г. Санкт-Петербург
28 апреля 2009 г. |
Дело N А56-56997/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 апреля 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фокиной Е.А.
судей Семеновой А.Б., Шульга Л.А.
при ведении протокола судебного заседания: Соловьевой Т.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-3833/2009) Управления Федеральной налоговой службы по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16 февраля 2009 года по делу N А56-56997/2008 (судья Королева Т.В.), принятое
по заявлению ООО "Алко-Балт Логистик"
к Управлению Федеральной налоговой службы по Ленинградской области
о признании незаконным и отмене постановления
при участии:
от заявителя: Панькова Е.А., доверенность от 01.04.2008
от ответчика: Никулин А.В., доверенность N 15-06/12717 от 15.10.2008.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Алко - Балт Логистик" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной налоговой службы по Ленинградской области от 27.11.2008 N 08-16/33 в части назначения административного наказания в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением суда от 16.02.2009 постановление УФНС от 27.11.2008 N 08-16/33 изменено в части размера штрафа, который уменьшен до 100 рублей.
Не согласившись с решением, УФНС по Ленинградской области направила апелляционную жалобу, в которой просила решение суда отменить. По мнению подателя жалобы, назначение наказания ниже низшего предела нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено.
В судебном заседании представитель УФНС поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Общества, считая решение суда законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, постановлением Инспекции от 27.11.2008 N 08-16/33 заявитель привлечен к административной ответственности по статье 15.13 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 30 000 руб. Обществу вменено в вину несвоевременное предоставление на бумажном носителе и в электронном виде декларации об объемах производства, оборота и использования этилового спирта и спиртосодержащей продукции по обособленному подразделению, расположенному по адресу: Санкт-Петербург, Октябрьская наб., д. 50, лит. А28, за 3 квартал 2008 года. Указанный факт оценен инспекцией как нарушение статей 14 и 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ), пунктов 4 и 5 Положения о предоставлении деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.12.2005 N 858.
Считая данное постановление незаконным в части назначения наказания ввиду малозначительности совершенного деяния, Общество оспорило его в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии хозяйственной деятельности Общества и уменьшил размер взыскиваемого штрафа до 100 рублей.
Между тем судом не учтено следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона N 171-ФЗ организации, осуществляющие производство, закупку и поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и оборота. Согласно пункту 3 названной статьи организации, осуществляющие закупку этилового спирта для производства алкогольной и спиртосодержащей продукции, должны декларировать объем использования этилового спирта. Порядок представления деклараций и форма деклараций устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства или оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (статья 26 Закона N 171-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 858 утверждено Положение о представлении деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - Положение о представлении деклараций), в соответствии с пунктом 4 которого декларации представляются в территориальные налоговые органы ежеквартально (за отчетный период) не позднее 10-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, а за IV квартал года - не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
Ответственность за уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, либо несвоевременная подача одной из таких деклараций, либо включение в одну из таких деклараций заведомо искаженных данных предусмотрена статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт несвоевременного предоставления декларации об объемах производства, оборота и использования этилового спирта и спиртосодержащей продукции подтверждается материалами дела и не оспаривается заявителем.
Согласно пункту 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В пункте 21 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что статьей 4.2 КоАП РФ определены обстоятельства, смягчающие административную ответственность и подлежащие учету при назначении административного наказания. При применении данной нормы и определении конкретного размера штрафа судам необходимо исходить из того, что в силу частей 1 и 2 статьи 4.1 КоАП РФ размер штрафа не может быть установлен ниже предела, предусмотренного соответствующей статьей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, из определения Конституционного Суда Российской Федерации от 05.11.2003 N 349-О следует, что наделение судов правом назначать наказания ниже низшего предела, установленного законом, возможно только путем внесения соответствующих изменений и дополнений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, что является прерогативой законодателя.
Санкцией статьи 15.13 КоАП РФ предусмотрен для юридических лиц штраф в размере от 30 000 рублей до 40 000 рублей, то есть, установлен дифференцированный по размеру штраф, определены его минимальный и максимальный пределы, что позволяет применять эту меру наказания с учетом характера совершенного административного правонарушения, имущественного и финансового положения правонарушителя, а также обстоятельств, смягчающих либо отягчающих административную ответственность (статьи 4.1 и 4.2 КоАП РФ). В нарушение данной нормы и приведенных выше разъяснений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Конституционного Суда Российской Федерации, суд неправомерно снизил размер штрафа до 100 руб.
В рассматриваемом случае, руководствуясь частью 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд считает возможным применить положения статьи 2.9 КоАП РФ, в соответствии с которой суд вправе при малозначительности совершенного административного правонарушения освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности.
Как указано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 N 11-П, санкции штрафного характера должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам.
В пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.04 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, административные органы при разрешении вопроса о привлечении к административной ответственности обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.
В судебном заседании апелляционного суда представитель Общества пояснил, что декларация об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за 3 квартал 2008 года по обособленному подразделении в Санкт-Петербурге была представлена своевременно - 06.10.3008, но ошибочно в Управление ФНС по Санкт-Петербургу, а не в Управление ФНС по Ленинградской области. Указанное обстоятельство подтверждается материалами дела (л.д.27).
В связи с получением предписания от 30.10.2008 N 08-08-02/13560 о предоставлении в десятидневный срок деклараций, установленных пунктом 4 Положения, ошибка была исправлена, соответствующие декларации представлены в Управление ФНС России по Ленинградской области.
Апелляционная коллегия принимает во внимание, что декларации фактически были представлены в установленный срок, но по ошибке в иной налоговый орган, что свидетельствует об отсутствии у организации намерения совершить административное правонарушение; фактическое отсутствие хозяйственной деятельности Общества ("нулевые" декларации), то есть в настоящем случае при формальном наличии всех признаков состава правонарушения отсутствует существенная угроза охраняемым законом общественным отношениям ввиду крайне незначительной степени социальной опасности деяния.
Кроме того, суд апелляционной инстанции обращает внимание, что дата изготовления решения суда в полном объеме, имеющегося в материалах дела и подписанного судьей, не совпадает с датой копии судебного акта, направленного сторонам.
Учитывая изложенное, решение суда подлежит отмене.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16 февраля 2009 года по делу N А56-56997/2008 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной налоговой службы по Ленинградской области N 08-16/33 от 27.11.2008 по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания ООО "Алко-Балт Логистик" (ИНН 4713008240, зарегистрированного по адресу: Ленинградская обл., г. Сланцы, Комсомольское шоссе, 7-9) на основании статьи 15.13 КоАП РФ).
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Е.А. Фокина |
Судьи |
А.Б. Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-56997/2008
Истец: ООО "Алко-Балт Логистик"
Ответчик: Управление Федеральной налоговой службы по Ленинградской области