г. Санкт-Петербург
27 апреля 2009 г. |
Дело N А56-48146/2004 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 апреля 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 апреля 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего М. Л. Згурской
судей Н. И. Протас, Н. О. Третьяковой
при ведении протокола судебного заседания: О. В. Енисейской
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-3092/2009) (заявление) ИП Липатова Ю. Н. на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.02.2009 по делу N А56-48146/2004 (судья Т. В. Галкина), принятое
по иску (заявлению) Межрайонной ИФНС России N 22 по Санкт-Петербургу
к индивидуальному предпринимателю Липатову Ю.Н.
о взыскании налога и пени
при участии:
от заявителя: Ермилов Д. К. (доверенность от 11.01.2009 N 13/50)
от ответчика: Липатов Ю. Н. (паспорт, свидетельство от 28.12.2004 серия 78 N 002974977)
установил:
ИМНС России по Красносельскому району Санкт-Петербурга (заменена при рассмотрении дела на правопреемника - Межрайонную ИФНС России N 22 по Санкт-Петербургу, далее - Инспекция, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с предпринимателя без образования юридического лица Липатова Юрия Николаевича (далее - Предприниматель) недоимки по налогам в сумме 194 437,39 руб., пени в сумме 26 136,55 руб., штрафов по пункту 1 статьи 119, пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в общей сумме 88 590,76 руб. на основании решения Инспекции о привлечении к налоговой ответственности от 29.06.2004 N 107.
Определениями Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.01.2005 и от 31.05.2006 производство по делу приостанавливалось до рассмотрения дела N А56-43337/2004, в рамках которого Предпринимателем оспаривалась законность решения Инспекции, послужившего основанием для обращения в суд с настоящим заявлением.
Решением Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.08.2006 по делу N А56-43337/2004 Предпринимателю отказано в удовлетворении заявления о признании недействительным решения Инспекции от 29.06.2004 N 107. Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2007 решение суда первой инстанции отменено, оспариваемое решение Инспекции признано в полном объеме недействительным.
Со ссылкой на указанные судебные акты как на устанавливающие обстоятельства, имеющие преюдициальное значение для рассмотрения настоящего дела, решением Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.01.2008 суд отказал Инспекции в удовлетворении заявления о взыскании с Предпринимателя недоимки, пени и налоговых санкций.
После вынесения решения по настоящему делу, постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 11.03.2008 по делу N А56-43337/2004 постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда по делу в части признания недействительным решения налогового органа о начислении недоимки и пени отменено, в этой части оставлено в силе решение суда первой инстанции.
В связи с вынесением этого судебного акта Инспекция обратилась с заявлением о пересмотре решения по настоящему делу по вновь открывшимся обстоятельствам. Определением Арбитражного суда Санкт-Петербурга от 01.07.2008 по рассматриваемому делу заявление о пересмотре судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам удовлетворено, решение от 31.01.2008 отменено и назначено основное судебное заседание для рассмотрения спора по существу.
В связи с подачей заявления в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации (далее - ВАС РФ) о пересмотре в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа по делу N А56-43337/2004 рассмотрение настоящего дела неоднократно откладывалось.
Определением ВАС РФ от 30.09.2008 в передаче дела N А56-43337/2004 в Президиум ВАС РФ отказано, в связи с чем, спор в рамках данного дела рассмотрен по существу.
Заявитель в порядке статьи 49 АПК РФ дважды уточнял предъявленные в суд требования, в судебном заседании 03.02.2009 Инспекция просила взыскать с Предпринимателя недоимку по налогу с продаж в сумме 44 855,67 руб., пени по налогу с продаж в сумме 7 275,79 руб., недоимку по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) в сумме 149 581,73 руб., пени по НДС в сумме 20 053,40 руб. Общая сумма требований в протоколе судебного заседания с учетом уточнения указана 223 573,94 руб., что, по всей видимости, является арифметической ошибкой, так как с учетом уточнения требований в части пени по НДС, общая сумма, предъявленная ко взысканию, составила 221 766,59 руб.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 10.02.2009 заявленные требования с учетом уточнения удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе Липатов Ю.Н. просит отменить решение суда первой инстанции, в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование апелляционной жалобы Предприниматель ссылается на следующие обстоятельства:
- судом не приняты представленные Предпринимателем доказательства, свидетельствующие о том, что выездная проверка проводилась с грубыми нарушениями требований статьи 89, пунктов 3, 6, 7, 8, 9, 10 статьи 94, статьи 99, пунктов 3, 5 статьи 101 НК РФ в части, касающейся процесса изъятия документов, составления протокола, обоснования расчета недоимки по налогам;
- от сверки расчетов Инспекция уклонилась, при проведении сверки часть счетов-фактур сокрыта сотрудниками Инспекции;
- поставщики предъявляли полный пакет документов, в том числе и счета-фактуры, на которых отметки или штамп "без налога (НДС)" отсутствуют;
- судом не учтены пресекательные сроки, установленные пунктом 3 статьи 48 НК РФ;
- при отсутствии учета, который велся бы в соответствии с требованиями, предъявляемыми при применении общей системы налогообложения, расчет налога должен был быть произведен исходя из данных по иным аналогичным налогоплательщикам.
В судебном заседании Предприниматель доводы апелляционной жалобы поддержал, представитель Инспекции просил решение суда оставить без изменения по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба Предпринимателя подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, в период с 09.04.2004 по 04.06.2004 Инспекцией проведена выездная налоговая проверка деятельности предпринимателя без образования юридического лица Липатова Ю.Н. за период с 01.01.2003 по 31.12.2003 по вопросам правильности уплаты налога с продаж и НДС. По результатам проверки составлен акт 04.06.2004 N 77/12 (л.д.18-21, т.1), в котором отражено, что налогоплательщик в течение проверяемого периода не исчислял и не уплачивал НДС и налог с продаж. В акте проверки указано, что:
- сумма валового дохода, полученная Предпринимателем за проверяемый период, составила 942 346 руб.;
- эта сумма получена при реализации товаров (работ, услуг), при которой подлежал исчислению налог с продаж;
- названная сумма валового дохода за вычетом подлежащего уплате налога с продаж, представляет собой объект налогообложения НДС за 1-4 кварталы 2003 года;
- факты предъявления налогоплательщику и уплаты им в проверяемый период НДС поставщикам, которые могли бы послужить основанием для заявления налоговых вычетов по НДС, налоговым органом не установлены.
На акт выездной проверки налогоплательщиком представлены возражения (л.д.24-25, т.1), в которых он указывает на то, что считает себя в проверяемом периоде плательщиком единого налога на вмененный доход, в связи с чем, уплачивать налоги по общей системе налогообложения не должен. Законодательство о налогах и сборах, устанавливающее новые обязанности или иным образом ухудшающее положение налогоплательщика, обратной силы не имеет.
По итогам рассмотрения материалов выездной проверки, Инспекцией вынесено решение от 29.06.2004 N 107 (л.д.12-17, т.1), которым Предпринимателю предложено доплатить налог с продаж за 2003 год в сумме 44 855,67 руб., пени по налогу с продаж в сумме 7 275,79 руб., НДС за 1-4 кварталы 2003 года в общей сумме 149 581,72 руб., пени по НДС в сумме 21 860,76 руб. Также указанным решением Предприниматель привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ за неуплату налогов в размере 20% от сумм начисленных налогов за 2003 год в размере 29 916,34 руб., и предусмотренной пунктом 1 статьи 119 НК РФ за непредставление налоговых деклараций в сумме 37 378,21 руб.
На оплату вышеуказанных сумм Инспекцией выставлены требования от 29.06.2004 N N 1028, одно - на уплату налоговой санкции, другое - на уплату налога со сроком исполнения до 09.06.2004 года (л.д. 10-11, т.1).
Поскольку Предпринимателем не были оплачены ни суммы начисленных налогов и пени, ни суммы штрафа, Инспекция 18.11.2004 обратилась за их взысканием в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Вынося решение об удовлетворении требований с учетом уточнения предмета заявления (исключены суммы налоговых санкций и пени по НДС уменьшены до 20 053,40 руб.), суд сослался на судебные акты по делу N А56-43337/2004, в рамках которого Предпринимателю в признании недействительным решения Инспекции в части доначисления налога с продаж, НДС и соответствующих пеней отказано, как на акты, имеющие преюдициальное значение в рамках настоящего дела.
При проведении выездной налоговой проверки и рассмотрении дела N А56-43337/2004 установлено, что Липатов Ю.Н. осуществлял торгово-закупочную деятельность. При этом до 2003 года им применялась система налогообложения, установленная Федеральным законом Российской Федерации от 31.07.1998 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" и Законом Санкт-Петербурга от 22.11.2000 N 647-70 "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности". Закон N 148-ФЗ с 01.01.2003 утратил силу в связи с принятием Федерального закона Российской Федерации от 24.07.2002 N 104-ФЗ, дополнившего вторую часть Налогового кодекса РФ главой 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности". Вновь система уплаты единого налога на вмененный доход на территории Санкт-Петербурга была установлена с 01.01.2004 Законом Санкт-Петербурга от 04.06.2003 N 299-35 "О введении на территории Санкт-Петербурга системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности".
Судебными актами в рамках дела N А56-43337/2004 установлено, что в 2003 году Предприниматель должен был исчислять и уплачивать налоги по общей системе налогообложения, в том числе НДС и налог с продаж.
В этой части суд первой инстанции правомерно сослался на положения части 2 статьи 69 АПК РФ. Поскольку в рассмотрении спора по делу N А56-43337/2004 участвовали те же лица, что и в данном деле, обстоятельства, установленные названными судебными актами, не подлежат доказыванию вновь при рассмотрении данного дела. Таким образом, то обстоятельство, что у Предпринимателя имелась обязанность по уплате в 2003 году НДС и налога с продаж установлено, и должно учитываться при рассмотрении данного дела.
В то же время, отказ в удовлетворении требований о признании недействительным решения Инспекции в части доначисления налога с продаж, НДС и соответствующих пеней не является фактическим обстоятельством, а предоставляет собой определенный правовой вывод, сделанный при рассмотрении другого дела. Арбитражный процессуальный кодекс РФ указаний на то, что суд при рассмотрении конкретного дела связан выводами, ранее сделанными судебными инстанциями в рамках другого дела, не содержит. То, что в рамках другого дела судами не было установлено иных обстоятельств, свидетельствующих о недействительности обжалуемого ненормативного акта, за исключением тех, которые являлись предметом судебного рассмотрения, не исключает возможности установления таких обстоятельств при рассмотрении другого дела.
В частности, при рассмотрении дела N А56-43337/2004 не были исследованы обстоятельства, связанные с определением размера подлежащего уплате налога.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 32 НК РФ налоговые органы обязаны соблюдать законодательство о налогах и сборах.
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 31 НК РФ установлено, что налоговые органы вправе проводить налоговые проверки в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 87 НК РФ налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов. Порядок проведения выездной налоговой проверки установлен статьей 89 НК РФ, согласно которой выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа, а по окончании выездной налоговой проверки проверяющий составляет справку (акт) о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения.
В статьях 100 и 101 НК РФ, а также в Инструкции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 10.04.2000 N 60 "О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушении законодательства о налогах и сборах", утвержденной приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 10.04.2000 N АП-3-16/138, действовавшей в период проведения проверки, установлены единые требования к составлению и форме акта выездной налоговой проверки.
Согласно пункту 2 статьи 100 НК РФ в редакции, действовавшей на момент проведения выездной налоговой проверки, в акте налоговой проверки должны быть указаны документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, выявленные в ходе проверки, или отсутствие таковых, а также выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающие ответственность за данный вид налоговых правонарушений.
В акте выездной налоговой проверки N 77/12 указания, на чем основан вывод налогового органа о размере налогооблагаемой базы, отсутствуют.
Согласно пункту 1 статьи 54 НК РФ налоговая база по любому налогу подлежит исчислению на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением. При этом установленный данной нормой порядок подлежит применению как налогоплательщиком, самостоятельно исчисляющим налоговую базу, так и налоговым органом, реализующим свои права на проведение налогового контроля.
В пункте 3 статьи 101 НК РФ в редакции, действовавшей на момент вынесения решения по результатам выездной налоговой проверки, указано, что в решении о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного налогоплательщиком налогового правонарушения, как они установлены проведенной проверкой, документы и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства, доводы, приводимые налогоплательщиком в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающих данные правонарушения и применяемые меры ответственности.
В решении от 29.06.2004 N 107 какие-либо ссылки на первичные документы, отсутствуют. Фактически решение содержит только констатацию факта наличия валового дохода от реализации в определенной сумме.
При проведении проверки Инспекцией не определен объект налогообложения по НДС в порядке, установленном статьей 146 НК РФ; не установлена налоговая база по НДС в порядке, установленном статьей 153 НК РФ; не обосновано применение к операциям по реализации товаров (работ, услуг) налоговой ставки по НДС в размере 20%. При исчислении НДС в силу положений статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на установленные названной статьей налоговые вычеты. В материалы дела представлены счета-фактуры, подтверждающие предъявление Липатову Ю.Н. НДС к уплате поставщиками товаров (работ, услуг), между тем сведений о том, что вопрос о размере налоговых вычетов при определении недоимки по НДС исследовался налоговым органом, в материалах проверки не содержится.
Также не указано на исследование предметного перечня товаров, реализованных Предпринимателем за наличный расчет и доказательства, подтверждающие эти обстоятельства. Между тем, в силу положений Закона Санкт-Петербурга от 26.12.2001 N 906-14 "О налоге с продаж", реализация некоторых товаров объектом налогообложения налогом с продаж не является (пункт 1 статьи 4 Закона Санкт-Петербурга N 906-14). Вместе с тем, из содержания книги учета доходов и расходов следует, что реализация таких товаров, например сахара, Липатовым Ю.Н. осуществлялась.
В соответствии с пунктом 6 статьи 108 НК РФ, обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. При рассмотрении спора Инспекцией не представлено никаких доказательств, подтверждающих правильность оценки объектов налогообложения НДС и налогом с продаж в 2003 году при проведении выездной налоговой проверки.
Приказом Министерства финансов Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 13.08.2002 N 86н, действовавшим в проверяемый период, утвержден Порядок учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей (далее - Порядок), который определяет правила ведения учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей путем фиксирования в книге учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуального предпринимателя операций о полученных доходах и произведенных расходах в момент их совершения на основе первичных документов позиционным способом.
Пунктом 3 указанного Порядка предусмотрено, что он не распространяется на доходы индивидуальных предпринимателей, по которым применяется упрощенная система налогообложения, учета и отчетности, предусмотренная для субъектов малого предпринимательства, а также на доходы, по которым уплачиваются единый налог на вмененный доход и единый сельскохозяйственный налог.
Таким образом, нормативными актами Министерства финансов Российской Федерации на 2003 год не установлено обязательное ведение книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей, уплачивающих единый налог на вмененный доход.
Поскольку при применении системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход Предприниматель мог не применять порядок ведения учета, установленный для общей системы налогообложения, вывод о размере его налоговой обязанности по общей системе налогообложения не мог быть сделан исключительно по тем документам учета, которые велись Липатовым Ю.Н.
Как указано в подпункте 7 пункта 1 статьи 31 НК РФ налоговые органы вправе определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике в случае непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налоги.
Таким образом, непредставление налоговому органу документов, необходимых для расчета налогов, является одним из оснований для применения расчетного метода исчисления налогов, подлежащих уплате налогоплательщиком.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.07.2005 N 301-О отмечено, что наделение налоговых органов правом исчислять налоги расчетным путем направлено на реализацию целей и задач налогового контроля, осуществление которого не должно иметь произвольных оснований. Допустимость применения расчетного пути исчисления налогов непосредственно связана с обязанностью правильной, полной и своевременной их уплаты и обусловливается неправомерными действиями (бездействием) налогоплательщика. Поэтому сам по себе расчетный путь исчисления налогов, при обоснованном его применении, не может рассматриваться как ущемление прав налогоплательщиков.
Однако, в данном случае при наличии правовых оснований для доначисления налогов расчетным методом Инспекцией не были применены правила подпункта 7 пункта 1 статьи 31 НК РФ, что привело к неправильному исчислению налоговой базы, как по налогу с продаж, так и по НДС, и произвольному установлению размера недоимки, не соответствующего действительной обязанности Липатова Ю.Н. по уплате в бюджет указанных налогов.
Такие мероприятия налогового контроля как встречные проверки контрагентов Предпринимателя, у которых им приобретались товары (работы, услуги), и в ходе которых могли бы быть установлены обстоятельства, связанные, в том числе, с определением права налогоплательщика на налоговые вычеты, ответчиком не проводились.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.07.2006 N 267-О указано, что полномочия налогового органа, предусмотренные статьями 88 и 101 НК РФ, носят публично-правовой характер, что не позволяет налоговому органу произвольно отказаться от необходимости истребования дополнительных сведений, объяснений и документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. При осуществлении возложенной на него функции выявления налоговых правонарушений налоговый орган во всех случаях сомнений в правильности уплаты налогов обязан воспользоваться предоставленным ему правомочием истребовать у налогоплательщика необходимую информацию. Соответственно, налогоплательщик вправе предполагать, что если налоговый орган не обращается к нему за объяснениями или документами, подтверждающими декларируемые налоги, то у налогового органа нет сомнений в правильности исчисления и уплаты налогов.
Таким образом, апелляционный суд считает, что в данном случае Инспекцией произвольно начислены к уплате налог с продаж и НДС, решение, принятое по результатам проверки в части определения размера налоговой обязанности Предпринимателя не соответствует закону.
Позиция заявителя по размеру начисленных налогов не скорректирована и при рассмотрении дела в суде первой инстанции, несмотря на то, что судом неоднократно предлагалась сторонам провести сверку по данным первичных документов.
Вопреки нормам пункта 1 статьи 65, пункта 5 статьи 200 АПК РФ налоговым органом не представлено доказательств соответствия принятого решения в части размера, порядка и оснований начисления налогов, подлежащих уплате за проверяемый период, закону и фактическим обстоятельствам деятельности Предпринимателя.
При таких обстоятельствах апелляционная инстанция считает, что решение суда подлежит отмене как вынесенное при неправильном применении норм процессуального и материального права, а заявление Инспекции - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 269 п.2, 270 п.4 ч.1, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.02.2009 по делу N А56-48146/2004 отменить.
Отказать Межрайонной ИФНС России N 22 по Санкт-Петербургу в удовлетворении заявления.
Взыскать с Межрайонной ИФНС России N 22 по Санкт-Петербургу в пользу предпринимателя Липатова Юрия Николаевича 50 руб. расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
М.Л. Згурская |
Судьи |
Н.И. Протас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-48146/2004
Истец: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 22 по Санкт-Петербургу
Ответчик: Индивидуальный предприниматель Липатов Ю.Н.