г. Санкт-Петербург
30 апреля 2009 г. |
Дело N А56-42143/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 апреля 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 апреля 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фокиной Е.А.
судей Савицкой И.Г., Шульга Л.А.
при ведении протокола судебного заседания: Соловьевой Т.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4010/2009) Санкт-Петербургской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16 февраля 2009 года по делу N А56-42143/2008 (судья Ульянова М.Н.), принятое
по заявлению ООО "Малтри"
к Санкт-Петербургской таможне
о признании незаконным решения и возврате 1 295 660 руб. 47 коп.
при участии:
от заявителя: Арчугова Е.А., доверенность N 4-ми от 05.02.2009.
от ответчика: Федорова Ю.В., доверенность N 06-21/21206 от 29.12.2008; Богданова Е.Г., доверенность N 06-21/2085 от 05.02.2009.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Малтри" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения Санкт-Петербургской таможни (далее - таможня, таможенный орган), изложенного в письме от 08.10.2008 N 27-39/15620, об отказе Обществу в возврате излишне уплаченного налога на добавленную стоимость (далее - НДС) и обязании таможни возвратить 1 295 660 руб. 47 коп. НДС, излишне уплаченного при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Решением от 16.02.2009 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе таможня, ссылаясь на нарушение норм материального права, просит решение от 16.02.2009 отменить. По мнению подателя жалобы, возврат излишне уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов на основании пункта 1 статьи 355 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) в связи с предоставлением льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, производится только в случае, если при таможенном оформлении товаров в таможенной декларации заявлены соответствующие сведения о применении в отношении указанных товаров льгот по уплате таможенных платежей и в таможенный орган представлены документы, подтверждающие соответствующие заявленные условия, но при этом таможенные платежи уплачены. Представление в таможенный орган после выпуска товаров документов, подтверждающих наличие льгот по уплате таможенных платежей, не может свидетельствовать о факте излишней уплаты Обществом таможенных пошлин, налогов.
В судебном заседании представители таможни поддержали доводы апелляционной жалобы, представитель Общества, считая решение суда законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании контракта от 25.03.2001 N 2001-2, заключенного между ООО "Малтри" (Россия) и фирмой "Tejidos Elastikos LLOVERAS" (Испания), Общество ввезло на таможенную территорию Российской Федерации и оформило по грузовым таможенным декларациям N 10210150/230307/0005202, 10210150/230307/0005203, 10210150/211107/0023380, 10210150/221107/0023458, 10210180/2801008/0001323, 10210180/120308/0006172 товар - колготки, гольфы, чулки для страдающих варикозным расширением вен, уплатив при этом 1 295 660 руб. 47 коп. НДС по ставке 10%.
Руководствуясь положениями статьи 355 Таможенного кодекса Российской Федерации, Общество 02.10.2008 обратилось в таможню с заявлением N 05 о возврате 1 295 660 руб. 47 коп. НДС как излишне уплаченного при таможенном оформлении товаров по вышеуказанным ГТД.
Письмом от 08.10.2008 N 27-39/15620 таможенный орган отказал заявителю в возврате налога в связи с тем, что распоряжением Федеральной таможенной службы России от 02.04.2008 N 85-р не предусмотрена возможность осуществления возврата (зачета) ранее уплаченного НДС. По мнению таможни, поскольку ГТД оформлены до издания распоряжения, то Обществу необходимо обратиться в ФТС России для подтверждения возможности возврата (зачета) НДС.
Считая решение таможенного органа об отказе в возврате излишне уплаченного НДС, изложенного в письме от 08.10.2008 N 27-39/15620, незаконным, Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал, что содержащаяся в письме от 08.10.2008 N 27-39/15620 ссылка на распоряжение ФТС России от 02.04.2008 N 85-р и на необходимость обращения в ФТС России для подтверждения возможности возврата (зачета) НДС, несостоятельна.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, апелляционная коллегия считает вывод суда правомерным и не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта по следующим основаниям.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 150 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на таможенную территорию Российской Федерации товаров, указанных в подпункте 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ.
В подпункте 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 149 НК РФ Правительство Российской Федерации Постановлением от 21.12.2000 N 998 утвердило Перечень технических средств, используемых исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов, реализации которых не подлежит обложению НДС.
Судом установлено, подтверждается материалами дела и не оспаривается таможней, что согласно сертификату соответствия N РОСС ЕS. ИМ25.А00409 код ОК 005 (ОКП) ввезенных Обществом товаров является 93 9690.
В соответствии с Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93 "Бандажи и изделия к протезно-ортопедической продукции" код 939690 относится к группе 93 9600 "Изделия протезно-ортопедические".
Протезно-ортопедические изделия входят в Перечень технических средств, используемых исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов, реализация которых не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость.
То, что ввезенные товары являются изделиями медицинского назначения, подтверждается и Регистрационным удостоверением ФС N 2006/1491, выданным Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития.
Правомерность отнесения названных товаров, имеющих код 93 9690 к группе 93 9600 "Изделия протезно-ортопедические" таможней не оспаривается.
При изложенных обстоятельствах у ООО "Малтри" не возникло обязанности по уплате НДС в сумме 1 295 660 руб. 47 коп., размер суммы уплаченного налога таможней не оспаривается и подтверждается платежными поручениями (л.д. 45-46) и актом сверки (л.д. 78).
В соответствии со статьей 355 ТК РФ излишне уплаченной или излишне взысканной суммой таможенных пошлин, налогов является сумма фактически уплаченных или взысканных в качестве таможенных пошлин, налогов денежных средств, размер которых превышает сумму, подлежащую уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации и Таможенным кодексом Российской Федерации. Излишне уплаченные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату таможенным органом по заявлению плательщика. Заявление подается в таможенный орган, на счет которого были перечислены указанные суммы либо которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, на счет которого поступили суммы таможенных платежей. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать одного месяца со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов (пункт 4 статьи 355 ТК РФ).
Факт обращения Общества в таможенный орган с заявлением о возврате излишне уплаченного НДС подтверждается материалами дела и не оспаривается таможней.
Довод подателя жалобы о том, что возврат излишне уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов производится только в случае заявления о соответствующих льготах при таможенном оформлении товаров, признан судом апелляционной инстанции несостоятельным, как противоречащий положениям п.1 ст.355 ТК РФ, кроме того, нормы действующего законодательства не предусматривают обязанность декларанта заявлять о наличии льгот при оформлении таможенных деклараций.
Указанное в апелляционной жалобе мнение таможни о том, что Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрена льгота в виде возврата ранее уплаченного НДС при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации является ошибочным, противоречащим положениям статьи 56 НК РФ.
Кроме того, апелляционная инстанция обращает внимание, что приведенный в апелляционной жалобе довод о незаявлении Обществом в ГТД льготы по уплате НДС не являлся основанием отказа в возврате (зачете) ранее уплаченного НДС.
В качестве единственного основания отказа в возврате уплаченного НДС, Санкт-Петербургская таможня указала на распоряжение ФТС России от 02.04.2008 N 85-р с рекомендацией обратиться в ФТС России для подтверждения возможности возврата (зачета) НДС.
Указанное распоряжение N 85-р от 02.04.2008 "Об освобождении от НДС товаров, ввозимых ООО "Малтри" издано Федеральной таможенной службой во исполнение распоряжения от 06.11.2001 N 1031-р и обязывает начальника Санкт-Петербургской таможни не взимать НДС в отношении технических средств-одежды для инвалидов специального назначения, в том числе компрессионных чулок, гольф, колготок, используемых исключительно для профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов, ввозимых на таможенную территорию РФ по контракту от 25.03.2001 N 2001-2, заключенному ООО "Малтри" с фирмой "Tejidos Elastikos LLOVERAS" (Испания).
В свою очередь, распоряжение от 06.11.2001 N 1031-р "Об освобождении от обложения НДС" издано Государственным таможенным комитетом РФ с целью контроля за соблюдением положений статьи 150 НК РФ и постановления Правительства РФ от 21.12.2000 N 998 "Об утверждении перечня технических средств, используемых исключительно для профилактики инвалидности и реабилитации инвалидов, реализация которых не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость".
Второй абзац подпункта "а" пункта 1 данного Распоряжения обязывает начальников таможен не взимать налог на добавленную стоимость при таможенном оформлении ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации технических средств, используемых исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов, перечень которых приведен в приложении 2 к настоящему распоряжению, при наличии соответствующего решения ГТК России, направленного в таможенный орган, производящий таможенное оформление, принятого на основании подтверждения Министерства труда и социального развития Российской Федерации их целевого назначения.
Указанный второй абзац подпункта "а" пункта 1 распоряжения Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 06.11.2001 N 1031-р в части необходимости представления в таможенный орган, производящий таможенное оформление, подтверждения целевого назначения льготной категории товаров, освобожденной от взимания налога на добавленную стоимость при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации, в форме решения ГТК России, принятого на основании подтверждения Министерства труда и социального развития Российской Федерации решением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.10.2008 по делу N 5483/08 признан недействующим, как не соответствующий статье 150 Налогового кодекса Российской Федерации, статьям 5, 6 Таможенного кодекса Российской Федерации и постановлению Правительства Российской Федерации от 21.12.2000 N 998.
Апелляционный суд, руководствуясь частью 2 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применяет в настоящем споре нормы Налогового кодекса Российской Федерации и признает правомерным вывод суда первой инстанции о неправомерности ссылки таможенного органа в письме от 08.10.2008 N 27-37/15620 на распоряжение ФТС от 02.04.2008 N 85-р с предложением обратиться в Федеральную таможенную службу России для подтверждения возможности возврата (зачета) НДС.
Таким образом, вывод суда о признании отказа таможни, изложенного в письме от 08.10.2008 N 27-39/15620, незаконным и обязании возвратить ООО "Малтри" 1 295 660 руб. 47 коп. излишне уплаченного НДС является правомерным.
Учитывая изложенное, у апелляционного суда не имеется оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы Санкт-Петербургской таможни.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16 февраля 2009 года по делу N А56-42143/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Санкт-Петербургской таможни - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Е.А. Фокина |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-42143/2008
Истец: ООО "Малтри"
Ответчик: Санкт-Петербургская таможня