г. Санкт-Петербург
28 апреля 2009 г. |
Дело N А56-57138/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 апреля 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Савицкой И.Г., Шульги Л.А.
при ведении протокола судебного заседания: Немшановой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-3845/2009) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.02.2009 по делу N А56-57138/2008 (судья Королева Т.В.), принятое
по заявлению ООО "Про-Сервис"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Санкт-Петербургу
о признании незаконным и отмене постановления
при участии:
от заявителя: Н.В. Сергеева, дов. N Ю.Р-Д 090424/1 от 24.04.2009
от ответчика: Д.В. Черницкий, дов. от 11.01.2009
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Про-Сервис" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене Постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция, налоговый орган) N 22-11/29327 от 26.11.2008, которым Общество привлечено к административной ответственности по статье 14.5 КоАП РФ.
Решением суда от 13.02.2009 требования Общества удовлетворены.
В апелляционной жалобе Инспекция просит решения суда отменить и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, судом нарушены нормы материального и процессуального права. Инспекция считает, что покупка была произведена налоговым органом в рамках проверки применения Обществом ККТ за оказанную услугу по реализации продукции в соответствии с полномочиями налогового органа по контролю за выполнением требований Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ).
В судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы апелляционной жалобы, а представитель Общества просил решение суда оставить без изменения.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 29.10.2008 сотрудниками налогового органа проведена проверка выполнения требований Закона РФ от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) Сервисного центра, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, ул. Дегтярная, д. 8а, и принадлежащего ООО "Про-Сервис".
В ходе проверки Инспекцией установлено, что наличные денежные расчеты при продаже сотруднику налогового органа журнала кассира-операциониста по цене 40 руб. осуществлены без применения контрольно-кассовой техники либо документов строгой отчетности.
Результаты проверки отражены в акте от 29.10.2008 N 016099, представленном Инспекцией в судебное заседание апелляционного суда.
Установив в действиях Общества нарушение положений статьи 5 Закона N 54-ФЗ, Инспекция определением N 215/016099 от 29.10.2008 возбудила дело об административном правонарушении по статье 14.5 КоАП РФ.
В присутствии представителя Общества Сергеевой Н.В. составлен протокол об административном правонарушении N 453/016099 от 17.11.2009, а 26.11.2008 вынесено постановление о назначении административного наказания N 22-11/29327 по статье 14.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением Инспекции, Общество обратилось с заявлением в суд.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 22.05.03 N 54-ФЗ контрольно-кассовая техника подлежит применению на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Статьей 14.5 КоАП РФ предусмотрена ответственность за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин.
Осуществление контроля за применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники возложено на налоговые органы статьей 7 Закона от 22.05.03 N 54-ФЗ, статьей 7 Закона Российской Федерации от 21.03.91 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", пунктом 5.1.6 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.04 N 506 "Об утверждении положения о Федеральной налоговой службе".
Названные нормы предоставляют налоговым органам право проводить проверки в целях осуществления контроля за использованием контрольно-кассовой техники.
Однако указанные нормативные правовые акты не определяют методов и порядка проведения таких проверок и полномочий должностных лиц налоговых органов при их проведении.
Материалами дела подтверждается и не оспаривается Инспекцией, что в ходе осуществленных проверочных мероприятий услуга по реализации продукции (продажа журнала кассира-операциониста), за оказание которой были получены денежные средства в размере 40 руб., но не была применена ККМ, оказана сотрудникам налогового органа, проводившими проверку. То есть, по сути, в целях выявления правонарушения инспекторами была проведена проверочная закупка.
Между тем проверочная закупка в силу Закона от 12.08.95 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" допускается как оперативно-розыскное мероприятие, проводимое полномочным органом в случаях и порядке, предусмотренных названным Законом. Согласно статье 13 этого Закона налоговые органы не наделены правом на проведение оперативно-розыскных мероприятий, в том числе правом на приобретение товаров, работ и услуг в ходе таких мероприятий.
В силу части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
Данная правовая позиция также отражена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.09.08 N 3125/08.
Таким образом, Инспекцией не представлено допустимых и достоверных доказательств, подтверждающих событие вменяемого Обществу правонарушения.
Объяснение продавца получено при проверке, проведенной с нарушением закона, а руководитель Общества при проверке не присутствовал.
При таких обстоятельствах оспариваемое постановление о привлечении к административной ответственности правомерно признано незаконным и отменено судом первой инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 13.02.2009 по делу N А56-57138/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
И.Б. Лопато |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-57138/2008
Истец: ООО "Про-Сервис"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N11 по Санкт-Петербургу