
- Администрации Светлогорского городского округа Калининградской области - не явился, извещен.
от 3-го лица: не явился, извещен.
установил:
Закрытое акционерное общество "Балттуринвест" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Калининградской области (далее - Управление Росимущества), в котором просил признать, что земельные участки с кадастровыми номерами 39:17:01-00-02:0060 и 39:17:01-00-02:0059, расположенные в г.Светлогорск, ул.Ленина, 31 и пер.Береговой, относятся к категории земель "земли населенных пунктов" и не имеют ограничений (обременений), установленных для первой зоны округа санитарной охраны курорта; обязать Росимущество устранить кадастровую ошибку в сведениях государственного кадастра недвижимости, касающуюся категории земель земельных участков с указанными кадастровыми номерами и исключить из обременений этих участков указание, что участки относятся к первой зоне округа санитарной охраны курорта.
Судом вынесены определения:
- от 25.11.2008 о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица Управление федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Калининградской области (т.1 л.д.88);
- от 10.12.2008 о процессуальном правопреемстве, Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Калининградской области заменено на Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Калининградской области (т.3 л.д.12);
- от 18.12.2008 о привлечении к участию в деле в качестве второго ответчика Администрации Светлогорского городского округа (т. 3 л.д.156).
Судом принято уточнение заявленного требования, в соответствии с которым Общество просило признать недействительными:
- пункт 5 задания на проектирование границ земельного участка площадью 6004 кв.м в г. Светлогорск, пер.Береговой, согласованного и утвержденного ответчиками 04.04.2008, а также пункт 5 задания на проектирования границ земельного участка площадью 530 кв.м в г.Светлогорск, ул.Ленина, 31, согласованного и утвержденного ответчиками 29.05.2008, в части указания наличия ограничений в использовании земельных участков: "Земли особо охраняемых территорий и объектов, ограниченные в обороте";
- пункт 2 постановления N 662 от 07.05.2008 главы Светлогорского городского округа (мэра) в части установления категории земельного участка - земли особо охраняемых территории, и указания на то, что участок расположен в первой зоне округа санитарной охраны курорта федерального значения Светлогорск-Отрадное и ограничен в обороте, а также пункт 2 постановления N 848 от 07.06.2008 главы Светлогорского городского округа (мэра) в части установления категории земельного участка - земли особо охраняемых территорий, и указания на то, что участок расположен в первой зоне округа санитарной охраны курорта федерального значения Светлогорск-Отрадное и ограничен в обороте.
Решением от 29.12.2008 суд удовлетворил заявленные требования в полном объеме.
Не согласившись с решением суда, Управление Росимущества заявило апелляционную жалобу и дополнения к ней, в которых ссылается на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение норм материального права.
ЗАО "Балттуринвест" представило письменный отзыв и дополнительные пояснения с изложением своих возражений на апелляционную жалобу.
На отзыв Общества Управление Росимущества дополнительно представило письменные пояснения.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке в отсутствие надлежащим образом извещенных Администрации Светлогорского городского округа и Управления федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Калининградской области (далее - Управление Роснедвижимости).
Как следует из материалов дела и установлено судом, заявителю принадлежат на праве собственности два земельных участка с КН 39:17:01-00-02-0029 и 39:17:01-00-02-0027, на которых расположены нежилые здания (бывшего Светлогорского Центрального военного санатория), также принадлежащие Обществу на праве собственности.
Полагая, что дренажная система, предназначенная для отвода ливневых вод, располагавшаяся ранее на земельном участке, примыкавшем к границам земельного участка с кадастровым номером 39:17:01-00-02-0027, полностью разрушена, вследствие чего происходит процесс "сползания" здания корпуса бывшего санатория в сторону моря, Общество обратилось в Управление Росимущества с заявлением об утверждении проекта границ вновь формируемого земельного участка площадью 6004 кв.м, расположенного в г.Светлогрск, пер.Береговой и выдаче задания на формирование границ земельного участка площадью 530 кв.м, расположенного в г.Светлогорск, ул.Ленина, 21.
Отказ Управления Росимущества обжаловался Обществом в арбитражном суде. Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Калининградской области по делу N А21-5530/2007 отказ Управления Росимущества в утверждении проекта границ вновь формируемого земельного участка площадью 6004 кв.м и выдаче задания на формирование границ земельного участка площадью 530 кв.м признан незаконным (т.3 л.д.52-67, т.5 л.д.79-81).
29.05.2008 ответчиками утверждено задание на проектирование границ земельного участка площадью 530 кв.м, выделяемого из состава земельного участка федеральной собственности с кадастровым номером 39:17:010002:56.
04.04.2008 ответчиками утверждено задание на проектирование границ земельного участка площадью 6004 кв., также выделяемого из состава земельного участка федеральной собственности с кадастровым номером 39:17:010002:56.
В пункте 5 обоих заданий на проектирование указано наличие ограничений в использовании земельных участков: земли особо охраняемых территорий и объектов ограниченные в обороте.
Постановлениями главы Светлогорского городского округа (мэра) от 07.05.2008 N 662 и от 07.06.2008 N 848 утверждены границы земельных участков площадью 6004 кв.м и 530 кв.м соответственно, в пункте 2 обоих постановления указана характеристика участка: категория земель - земли особо охраняемых территорий.
Сформированному земельному участку площадью 530 кв.м присвоен кадастровый номер 39:17:010002:60, земельному участку площадью 6004 кв.м - кадастровый номер 39:17:010002:59. В кадастровых паспортах обоих земельных участков в графе 8 "Категория земель" указано: земли особо охраняемых территорий и объектов.
01.09.2008 Обществом поданы заявки на приватизацию земельных участков с КН 39:17:010002:59 и 39:17:010002:60 с указанием на отсутствие ограничений оборотоспособности, установленных статьей 27 Земельного кодекса РФ и п.8 ст.28 Федерального закона N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Управлением Росимущества отказано в приватизации упомянутых земельных участков, одним из оснований отказа явилось расположение земельных участков в границах первой зоны округа санитарной охраны курорта федерального значения Светлогорск-Отрадное и отнесение к категории земель особо охраняемых территорий и объектов.
Полагая, что сведения земельного кадастра о том, что спорные земельные участки относятся к первой зоне округа санитарной охраны с указанием категории земель - земли особо охраняемых территорий и объектов, являются кадастровой ошибкой в сведениях, следствием которой явилась невозможность приватизировать земельные участки, а правоустанавливающими документами при постановке на кадастровый учет являлись постановления N 662 от 07.05.08 и N 848 от 07.06.08, а также задания на проектирования, Общество обратилось в арбитражный суд.
Изучив материалы дела, заслушав доводы представителей Общества и Управления Роснедвижимости, апелляционный суд считает апелляционную жалобу обоснованной и подлежащей удовлетворению, а решение суда - отмене, по следующим основаниям.
Из материалов дела следует и заявителем не оспаривается, что после приобретения в собственность двух нежилых зданий, для их эксплуатации и обслуживания были сформированы и приватизированы заявителем два земельных участка с кадастровыми номерами 39:17:010002:27 и 39:17:010002:29, оба с категорией "земли поселений". Поскольку площадь этих участков явна недостаточна для безаварийной эксплуатации этих зданий, дополнительно на основании решения арбитражного суда по делу N А21-5530/2007 сформированы из прилегающих земель еще два участка (площадью 6004 кв.м с кадастровым номером 39:17:010002:59 и площадью 530 кв.м с кадастровым номером 39:17:010002:60).
Общество в дополнительном отзыве на дополнение к апелляционной жалобе указывает, что в силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" он имел право на приватизацию двух дополнительных участков и это право нарушено Управлением Роснедвижимости. По мнению Общества, оно обоснованно полагало, что дополнительно сформированные земельные участки для эксплуатации принадлежащих ему зданий не ограничены в обороте и могут быть приватизированы им как собственником зданий.
Между тем, как следует из решения Арбитражного суда Калининградской области от 14.11.2007 по делу N А21-5530/2007, судом установлено, что согласно выписке из реестра федерального имущества N 6433-Ф участок площадью 105461,5 кв.м с кадастровым номером 39:17:01-00-02:0040, из которого Обществом формируются участки площадью 6004 кв.м и 530 кв.м, отнесен к землям особо охраняемых территорий с разрешенным использованием - округ санитарной охраны курорта федерального значения (т.3 л.д.58). Указанный вывод поддержан Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа, который в постановлении от 07.07.2008 также указал, что земельный участок, из которого формируются испрашиваемые земельные участки, отнесен к землям особо охраняемых территорий с разрешенным использованием - округ санитарной охраны курорта федерального значения. Цели использования испрашиваемых заявителем земельных участков не противоречат положениям постановления Правительства Российской Федерации от 07.12.1996 N 1425, устанавливающим особый режим хозяйствования, проживания и природопользования в пределах территории округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей.
ЗАО "Балттуринвест" согласилось с решением суда и постановлениями вышестоящих судебных инстанций по делу N А21-5530/2007 в полном объеме, в том числе с их мотивировочной частью.
Таким образом, довод заявителя о наличии у него оснований полагать, что дополнительно сформированные земельные участки для эксплуатации принадлежащих ему зданий не ограничены в обороте и могут быть приватизированы им как собственником зданий, противоречит материалам дела.
Согласно Выписке N 6433-Ф из реестра федерального имущества земельный участок с кадастровым номером 39:17:010002:0040 площадью 10,5416 га имеет категорию земель: земли особо охраняемых территорий, ограничен в обороте и не может предоставляться в собственность. 19.02.2007 на данный земельный участок зарегистрировано право собственности Российской Федерации (т.1 л.д.100-102).
Из земельного участка с КН 39:17:010002:0040 был сформирован земельный участок с КН 39:17:010002:0056 площадью 91684 кв.м, согласно кадастровому плану которого весь участок относится к землям особо охраняемых территорий и объектов с разрешенным использованием - округ санитарной охраны курорта федерального значения (т.3 л.д.77).
Из земельного участка с КН 39:17:010002:0056, в свою очередь, сформированы спорные земельные участки.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель из одной категории в другую в отношении земель, находящихся в федеральной собственности, осуществляется Правительством Российской Федерации. Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами. Согласно пункту 2 названной статьи категория земель указывается в актах органов исполнительной власти всех уровней.
Во исполнение названной нормы в оспариваемых заявителем ненормативных актах и указана характеристика земельных участков - земли особо охраняемых территорий.
Следовательно, вывод суда о том, что у ответчиков отсутствовали основания устанавливать в заданиях на межевание категорию земельным участкам "земли особо охраняемых территорий" противоречит земельному законодательству.
Не соглашаясь с установленной категорией земельных участков, Общество фактически предъявил требование об изменении категории земельных участков площадью 530 кв.м и 6004 кв.м, сформированных из участка с КН 39:17:010002:0056, с чем согласился суд первой инстанции.
Между тем, правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, помимо Земельного кодекса Российской Федерации установлено Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
В рассматриваемом случае установленный названным Законом порядок перевода земельных участков из категории особо охраняемых территорий в категорию земель населенных пунктов Обществом не соблюден.
Позиция заявителя о том, что земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов (п.5 ст.14 Закона N 172-ФЗ) признается апелляционным судом несостоятельной, поскольку данная норма не предполагает автоматическое присвоение категории земель населенных пунктов участкам иных категорий и не предусматривает возможности несоблюдения процедуры перевода земельных участков из одной категории в другую.
Суд первой инстанции подробно исследовал границы курорта федерального значения Светлогорск-Отрадное, положение о котором утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2000 N 633.
Суд, сославшись на постановление Совета Министров РСФСР от 31.05.1982 N 325 "Об установлении границ и режима округов санитарной охраны курортов Ашан в Бурятской АССР, Светлогорск-Отрадное и Пионерск в Калининградской области, озеро Карачи в Новосибирской области и Ундоры в Ульяновской области", в котором утверждались и описывались границы курорта республиканского значения, указал, что поименованный в названном постановлении г.Пионерский впоследствии в курорт федерального значения Светлогорск-Отрадное не вошел.
Суд пришел к выводу о невозможности применения в рассматриваемом споре постановления Совета Министров РСФСР N 325, поскольку расстояние от поворотных точек, указанное в приложении N 2 к постановлению N 325 не соответствует расстоянию между поворотными точками, указанному в кадастровом плане земельного участка с КН 39600:00-00-00:0045.
Апелляционная инстанция считает вывод суда ошибочным по следующим основаниям.
Из материалов дела следует и заявителем не оспаривается, что спорные земельные участки расположены в городе Светлогорске: пер.Береговой и ул.Ленина, 21, примыкают к земельным участкам, на которых расположены принадлежащие обществу два корпуса бывшего Светлогорского Центрального военного санатория.
При таких обстоятельствах у суда не имелось оснований для выяснения, находятся или не находятся спорные земельные участки на территории города Светлогорска, который постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.1999 N 359 "О признании курортов Зеленоградск и Светлогорск-Отрадное, расположенных в Калининградской области, курортами федерального значения".
Не имеет правового значения и факт учета земельных участков, на которых расположены принадлежащие Обществу здания бывшего санатория, как земли поселений.
Указанное обстоятельство само по себе не исключает возможности отнесения смежных земельных участков к землям особо охраняемых природных территорий.
Согласно п.2 Положения о курорте федерального значения Светлогорск-Отрадное, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2000 N 633, курорт Светлогорск-Отрадное относится к особо охраняемой природной территории.
Отсутствие регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с КН 39:17:010002:0056 (из которого выделены спорные земельные участки), на что обратил внимание суд первой инстанции, не изменяет его принадлежности к федеральной собственности, так как в соответствии со статьей 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся участки, которые признаны таковыми федеральными законами.
В силу п.6 ст.2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти.
Отнесение территории города Светлогорск-Отрадное к курорту федерального значения установлено постановлением Президиума Калининградского областного суда от 13.08.2007 по делу N 44-г-139/2007.
Помимо указанных нормативных актов, факт отнесения территории города Светлогорск-Отрадное к курорту федерального значения также установлен постановлением Президиума Калининградского областного суда от 13.08.2007 по делу N 44-г-139/2007 (т.5 л.д.54-57), которое в силу части 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеет преюдициальное значение для настоящего дела.
Следовательно, у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для вывода о невозможности применения в рассматриваемом споре постановления Совета Министров РСФСР N 325.
Судом установлено и Обществом не оспаривается, что целью использования испрашиваемого в собственность земельного участка площадью 6004 кв.м является проведение берегоукрепительных работ, целью использования земельного участка площадью 530 кв.м - обслуживание объектов рекреационного назначения: отеля "Дюна" и гостевого дома "Охотничий домик" (т.1 л.д.57).
Между тем, заявитель не представил доказательства, свидетельствующие о возможности использования спорных земельных участков в вышеназванных целях исключительно в случае их приобретения в собственность.
Таким образом, по мнению апелляционной коллегии, заявитель не доказал, что указание в оспариваемых ненормативных актах об ограничениях в использовании спорных земельных участков как земель особо охраняемых территорий и объектив, ограниченных в обороте, а также об их расположении в первой зоне округа санитарной охраны курорта федерального значения Светлогорск-Отрадное, нарушает его права и законные интересы.
Внесение указанных сведений в задания на проектирование, указание на них в постановлениях главы Светлогорского городского округа (мэра) N 662 от 07.05.2008 и N 848 от 07.06.2008 является законным и обоснованным.
При изложенных обстоятельствах апелляционная жалоба Управления Росимущества подлежит удовлетворению, а решение суда - отмене.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 29 декабря 2008 года по делу N А21-8161/2008 отменить.
В удовлетворении заявленного ЗАО "Балттуринвест" требования отказать.
Взыскать с ЗАО "Балттуринвест" в доход федерального бюджета госпошлину в размере 1000 рублей.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Е.А. Фокина |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-8161/2008
Истец: ЗАО "Балттуринвест"
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Калининградской области, Администрация Светлогорского городского округа Калининградской области
Кредитор: Управление Федеральной налоговой службы по Калининградской области
Третье лицо: Управление Роснедвижимости по Калининградской области