г. Санкт-Петербург
29 апреля 2009 г. |
Дело N А56-54409/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 апреля 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Савицкой И.Г.
судей Лопато И.Б., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Барминой И.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-3778/2009) Инспекции Федеральной налоговой службы по Приозерскому району Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.02.09 по делу А56-54409/2008 (судья Соколова Н.Г.), принятое
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Альянс"
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Приозерскому району Ленинградской области
об оспаривании постановления
при участии:
от заявителя: не явился, извещен;
от заинтересованного лица: Гис М.Г. по доверенности от 22.10.08; Вихрова О.Н. по доверенности от 19.01.09;
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Альянс" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по Приозерскому району Ленинградской области (далее - инспекция, налоговый орган) от 28.08.08 N 11-57ККМ по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения (далее - КоАП РФ).
Решением от 17.02.09 суд заявленные требования удовлетворил.
В апелляционной жалобе инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, просит решение суда от 17.02.09 отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобе ее податель указывает на то, что согласно Общероссийскому классификатору услуг населению, утвержденному Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28.06.1993 N 163, оказание услуг по установке на дому у населения окон и дверей, ремонту окон и дверей является услугами в сфере бытового обслуживания населения, оказываемыми при ремонте и замене дверей, оконных рам, дверных и оконных коробок (код 016108). Следовательно, как полагает инспекция, общество, осуществляя такой вид деятельности, неправомерно применяло бланки строгой отчетности формы БО-3 при осуществлении наличных денежных расчетов с населением, поскольку обязано был применять контрольно-кассовую технику (далее - ККТ). В этой связи, по мнению налогового органа, заявитель обоснованно привлечен к административной ответственности по статье 14.5 КоАП РФ в виде 30 000 руб. штрафа.
В судебном заседании представители инспекции поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представители общества, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения дела без их участия.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как усматривается из материалов дела, в августе 2008 года инспекция провела проверку ООО "Альянс" по вопросу полноты оприходования (неполного оприходования) выручки, полученной с применением ККТ, бланков строгой отчетности при осуществлении денежных расчетов населением. В ходе проверки на основании представленных заявителем документов - бланков строгой отчетности по форме БО-3 налоговый орган установил, что общество, наряду с деятельностью по оказанию услуг населению и юридическим лицам по установке, ремонту и замене оконных рам, дверей и жалюзи, реализует двери, окна и жалюзи. При этом денежные расчеты с населением при продаже дверей, окон и жалюзи заявитель производит не с применением контрольно-кассовой машины, а путем выдачи бланков строгой отчетности формы БО-3. Данные обстоятельства зафиксированы в акте проверки от 27.08.08 N 4712/206 (листы дела 15-18).
28.08.08 инспекция в присутствии законного представителя общества составила протокол N 11-56ККМ об административном правонарушении, ответственность за которое установлена статьей 14.5 КоАП РФ (листы дела 26-29).
Постановлением от 28.08.08 заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.5 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде 30 000 руб. штрафа (листы дела 12-14).
Не согласившись с законностью названного постановления, ООО "Альянс" обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что материалами дела не подтверждается факт осуществления обществом продажи дверей, окон, жалюзи вне рамок договорных отношений по оказанию услуг населению по установке, ремонту и монтажу соответствующего оборудования жилых домов. Таким образом, суд пришел к выводу о недоказанности налоговым органом состава вмененного заявителю административного правонарушения.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, считает жалобу не подлежащей удовлетворению на основании следующего.
Согласно статье 14.5 КоАП РФ продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин влечет наложение административного штрафа.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 22.05.03 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" все организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг обязаны применять контрольно-кассовую технику.
В пункте 2 названной нормы указано, что организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.
Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.08 N 359 "О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники" формы бланков строгой отчетности, утвержденные в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.05 N 171 "Об утверждении Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники", применяются всеми организациями и индивидуальными предпринимателями, оказывающими населению услуги тех видов, в отношении которых эти формы бланков утверждены.
Согласно пункту 3 данного Положения, формы бланков утверждаются Министерством финансов Российской Федерации по обращению заинтересованных органов государственной власти, Центрального банка Российской Федерации и организаций, объединяющих субъектов предпринимательской деятельности, занятых в определенной сфере услуг.
Письмом Министерства финансов Российской Федерации от 20.04.1995 N 16-00-30-33 утверждены бланки строгой отчетности для организаций бытового обслуживания населения, в том числе форма БО-3.
Согласно Общероссийскому классификатору услуг населению, утвержденному Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28.06.1993 N 163, к бытовым услугам отнесены ремонт и замена дверей, оконных рам, дверных и оконных коробок (код 016108).
Как следует из материалов дела, в качестве объективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.5 КоАП РФ, обществу вменено неприменение ККТ при проведении наличных денежных расчетов с населением при продаже окон, жалюзи, дверей, то есть осуществление деятельности, не относящейся к оказанию бытовых услуг населению. Данный вывод инспекции основан на том, что в бланках строгой отчетности по форме БО-3 заявитель отдельно выделяет стоимость соответствующих товаров.
Вместе с тем налоговым органом необоснованно не учтено, что в рассматриваемом случае общество не осуществляет реализацию окон, жалюзи, дверей населению как отдельного товара на основании договоров купли-продажи, а оказывает населению бытовые услуги, составной частью которых является не только непосредственно процесс установки дверей, окон, жалюзи, но и их замена путем использования своих материалов (двери, окна, жалюзи).
Как правильно указал суд, доказательств того, что общество занимается продажей дверей, окон, жалюзи как отдельным видом своей предпринимательской деятельности вне рамок договорных отношений по оказанию услуг населению по установке, ремонту и монтажу соответствующего оборудования жилых домов, в материалах дела не имеется. На такие доказательства инспекция не ссылается и в апелляционной жалобе.
При этом как следует из акта от 27.08.08 N 4712/206, бланки строгой отчетности по форме БО-3, используемые обществом, зарегистрированы в налоговом органе в установленном порядке; к каждой партии бланков заявителем прилагается копия сопроводительных документов с указанием наименования БСО, их серии, номеров и стоимости приобретения бланков; никаких существенных нарушений по оформлению обществом спорных бланков, инспекцией в ходе проверки не выявлено. Не оспаривается налоговым органом и то, что на основании представленных обществом документов у него имелась возможность для проведения фискального контроля.
В этой связи суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о недоказанности инспекцией состава вмененного заявителю административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.5 КоАП РФ.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 17.02.09 по делу А56-54409/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Приозерскому району Ленинградской области без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-54409/2008
Истец: ООО "Альянс"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по Приозерскому району Ленинградской области
Хронология рассмотрения дела:
29.04.2009 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-3778/2009