г. Санкт-Петербург
05 мая 2009 г. |
Дело N А56-44898/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 апреля 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 мая 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Аносовой Н.В.
судей Горшелева В.В., Поповой Н.М.
при ведении протокола судебного заседания: Лобовым Р.О.
рассмотрев 22-29.04.2009 (с перерывом) в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-3450/2009) ОАО "Карельский мясокомбинат" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.02.2009 по делу N А56-44898/2008 (судья Дашковская С.А.), принятое по заявлению ОАО "Карельский мясокомбинат"
к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном федеральном округе
о признании недействительным ненормативного правового акта
при участии:
от заявителя: Шатровой В.Ф. по доверенности от 20.04.2009, Смыслова П.А. по доверенности от 20.04.09, Смыслова А.Г. по доверенности от 20.04.09 (до перерыва)
от заинтересованного лица: Дмитриева С.И. по доверенности от 02.12.08;
установил:
Открытое акционерное общество "Карельский мясокомбинат" (далее по тексту - ОАО "Карельский мясокомбинат", заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным приказа Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном федеральном округе (далее по тексту - РО ФСФР, регистрирующий орган) от 25.07.2008 N 1107-пзи в части принятия решения об отказе в государственной регистрации дополнительного выпуска ценных бумаг ОАО "Карельский мясокомбинат" и об обязании РО ФСФР осуществить государственную регистрацию указанного выпуска.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.02.2009 требования ОАО "Карельский мясокомбинат" оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с выводами суда, заявитель обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя жалобы, судом не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, не применен закон, подлежащий применению.
В апелляционной жалобе ОАО "Карельский мясокомбинат" указал на несогласие с позицией суда о том, что увеличение уставного капитала путем выпуска дополнительных акций при неудовлетворительном значении стоимости чистых активов противоречит законодательству Российской Федерации о ценных бумагах, поскольку, по мнению заявителя, такой подход к рассмотрению дела носит формальный характер. Ссылаясь на Постановление Конституционного суда от 18.07.2003 N 14-П, податель жалобы полагает, что ликвидация, как мера воздействия должна применяться соразмерно и адекватно исходя из защищаемых Конституцией Российской Федерации ценностей.
В обоснование доводов апелляционной жалобы, заявитель также указал, что эмиссия акций, осуществляемая ОАО "Карельский мясокомбинат" была направлена на увеличение чистых активов общества, привлечение денежных средств на развитие общества (инвестиций), что является мерой, направленной на улучшение финансового состояния.
Кроме того, по мнению подателя жалобы, отсутствие на титульном листе решения о выпуске акций указания на количество акций выпуска является технической ошибкой, не требующей проведения дополнительного собрания акционеров.
В отзыве на апелляционную жалобу РО ФСФР указало, что нарушение положений статьи 35 Федерального закона "Об акционерных обществах", статьи 99 Гражданского кодекса Российской Федерации явилось основанием для отказа в государственной регистрации дополнительного выпуска ценных бумаг в соответствии со статьей 21 Федерального закона "О рынке ценных бумаг". Кроме того, допущенные нарушения в решении о дополнительном выпуске ценных бумаг, носят неустранимый характер, поскольку для их устранения требуется проведение общего собрания акционеров.
В судебном заседании представитель заявителя доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
В судебном заседании был объявлен перерыв. После перерыва судебное заседание было продолжено 29.04.2009 в том же составе суда, при участии того же представителя регистрирующего органа, представители заявителя после перерыва в судебное заседание не явились.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 10.06.2008 на внеочередном общем собрании акционеров ОАО "Карельский мясокомбинат" было принято решение об увеличении уставного капитала путем размещения по закрытой подписке 1000 дополнительных обыкновенных именных акций номинальной стоимостью 1000 рублей из числа объявленных.
Подготовленный пакет документов на регистрацию выпуска акций был направлен ОАО "Карельский мясокомбинат" в РО ФСФР.
Приказом РО ФСРЗ в СЗФО от 25.06.2008 N 1107 было принято решение об отказе ОАО "Карельский мясокомбинат" в государственной регистрации выпуска ценных бумаг со ссылкой на нарушение эмитентом требований пункта 5 статьи 35, пункта 1 статьи 64 Федерального закона "Об акционерных обществах", пунктов 2.4.2, 2.4.7 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 25.01.2007 N 07-4/пз-н (далее по тексту - Стандарты эмиссии).
Считая, данный отказ в регистрации выпуска ценных бумаг незаконным, ОАО "Карельский мясокомбинат" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании приказа от 25.06.2008 N 1107 недействительным.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу о том, что выявленные РО ФСФР при СЗФО нарушения требований статьи 35 Федерального закона "Об акционерных обществах" и пункта 2.4.2 Стандартов являются достаточным основанием для отказа в государственной регистрации выпуска акций.
Суд апелляционной инстанции находит апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Согласно статье 21 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" основаниями для отказа в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и регистрации проспекта ценных бумаг, в частности, являются:
нарушение эмитентом требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, в том числе наличие в представленных документах сведений, позволяющих сделать вывод о противоречии условий эмиссии и обращения эмиссионных ценных бумаг законодательству Российской Федерации и несоответствии условий выпуска эмиссионных ценных бумаг законодательству Российской Федерации о ценных бумагах;
несоответствие документов, представленных для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или регистрации проспекта ценных бумаг, и состава содержащихся в них сведений требованиям настоящего Федерального закона и нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг;
внесение в проспект ценных бумаг или решение о выпуске ценных бумаг (иные документы, являющиеся основанием для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг) ложных сведений либо сведений, не соответствующих действительности (недостоверных сведений).
Как следует из оспариваемого приказа РО ФСФР, заявителю было отказано в регистрации дополнительного выпуска ценных бумаг по следующим основаниям:
- нарушено требование пункта 3 статьи 35 Федерального закона "Об акционерных обществах", а именно, общество не приняло решение о своей ликвидации, так как по окончании 2006 года и 2007 года стоимость чистых активов общества меньше величины минимального уставного капитала;
- нарушено требование пункта 1 статьи 64 Федерального закона "Об акционерных обществах", так как устав общества не содержит указание об определенном лице или органе общества, к компетенции которого относится решение вопроса об утверждении повестки дня общего собрания акционеров;
- нарушено требование пункта 2.4.2 Стандартов эмиссии, так как Решение о дополнительном выпуске ценных бумаг составлено не по форме согласно Приложению 4(4) к Стандартам эмиссии, а именно, на титульном листе не указано количество ценных бумаг; пункт 1.1. содержит сведения, не предусмотренные Приложением 4(4) к Стандартам эмиссии, для раскрытия в решении о дополнительном выпуске ценных бумаг ОАО "Карельский мясокомбинат", так как эмитент не обязан раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах (событиях, действия), затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность;
- нарушено требование пункта 2.4.2. Стандартов эмиссии, так как заявление на государственную регистрацию дополнительного выпуска ценных бумаг не соответствует Приложению 1 (1) к Стандартам эмиссии, а именно, не указана форма ценных бумаг;
- нарушено требование пункта 2.4.7. Стандартов эмиссии, так как в регистрирующий орган не представлены на электронном носителе тексты анкеты эмитента, решения о дополнительном выпуске ценных бумаг, соответствующие требованиям Приказа ФСФР России от 09.12.2007 N 07-103/пз-н, а именно файлы должны быть представлены в XML-формате (версия 1.0) в кодировке Windows-1251 и иметь расширение .smc, для заполнения электронных документов в XML-формате должен использоваться программный продукт ФСФР России ("Программа-анкета эмитентов ФСФР России").
Как усматривается из материалов дела, внеочередным общим собранием акционеров ОАО "Карельский мясокомбинат" 10.06.2008 принято решение об увеличении уставного капитала путем размещения дополнительных акций и утверждено Решение о дополнительном выпуске ценных бумаг.
Согласно условиям эмиссии и обращения предполагалось выпустить 1000 обыкновенных именных акций номинальной стоимостью 1000 руб. и разместить их обществу с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Карельский мясокомбинат" по закрытой подписке по цене размещения 50 000 руб. Сроки размещения были определены датой начала размещения - 15-й день после даты государственной регистрации дополнительного выпуска акций и датой окончания размещения - 20-й календарный день с даты начала размещения. Порядок размещения ценных бумаг предусматривал размещение акций путем заключения договора купли-продажи 1000 обыкновенных акций в любой день по усмотрению сторон в течение срока их размещения, порядок оплаты акций предусматривал их оплату денежными средствами в течение 15 дней с момента заключения договора купли-продажи 1000 обыкновенных именных акций дополнительного выпуска по безналичному расчету.
В соответствии с частью 1 статьи 65 и частью 3 статьи 189 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Поскольку решение общего собрания акционеров ОАО "Карельский мясокомбинат" от 10.06.2008 не оспорено в установленном порядке и не признано недействительным, регистрирующий орган на основании указанной нормы процессуального закона обязан доказать, что решение общего собрания акционеров от 10.06.2008 является недействительным, так как условия эмиссии и обращения акций дополнительного выпуска ОАО "Карельский мясокомбинат" противоречат законодательству Российской Федерации о ценных бумагах.
В обоснование своей позиции регистрирующий орган указал на то, что стоимость чистых активов общества по окончании 2006 года и 2007 года меньше величины минимального уставного капитала. При этом данное обстоятельство не оспаривается заявителем и подтверждается материалами дела.
Согласно пункту 4 статьи 99 Гражданского кодекса Российской Федерации, если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества окажется меньше уставного капитала, общество обязано объявить и зарегистрировать в установленном порядке уменьшение своего уставного капитала. Если стоимость указанных активов общества становится меньше определенного законом минимального размера уставного капитала (пункт 1 настоящей статьи), общество подлежит ликвидации. Аналогичные положения содержатся и в статье 35 Федерального закона "Об акционерных обществах".
Вместе с этим акционерное общество при этих условиях не лишено возможности принять решение об увеличении уставного капитала, поскольку принятие решения об увеличении уставного капитала само по себе законом не запрещено. Закон запрещает увеличение уставного капитала общества для покрытия понесенных им убытков, однако такая цель размещения акций дополнительного выпуска регистрирующим органом не доказана и материалами дела не подтверждена.
Как следует из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 18.07.2003 N 14-П, взаимосвязанные положения пункта 4 статьи 99 ГК Российской Федерации и пунктов 5 и 6 статьи 35 Федерального закона "Об акционерных обществах" не предполагают, что акционерное общество подлежит незамедлительной ликвидации, как только чистые активы стали уменьшаться, а позволяют акционерам принять необходимые меры по улучшению его финансового состояния.
Из материалов дела усматривается, что ОАО "Карельский мясокомбинат" приняло решение об увеличении уставного капитала, в результате которого стоимость чистых активов намного превысит размер уставного капитала. Согласно расчету стоимости чистых активов, который имеется в материалах дела, по итогам увеличения уставного капитала размер чистых активов составит 32 млн. 604 тыс. руб. При этом размер уставного капитала составит 11 млн. руб.
Учитывая сказанное, условия эмиссии и обращения эмиссионных ценных бумаг, указанные в Решении о дополнительном выпуске и подлежащие размещению ОАО "Карельский мясокомбинат", не противоречат законодательству Российской Федерации о ценных бумагах. Несоответствие условий выпуска эмиссионных ценных бумаг законодательству Российской Федерации также отсутствует.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что в уставе ОАО "Карельский мясокомбинат" содержится указание на лицо, которое осуществляет функции по созыву собрания акционеров, предусмотренные для соответствующих полномочий совета директоров (пункт 8.7. устава). Кроме того, следует отметить, что правовые нормы о порядке созыва и проведения общего собрания акционеров, компетенции органов управления акционерного общества не могут быть отнесены к законодательству Российской Федерации о ценных бумагах.
В связи с указанным отказ в регистрации по второму основанию является необоснованным и незаконным.
Не указание на титульном листе Решения о дополнительном выпуске ценных бумаг количества выпускаемых акций само по себе не является основанием для отказа в регистрации, поскольку, являясь технической ошибкой (обратное регистрирующим органом не доказано), может быть устранено. Кроме того, количество выпускаемых акций указано в тексте Решения о дополнительном выпуске, что соответствует пункту 1 статьи 17 Федерального закона "О рынке ценных бумаг". Соответствие решения о выпуске ценных бумаг закону является основанием для его регистрации, поскольку решение о выпуске ценных бумаг в силу прямого указания закона может содержать только сведения, предусмотренные Федеральным законом "О рынке ценных бумаг" или иными федеральными законами о ценных бумагах (пункт 1 статьи 17).
Необоснованным также является отказ в государственной регистрации выпуска ценных бумаг ОАО "Карельский мясокомбинат" в связи с тем, что в Решении о дополнительном выпуске ценных бумаг указан порядок раскрытия эмитентом информации о выпуске ценных бумаг в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах (событиях, действия), затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность.
Заявитель вправе был указать на порядок раскрытия информации в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах (событиях, действия), затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность, поскольку, как следует из материалов дела, регистрирующим органом 10.07.2000 был зарегистрирован проспект эмиссии ценных бумаг ОАО "Карельский мясокомбинат", что согласно статье 30 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" является основанием для обязательного раскрытия эмитентом информации в форме ежеквартального отчета эмитента эмиссионных ценных бумаг (ежеквартальный отчет) и сообщения о существенных фактах (событиях, действиях), касающихся финансово-хозяйственной деятельности эмитента эмиссионных ценных бумаг (сообщения о существенных фактах).
Не указание в заявлении на государственную регистрацию формы ценных бумаг не может являться самостоятельным основанием для отказа в регистрации, поскольку форма выпускаемых акций, бездокументарная, указана в Решении о дополнительном выпуске ценных бумаг, и, кроме того, в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах выпуск акций в документарной форме не предусмотрен. Регистрирующий орган обязан принимать решение об отказе в государственной регистрации исходя из условий эмиссии и обращения, установленных решением о размещении ценных бумаг и решением о выпуске ценных бумаг, а также из соответствия документов, представленных для регистрации, и состава содержащихся в них сведений требованиям Федерального закона "О рынке ценных бумаг" и нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, а не исходя из неточностей и технических ошибок в представленных документах, не имеющих существенного значения для определения условий эмиссии и обращения ценных бумаг регистрируемого выпуска.
Отказ в государственной регистрации выпуска ценных бумаг на основании пункта 2.4.7. Стандартов эмиссии также не может являться предусмотренным законом основанием для отказа в государственной регистрации выпуска ценных бумаг, поскольку обязательное представление анкеты эмитента и решения о дополнительном выпуске ценных бумаг на электронном носителе, в формате разработанного ФСФР программного продукта законом не предусмотрено.
Кроме того, регистрирующий орган не представил каких-либо доказательств того, что указанные документы на электронном носителе заявителем не представлялись.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Учитывая все указанные выше обстоятельства и отсутствие недостоверных сведений в Решении о дополнительном выпуске ценных бумаг, отказ в государственной регистрации выпуска ценных бумаг ОАО "Карельский мясокомбинат", оформленный приказом РО ФСФР в Северо-Западном федеральном округе от 25.07.2008 N 1107-пзи, следует признать не соответствующим Федеральному закону "О рынке ценных бумаг" и нарушающим права и законные интересы заявителя, который с июня 2008 года лишен возможности провести эмиссию ценных бумаг.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 10.02.2009 по делу N А56-44898/2008 отменить.
Заявление ОАО "Карельский мясокомбинат" удовлетворить.
Признать недействительным приказ Регионального отделения ФСФР России в Северо-Западном федеральном округе от 25.07.2008 N 1107-пзи об отказе в государственной регистрации выпуска ценных бумаг.
Обязать Региональное отделение ФСФР России в Северо-Западном федеральном округе произвести государственную регистрацию выпуска ценных бумаг ОАО "Карельский мясокомбинат", решение о котором утверждено общим собранием акционеров ОАО "Карельский мясокомбинат" 10.06.2008, в двадцатидневный срок.
Возвратить ОАО "Карельский мясокомбинат" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 2000 руб. по заявлению и 1000 руб. по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.В. Аносова |
Судьи |
В.В. Горшелев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-44898/2008
Истец: ОАО "Карельский мясокомбинат"
Ответчик: Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном Федеральном округе
Хронология рассмотрения дела:
05.05.2009 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-3450/2009