г. Санкт-Петербург
04 мая 2009 г. |
Дело N А56-31711/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 апреля 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 мая 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фокиной Е.А.
судей Савицкой И.Г., Шульга Л.А.
при ведении протокола судебного заседания: Соловьевой Т.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4254/2009) Выборгской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18 февраля 2009 года по делу N А56-31711/2008 (судья Боровлев Д.Ю.), принятое
по заявлению ООО "Автостарт-М"
к Выборгской таможне
о признании незаконным и отмене постановления
при участии:
от заявителя: Мазилкина С.Ю., доверенность от 01.07.2008.
от ответчика: Черемисинова Л.Б., доверенность N 05-01/23477 от 31.12.2008.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Автостарт-М" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Выборгской таможни (далее - таможня, таможенный орган) от 01.07.2008 по делу об административном правонарушении N 102060000-2414/2007.
Решением суда от 18.02.2009 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, Выборгская таможня направила апелляционную жалобу, в которой просила решение от 18.02.2009 отменить. По мнению подателя жалобы, у таможенного органа имелись правовые и фактические основания для привлечения Общества, как перевозчика, к административной ответственности за сообщение недостоверных сведений о перемещаемом товаре.
В судебном заседании представитель таможни поддержал доводы апелляционной жалобы, ООО "Автостарт - М" представило отзыв с возражениями на жалобу, доводы которого поддержаны представителем.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 02.09.2007 ООО "Автостарт - М", являясь перевозчиком, ввезло из Финляндии на таможенную территорию Российской Федерации (таможенный пост МАПП Торфяновка Выборгской таможни) на грузовом автомобиле государственный регистрационный номер В 876УХ 78/АС 3778 78 товар за исправными пломбами финской таможни.
Водителем ООО "Автостарт-М" для таможенного оформления представлены товаросопроводительные документы: книжка МДП N YХ 55452114, счет (инвойс) N 650N/876 от 31.08.2007, упаковочный лист N 650 N/876 от 31.08.2007, товаротранспортная накладная N 27032349/1 от 31.08.2007, согласно которым от отправителя "Грейсиэл Холдингс ИНК" в адрес российского получателя ООО "Вентра" перемещался товар - принтеры (600 шт., 100 грузовых мест), колонки (624 шт., 104 грузовых мест), фотоаппараты (1940 шт., 149 грузовых мест), флэш-карты (52182 шт., 706 грузовых мест), карт-ридеры (2314 шт.) общим количеством 959 грузовых мест, общим весом брутто 7308,00 кг.
Товар по процедуре внутреннего таможенного транзита (далее - ВТТ) направлен в Московскую Западную таможню.
Таможенный досмотр при прибытии товаров на таможенную территорию РФ и при завершении доставки, декларировании товаров в Московской Западной таможне не производился.
В соответствии с предоставленными финским таможенным органом товаросопроводительным документам, по книжке МДП N YХ 55452114 при убытии с таможенной территории Финляндии перемещался товар: колонки (624 шт., 104 грузовых места), фотоаппараты (1940 шт., 149 грузовых мест), флэш-карты (52182 шт., 706 грузовых мест), карт-ридеры (2314 шт.) общим количеством 959 грузовых мест, общим весом брутто 7308,00 кг.
При помещении товара на склад временного хранения 04.09.2007 ООО "Автостарт-М" предоставило таможенному органу товаросопроводительные документы, согласно которым по книжке МДП N YХ 55452114 перемещался товар: ДВД-приводы (1000 шт., 200 грузовых мест), компьютерные жесткие диски (900 шт., 340 грузовых мест), мониторы (269 шт., 269 грузовых мест), принтеры (600 шт., 150 грузовых мест) общим количеством 959 грузовых мест, общим весом брутто 7308,00 кг
Полагая, что перевозчик при помещении товаров на склад временного хранения предоставил Выборгской таможне документы, содержащие недостоверные сведения о количестве грузовых мест, наименовании товара, 19.12.2007 Выборгской таможней вынесено определение о возбуждении в отношении ООО "Автостарт-М" дела об административном правонарушении N 10206000-2414/2007 и проведении по нему административного расследования. Действия Общества квалифицированы таможенным органом по части 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
19.06.2008 составлен протокол об административном правонарушении, 01.07.2008 заместителем начальника Выборгской таможни вынесено постановление о привлечении ООО "Автостарт - М" к административной ответственности по части 3 статьи 16.1 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 60 000 рублей.
Считая данное постановление незаконным, Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал на отсутствие вины перевозчика в совершении вменяемого ему административного правонарушения.
Апелляционная инстанция, изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, считает данный вывод правомерным по следующим основаниям.
Согласно статье 73 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) при международной перевозке автомобильным транспортом перевозчик сообщает таможенному органу сведения о товарах и транспортных средствах, в том числе о количестве грузовых мест, их маркировке и видах упаковок товаров, наименовании товаров; весе брутто товаров (в килограммах) либо объеме товаров в кубических метрах, за исключением крупногабаритных грузов (пункт 1). Перевозчик сообщает названные сведения путем представления таможенному органу следующих документов: документов на транспортное средство; международной товаротранспортной накладной; имеющихся у перевозчика коммерческих документов на перевозимые товары (пункт 2).
В соответствии с пунктом 2 статьи 81 ТК РФ для получения разрешения на внутренний таможенный транзит перевозчик (экспедитор) представляет в таможенный орган отправления сведения о наименовании и местонахождении отправителя (получателя) товаров в соответствии с транспортными документами; о стране отправления (стране назначения) товаров; о наименовании и местонахождении перевозчика товаров либо экспедитора, если разрешение на внутренний таможенный транзит получает экспедитор; о транспортном средстве, на котором товары перевозятся по таможенной территории Российской Федерации, а при осуществлении перевозки автомобильным транспортом - также о водителе транспортного средства; о видах или наименованиях, количестве, стоимости товаров в соответствии с коммерческими, транспортными (перевозочными) документами, весе или об объеме, о кодах товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне не менее чем первых четырех знаков; об общем количестве грузовых мест; о пункте назначения товаров; о планируемой перегрузке товаров или других грузовых операциях в пути; о планируемом сроке перевозки товаров (статья 82 ТК РФ); о маршруте, если перевозка товаров должна осуществляться по определенным маршрутам (пункт 3 статьи 86 ТК РФ).
В силу части 3 статьи 16.1 КоАП РФ административным правонарушением признается сообщение таможенному органу недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Российской Федерации или при убытии с таможенной территории Российской Федерации товаров и (или) транспортных средств, либо для получения разрешения на внутренний таможенный транзит или для его завершения, либо при помещении товаров на склад временного хранения путем представления недействительных документов, а равно использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам.
Согласно статье 39 Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (далее - Конвенция МДП) правовые последствия для перевозчика влекут расхождения между сведениями, приведенными в грузовом манифесте книжки МДП, и содержимым транспортного средства, состава транспортных средств или контейнера, если таковые являются результатом преднамеренных ошибок либо ошибок, допущенных по небрежности при погрузке или отправке груза или при составлении упомянутого манифеста. Под ошибками, допущенными по небрежности, следует понимать действия, которые не совершены преднамеренно и с полным знанием обстоятельств, а обусловлены непринятием необходимых разумных мер для обеспечения точности сведений в каждом конкретном случае (пояснительные записки к статье 39 Конвенции МДП).
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 8 Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (далее - КДПГ) при принятии груза перевозчик обязан проверить точность записей, сделанных в накладной относительно числа грузовых мест, а также их маркировки и номеров; внешнее состояние груза и его упаковку. Если перевозчик не имеет достаточной возможности проверить правильность соответствующих записей, он должен вписать в накладную обоснованные оговорки.
При отсутствии в накладной обоснованных перевозчиком оговорок имеется презумпция, что груз и его упаковка были внешне в исправном состоянии в момент принятия груза перевозчиком и что число грузовых мест, а также их маркировка и номера соответствовали указаниям накладной (пункт 2 статьи 9 КДПГ).
Из объяснения водителя Клопова А.И., полученного в ходе административного расследования, следует, что водитель при погрузке товара на таможенном складе присутствовал, им был произведен перерасчет грузовых мест, сверка наименования с товаросопроводительными документами, никаких расхождений не установлено. В таможне г. Хамина (Финляндия) автомашина не вскрывалась, груз не досматривался и не пересчитывался. На т/п Торфяновка Выборгской таможни прохождение транспортного и весового контроля не выявило никаких нарушений, водителем были поданы документы сотрудникам таможни для таможенного оформления .в (т.2, л.д. 121).
Согласно объяснениям государственного таможенного инспектора Сороки С.В., производившего таможенное оформление товара по прибытии на таможенную территорию РФ, автомашина с товаром не вскрывалась и не досматривалась, поскольку все документы были в полном порядке. Пломбы финской таможни были в целостности, о чем свидетельствует поставленный штамп на обороте товаротранспортной накладной "осмотрено, нарушений не выявлено". Дополнительно к финским таможенным пломбам были наложены ЗПУ N 1/02593. Оригиналы ТСД упакованы в пакет - сейф, который вручен водителю ООО "Автостарт-М" Клопову А.И. Оформленный комплект ТСД для таможни им, Сорокой С.В., сдан в ОКТТ т/п МАПП Торфяновка Выборгской таможни (т.2, л.д. 123-125).
По прибытию на территорию Московской Западной таможни и после прохождения всех соответствующих процедур, водителем Общества получены Свидетельство о завершении внутреннего таможенного транзита N 10122050/040907/0009245, подтверждение о прибытии N 10122050/040907/0009241. В транспортной накладной таможней назначения поставлены штамп "Товар поступил 04.09.2007" и "Выпуск разрешен 04.09.2007", что подтверждает факт прибытия груза, указанного в товаросопроводительных документах.
В постановлении по делу об административном правонарушении Таможенный орган указал, что согласно копии заключения эксперта ЭКС Регионального филиала ЦЭКТУ г. Санкт-Петербурга N 1085/02-2007, упаковочные листы и счета (инвойсы), хранившиеся в архиве ОКТТ и изъятые и приобщенные к материалам уголовных дел, отштампованы не личными номерными печатями Выборгской таможни, т.е. являются поддельными.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ, пунктом 4 статьи 210 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для вынесения оспариваемого постановления, возложена на орган, его вынесший.
Пунктом 24 Инструкции "О действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль товаров, перемещаемых по таможенной территории Российской Федерации автомобильным транспортом, при их прибытии (убытии), перевозке в соответствии с процедурой внутреннего и международного таможенного транзита, а также временном хранении", утвержденной приказом ГТК России от 18.12.2003 N 1467 установлено, что если в качестве товаросопроводительных документов (ТД) используется книжка МДП, заполненная и оформленная в соответствии с Конвенцией МДП, то после осуществления документального контроля уполномоченное должностное лицо таможенного органа осуществляет действия, установленные пунктом 23 настоящей Инструкции (за исключением подпунктов "и" и "л"), а также заполняет графы 18-23 обоих отрывных листов и корешок N 1 комплекта книжки МДП, в которых проставляет подпись и оттиск ЛНП; отделяет отрывной лист N 1 комплекта книжки МДП для передачи с соответствующим комплектом документов в ОКТТ; возвращает оформленную книжку МДП с соответствующим комплектом документов перевозчику, в том числе в установленных случаях в пакет-сейфе (подпункты "г", "д","е" пункта 24 Инструкции в действующей в момент производства по делу об АП редакции).
Учитывая изложенное, в рассматриваемом случае разрешение должностным лицом Выборгской таможни внутреннего таможенного транзита является свидетельством представления водителем надлежащего комплекта товаросопроводительных документов, а факт выдачи таможенным органом назначения Свидетельства о завершении внутреннего таможенного транзита подтверждает вручение водителем ООО "Автостарт-М" должностному лицу таможенного органа назначения сейф-пакета в ненарушенном состоянии.
Как следует из материалов дела, таможенные органы не проверяли соответствие сведений о товаре, содержащихся в товаросопроводительных документах, товару, фактически перемещенному на территорию Российской Федерации, досмотр товара не производился ни таможенной службой Финляндии, ни таможенной службой Российской Федерации, следовательно, вывод Выборгской таможни о представлении Обществом документов, содержащих недостоверные сведения о товаре: количестве грузовых мест и их маркировке; наименовании товара, является предположительным и не основанным на фактических обстоятельствах.
Следует обратить внимание, что в представленных финской таможенной службой документах и документах, представленных перевозчиком, вес товара и количество грузовых мест совпадают. Следовательно, у Выборгской таможни не имелось оснований для вменения ООО "Автостарт-М" в вину сообщение таможенному органу недостоверных сведений о количестве грузовых мест и весе товаров.
Довод представителя таможни о том, что достоверными сведениями о товаре являются сведения, отраженные в погрузочном листе (т.3 л.д.24, 35), апелляционным судом отклоняется, поскольку в погрузочном листе отражены сведения только о количестве грузовых мест, а не о количестве товара.
Погрузочный лист является внутренним документом склада и таможней не представлены доказательства того, что отраженные в нем сведения о товаре были известны водителю перевозчика, и он согласился с ними. Кроме того, поскольку товар финской таможней при выезде с таможенной территории Финляндии не досматривался, безусловных оснований полагать, что указанные в погрузочном листе сведения о товаре являются достоверными, не имеется.
Поскольку Обществу вменяется в вину сообщение таможенному органу при помещении товаров на склад временного хранения недостоверных сведений о товаре, а предоставленные документы вручены перевозчику должностным лицом Выборгской таможни в запаянном сейф-пакете и заверены его личной номерной печатью, и при отсутствии у перевозчика возможности проверить содержимое этого сейф-пакета, вывод суда первой инстанции о недоказанности вины Общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения, является обоснованным.
Факт причастности ООО "Автостарт-М" к подделке оттисков печатей Выборгской таможни, сообщения таможенному органу недостоверных сведений о товаре, ввоза на территорию Российской Федерации товара, не указанного в товаросопроводительных документах, Выборгской таможней не доказан.
В силу части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Поскольку таможенным органом не доказано совершение ООО "Автостарт-М" административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд первой инстанции правомерно признал незаконным и отменил оспариваемое постановление Выборгской таможни, апелляционная инстанция не усматривает оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и отмены решения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18 февраля 2009 года по делу N А56-31711/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Выборгской таможни - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Е.А. Фокина |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-31711/2008
Истец: ООО "Автостарт-М"
Ответчик: Выборгская таможня