г. Санкт-Петербург
05 мая 2009 г. |
Дело N А26-7201/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 мая 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Масенковой И.В.
судей Лариной Т.С., Марченко Л.Н.
при ведении протокола судебного заседания: Тихомировой Н.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2526/2009) ФНС России в лице ИФНС по г. Петрозаводску на определение Арбитражного суда Республики Карелия от 22.01.2009 г. по делу N А26-7201/2008 (судья Москалева Е.И.), принятое
по заявлению ФНС России в лице инспекция Федеральной налоговой службы по городу Петрозаводску
к Предпринимателю Савченко Екатерине Валентиновне
о несостоятельности (банкротстве)
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от ответчика: не явился, извещен
от иных лиц: не явился, извещен
установил:
Федеральная налоговая служба России (далее - ФНС России, кредитор, Инспекция) в лице Инспекции Федеральной службы по г. Петрозаводску 14.11.2008 г. обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании несостоятельным (банкротом) индивидуального предпринимателя Савченко Екатерины Валентиновны (далее - должник, Предприниматель). Основанием для обращения послужило наличие у Предпринимателя просроченной в течение более трех месяцев задолженности по уплате ЕНВД в общей сумме 19987,15 руб. по срокам уплаты 25.04.2006 г., 25.01.2007 г., 25.10.2007 г. В отношении указанной задолженности Инспекцией приняты решения о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика и направлены на исполнение в службу судебных приставов (постановления о возбуждении исполнительных производств от 31.07.2006 г. N С9037/2702/15/2006; от 17.05.2007 г. N С9788/2358/15/2007; от 12.12.2007 г. N С20271/4062/15/2007).
Определением Арбитражного суда Республики Карелия от 26.11.2008 г. заявление ФНС России принято к производству и дело, в том числе вопрос о признании обоснованности заявленных требований, назначено к рассмотрению на 10.12.2008 г.
10.12.2008 г. в судебное заседание явились представитель заявителя и предприниматель Савченко Е.В., которая указала, что задолженность по обязательным платежам ею погашена. Дело отложено для проведения сверки расчетов на 22.01.2009г.
В указанную дату проведено судебное заседание также с участием представителя Инспекции и Предпринимателя, в ходе которого, заявитель ходатайствовал о введении в отношении должника конкурсного производства по правилам статьи 230 Федерального закона Российской Федерации от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ). Возражения по ходатайству заявлены не были. Эти обстоятельства отражены в протоколе судебного заседания на л.д.132-133.
По итогам судебного заседания Арбитражный суд Республики Карелия прекратил производство по делу.
При вынесении судебного акта суд первой инстанции указал на то, что им принято уточнение заявленного в суд требования о признании должника несостоятельным по упрощенной процедуре как отсутствующего. Также, судом установлено, что у Савченко Е.В. не имеется денежных средств, необходимых для финансирования процедур, применяемых в деле о банкротстве. Доказательств наличия у заявителя средств, необходимых для финансирования процедуры банкротства, также не представлено, более того, уполномоченный орган предлагает возложить расходы на отсутствующего должника, что Законом N 127-ФЗ не предусмотрено.
При таких обстоятельствах, руководствуясь разъяснениями Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 г. N 22 "О порядке погашения расходов по делу о банкротстве" (далее - Постановление ВАС РФ N 22) и пунктом 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской федерации "О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращения недействующих юридических лиц" от 20.12.2006 г. N 67 (далее - Постановление ВАС РФ N 67), суд пришел к выводу о невозможности рассмотрения заявления уполномоченного органа, ввиду невозможности финансирования процедур по делу о несостоятельности, ни за счет должника, ни за счет заявителя и прекратил производство по делу на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.
В качестве доказательств отсутствия имущества у должника суд сослался на представленные в материалы дела ответы ГУП РК РГЦ "Недвижимость", Управления ФРС оп Республике Карелия, Министерства сельского хозяйства РФ, Министерства внутренних дел РФ, ГИБДД на запросы ФНС России о том, что у Предпринимателя отсутствует зарегистрированное имущество и транспортные средства, информацией о правах должника на имущество, не оформленных в установленном порядке, уполномоченный орган не располагает, доказательств, обосновывающих вероятность поступления в конкурсную массу имущества вследствие привлечения к ответственности лиц, несущих субсидиарную ответственность по обязательствам должника, или вследствие оспаривания сделок должника, уполномоченный орган в материалы дела не представил.
ФНС России в лице ИФНС России по г. Петрозаводску не согласилось с вышеуказанным определением арбитражного суда первой инстанции и подала апелляционную жалобу, в которой просила определение о прекращении производства по делу о несостоятельности отменить, направить заявление ИФНС России по г.Петрозаводску о признании отсутствующего должника индивидуального предпринимателя Савченко Е.В. банкротом на новое рассмотрение по существу в суд первой инстанции. В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что у Инспекции имеются средства для финансирования процедуры банкротства должника по упрощенной системе, поскольку наличие таких средств предполагается по смыслу Постановления Правительства Российской Федерации от 21.10.2004 г. N 573 "О порядке и условиях финансирования процедур банкротства отсутствующих должников". Решение об исключении недействующего индивидуального предпринимателя из ЕГРИП может быть принято только при отсутствии у него задолженности по обязательным платежам в бюджеты. Процедура ликвидации индивидуального предпринимателя, имеющего долги и перед бюджетом, и перед иными кредиторами, в обход процедуры банкротства прямо противоречит положениям как статей 61, 65 ГК РФ, так и положениям Закона N 127-ФЗ. Положения части 4 статьи 170 АПК РФ не предусматривают обязательной ссылки в решении на постановления Пленума ВАС РФ, которые согласно статье 13 АПК РФ не отнесены к числу нормативных актов.
В отзыве на апелляционную жалобу Савченко Е.В. возражала против ее удовлетворения, ссылаясь на то, что определение суда первой инстанции законно и обоснованно. С отзывом на апелляционную жалобу представлено ходатайство о ее рассмотрении в отсутствие Предпринимателя.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом, не явились. В соответствии с положениями статьи 156 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
Оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее и материалы, представленные в дело, апелляционной суд не находит оснований для ее удовлетворения.
Пунктом 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 22.06.2006 г. N 22 даны разъяснения, обязательные для применения арбитражными судами о том, что в случае, когда недостаточность имущества должника (в том числе индивидуального предпринимателя), а также отсутствие или недостаточность финансирования заявителем, арбитражным управляющим или иным лицом процедур банкротства приводят к невозможности их осуществления, дело о банкротстве подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ, в том числе по инициативе суда.
Судом первой инстанции обоснованно установлено, что у Савченко Е.В. отсутствуют необходимые средства для финансирования процедур банкротства: в материалы дела представлена справка об отсутствии у Предпринимателя банковских счетов (л.д.12 т.1), а также ответы органов, регистрирующих имущество и транспортные средства, об отсутствии таковых (л.д.78-82 т.1), ФНС России не представила доказательств наличия средств для финансирования процедуры банкротства Предпринимателя ни при рассмотрении дела в суде первой инстанции, ни с апелляционной жалобой.
В силу буквального смысла положений статьи 227 Закона N 127-ФЗ процедура признания несостоятельным отсутствующего должника может быть применена в случаях, если гражданин-должник или руководитель должника, фактически прекратившего свою деятельность, отсутствует, или установить место их нахождения не представляется возможным. Место жительства Савченко Е.В. известно, она являлась в судебное заседание.
Дополнительные основания для применения этой процедуры, установленные статьей 230 Закона N 127-ФЗ, относятся только к юридическим лицам.
При таких обстоятельствах, признание Савченко Е.В. несостоятельной в любом случае не могло быть проведено по упрощенной процедуре банкротства отсутствующего должника. Следовательно, необоснованно и указание подателя апелляционной жалобы на порядок финансирования процедуры отсутствующих должников, установленный Постановлением Правительства N 573.
Между тем, отсутствие средств для финансирования процедур несостоятельности является в силу положений абзаца 8 пункта 1 статьи 57 Закона N 127-ФЗ основанием для прекращения производства по делу и по общей процедуре признания несостоятельным (банкротом), поскольку специальное производство по делу о несостоятельности в отсутствие денежных средств на его осуществление фактически невозможно. Этот вывод следует из положений статьи 59 Закона 129-ФЗ, по смыслу которой оплата процедуры банкротства производится в любом случае, а не из постановлений Пленума ВАС РФ, на которые сослался суд первой инстанции и которые лишь разъясняют положения Закона N 127-ФЗ.
В качестве доказательств невозможности финансирования признания Савченко Е.В. несостоятельной за счет должника, в частности, могут рассматриваться ответы компетентных органов, осуществляющих учет транспортных средств, регистрацию прав на недвижимое имущество по месту нахождения должника, на соответствующие запросы; иные документы, полученные в ходе проведения налоговым органом или службой судебных приставов-исполнителей действий по поиску имущества должника, на которое может быть обращено взыскание. В том случае, если права должника на имущество не оформлены в установленном порядке, уполномоченный орган может доказать, что оно принадлежит должнику и права на это имущество могут быть оформлены в процедуре банкротства для целей обращения на него взыскания. Уполномоченным органом могут быть также представлены доказательства, обосновывающие вероятность поступления в конкурсную массу имущества вследствие привлечения к ответственности лиц, несущих субсидиарную ответственность по обязательствам должника, или вследствие оспаривания сделок должника.
Такие доказательства ФНС не представлены. При таких обстоятельствах продолжение осуществления процедур о признании должника банкротом повлечет лишь дополнительные расходы средств бюджета на проведение банкротства, но не погашение задолженности по обязательным платежам.
Таким образом, производство по делу правомерно прекращено, так как в данном случае невозможно осуществление процедур банкротства, как в общем порядке, так и по упрощенной процедуре отсутствующего должника. При этом суд первой инстанции ошибочно руководствовался Постановлением Пленума ВАС РФ N 67, тем более что процедура исключения из ЕГРИП индивидуального предпринимателя, фактически прекратившего свою деятельность, Федеральным законом Российской Федерации от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" не предусмотрена. Более того, к индивидуальному предпринимателю не может быть применена процедура ликвидации, которая, по мнению подателя апелляционной жалобы, невозможна при наличии задолженности перед бюджетом, поскольку индивидуальный предприниматель является физическим лицом и продолжает им оставаться даже в случае утраты статуса предпринимателя.
Ошибочные ссылки суда первой инстанции на разъяснения о процедуре признания несостоятельным отсутствующего должника не повлекли принятия неверного судебного акта, так как производство по делу не могло быть продолжено в силу неисполнения положений пункта 1,3 статьи 59 Закона N 127-ФЗ, то есть отсутствия доказательств возможности финансирования процедуры банкротства за счет имущества должника или заявителем. В связи с этим, суд первой инстанции обоснованно прекратил производство по делу со ссылкой на пункт 1 статьи 57 Закона N 127-ФЗ.
Определение суда первой инстанции законного и обоснованного, оснований для его отмены или изменения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 4 статьи 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Республики Карелия от 22.01.2009 г. по делу N А26-7201/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу ФНС России в лице ИФНС России по г. Петрозаводску без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
И.В. Масенкова |
Судьи |
Т.С. Ларина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-7201/2008
Истец: Федеральная налоговая служба, Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Петрозаводску
Ответчик: Предприниматель Савченко Екатерина Валентиновна
Третье лицо: Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Карелия, Управление Федеральной регистрационной службы по Республике Карелия, Управление Федеральной налоговой службы по Республике Карелия, Савченко Е.В., Петрозаводский городской суд, Некоммерческое партнерство "Саморегулируемая организация арбитражных управляющих "Гарантия"