г. Санкт-Петербург
07 мая 2009 г. |
Дело N А26-7804/2007 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 мая 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 мая 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Г.В. Борисовой
судей И.Г. Савицкой, Е.А. Фокиной
при ведении протокола судебного заседания: Л.Н. Мацур
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4112/2009) ООО "Охотничье хозяйство "Черные камни" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 16.02.2009г. по делу N А26-7804/2007 (судья Подкопаев А.В.)
по заявлению Прокурора Республики Карелия
к Министерству сельского, рыбного хозяйства и экологии Республики Карелия и Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Карелия
3-и лица: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Карелия,
ООО "Охотничье хозяйство "Черные камни",
Государственный комитет Республики Карелия по охране и использованию объектом животного мира и водных биологических ресурсов
о признании недействительным распоряжения и незаконными действий органа исполнительной власти
при участии:
от заявителя: не явились-извещены (уведомление N 12640)
от ответчиков: не явились- извещены (уведомление N 1261,N 12642)
от 3-х лиц:
ООО "Охотничье хозяйство "Черные камни" - Грацианова А.Н. доверенность от 27.04.2009г.
Управления Республики Карелия по охотничьему хозяйству - не явились извещены (уведомление N 12646),
Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Карелия - не явились- извещены (уведомление N 12643)
установил:
Прокурор Республики Карелия обратился в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным распоряжения Министерства сельского, рыбного хозяйства и экологии Республики Карелия N 41-р от 31.05.2007г. о предоставлении ООО "Охотничье хозяйство "Черные камни" территории (акватории), необходимой для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, и о признании незаконными действий Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Карелия по выдаче ООО "Охотничье хозяйство "Черные камни" долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира О N 0000954 от 05.06.2007г.
Свои требования заявитель обосновывал тем, что при издании оспариваемого распоряжения не были применены положения ст. 20 Федерального закона "О животном мире" и ст.11 - 12 Федерального закона "Об экологической экспертизе", согласно которым предоставляются материалы, обосновывающие предоставление территории (акватории), прошедшие государственную экологическую экспертизу, чем нарушены права и законные интересы Российской Федерации в сфере экономической деятельности как собственника объектов животного мира, права Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Карелия как органа, уполномоченного в области экологической экспертизы.
Решением суда первой инстанции заявление Прокурора Республики Карелия удовлетворено в полном объеме. Признано недействительным распоряжение Министерства сельского, рыбного хозяйства и экологии Республики Карелия N 41-р от 31.05.2007г. о предоставлении ООО "Охотничье хозяйство "Черные камни" территории (акватории), необходимой для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, и признаны незаконными действия Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Карелия по выдаче ООО "Охотничье хозяйство "Черные камни" долгосрочной лицензии О N 0000954 от 05.06.2007г. на передачу в пользование объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты сроком действия с 05.06.2007г. по 05.06.2017г. в связи с отсутствием положительного заключения государственной экологической экспертизы. Суд обязал Министерство сельского, рыбного хозяйства и экологии Республики Карелия и Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Карелия, Архангельской области и Ненецкому автономному округу устранить допущенные нарушения закона.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Охотничье хозяйство "Черные камни" направило апелляционную жалобу, в которой просило отменить решение суда, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы по тем основаниям, что считает неправомерной ссылку суда на ст.20 Федерального закона "О животном мире", поскольку обязательной экологической экспертизе подлежат удобрения, пестициды и биостимуляторы роста растений, а также материалы, обосновывающие объемы (лимиты, квоты) изъятия объектов животного мира и проведения работ по акклиматизации и гибридизации этих объектов, так как данный перечень объектов экспертизы является исчерпывающим, а материалы, обосновывающие предоставление территории (акватории) и выдачу долгосрочной лицензии при пользовании объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, в ней не указаны. При выдаче лицензии орган исполнительной власти руководствовался ст.35-38 Федерального закона "О животном мире", которыми установлен порядок и условия предоставления долгосрочной лицензии, которые не содержат требования о представлении государственной экологической экспертизы, подобных указаний не содержат и ст.11, 12 Федерального закона "Об экологической экспертизе". Следовательно, лицензия была получена обществом на законном основании, все необходимые документы были представлены в полном объеме, согласования получены, поэтому не имелось оснований для признания действий органа, выдавшего лицензию, незаконными.
Представители Прокурора Республики Карелия, ответчиков и двух третьих лиц в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266-271 АПК РФ.
Выслушав представителя общества, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, Министерство сельского, рыбного хозяйства и экологии Республики Карелия распоряжением от 31.05.2007г. N 41-р предоставило ООО "Охотничье хозяйство "Черные камни" территорию (акватория) площадью 33,7тыс.га, необходимую для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, сроком на 10 лет в границах согласно приложению к названному распоряжению.
На основании названного распоряжения Управление Россельхознадзора по Республике Карелия выдало обществу долгосрочную лицензию на пользование объектами животного мира N 0000954 сроком действия с 05.06.2007г. до 05.06.2017г.
По мнению Прокурора Республики Карелия, издание распоряжения Министерством сельского, рыбного хозяйства и экологии Республики Карелия о предоставлении территории (акватории) для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, а также выдача лицензии без предварительной государственной экологической экспертизы, предусмотренной ст.12 Федерального закона "Об экологической экспертизе" и ст.20 Федерального закона "О животном мире", незаконны, указанные обстоятельства явились основанием для направления заявления в суд.
Суд первой инстанции, признавая недействительным оспариваемое распоряжение Министерства сельского, рыбного хозяйства и экологии Республики Карелия и незаконными действия Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Карелия по выдаче ООО "Охотничье хозяйство "Черные камни" долгосрочной лицензии, оценил обстоятельства дела и посчитал, что для издания оспариваемого распоряжения и выдачи лицензии на пользование объектами животного мира требуется положительное заключение государственной, экологической экспертизы.
Согласно ст.3 Федерального закона "О животном мире" законодательство Российской Федерации в области охраны и использования животного мира и среды его обитания состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации об охране и использовании животного мира.
Статьей 20 названного Федерального закона предусмотрено, что в качестве обязательной меры охраны животного мира является государственная экологическая экспертиза, осуществляемая в соответствии с законодательством Российской Федерации и предшествующая принятию органами исполнительной власти Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации хозяйственного решения, способного повлиять на объекты животного мира и среду их обитания.
В соответствии с п.2 Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.06.1996г. N 698, государственной экологической экспертизе подлежат конкретные объекты государственной экологической экспертизы, определенные ст.11 и 12 Федерального закона "Об экологической экспертизе".
Статьей 12 Федерального закона "Об экологической экспертизе" установлено, что объектами государственной экологической экспертизы регионального уровня являются, в том числе, материалы обоснования лицензий на осуществление деятельности, которая может оказать воздействие на окружающую среду, если их выдача относится в соответствии с законодательством Российской Федерации к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст.1 Федерального закона "Об охране окружающей среды" под негативным воздействием на окружающую среду понимается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Согласно ст.3 названного закона хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности. Аналогичный принцип закреплен и ст.3 Федерального закона "Об экологической экспертизе".
Таким образом, законодатель в Федеральных законах "Об охране окружающей среды", "Об экологической экспертизе" указал, что планируемая хозяйственная деятельность юридическими лицами должна осуществляться на основе принципа презумпции экологической опасности.
В соответствии со ст.1 Федерального закона "Об экологической экспертизе" экологическая экспертиза - это установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.
Охота, как вид природопользования, оказывает воздействие на окружающую природную среду путем изъятия из этой среды объектов животного мира, поэтому может быть опасной для окружающей природной среды, пока иное не будет установлено в рамках, предусмотренных законом процедур, в данном случае - государственной экологической экспертизой, в связи с этим является обоснованным вывод суда первой инстанции об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, предшествующей принятию хозяйственного решения, способного повлиять на объекты животного мира и среду их обитания.
Из материалов дела видно, что оспариваемым распоряжением обществу предоставлены территории, акватории, необходимые для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, в определенных границах, осуществление иной деятельности не предусмотрено.
Поскольку охота, как вид природопользования, оказывает воздействие на окружающую природную среду путем изъятия из этой среды объектов животного мира, то в отсутствие заключения государственной экологической экспертизы территория (акватория), необходимая для пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, не могла быть предоставлена обществу, а распоряжение Министерства от 31.05.2007 N 41-р, предоставляющее возможность возникновения права пользования объектами животного мира на такой территории (акватории), не могло быть издано. Соответственно, на основании указанного распоряжения не могла быть выдана и лицензия на пользование объектами животного мира.
Суд первой инстанции оценил и обоснованно отклонил доводы общества о том, что Федеральный закон "О животном мире" не содержит требования о проведении государственной экологической экспертизы материалов, обосновывающих получение территории (акватории) и лицензии на пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты.
Порядок проведения государственной и общественной экологических экспертиз установлен Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 27.12.1996г. N 1574 утвержден Порядок выдачи долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира, в котором определено, что долгосрочные лицензии на пользование объектами животного мира выдаются в порядке, установленном Федеральным законом "О животном мире" в отношении объектов, отнесенных к объектам охоты - Министерством сельского хозяйства и продовольствия РФ.
Приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 26.06.2000г. N 569, зарегистрированным в Министерстве юстиции РФ, утверждено Положение о порядке выдачи долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты.
Указанные нормативные акты не содержат требования о необходимости проведения экспертизы материалов, обосновывающих как предоставление территории в пользование, так и получение лицензии на пользование объектами животного мира.
Однако согласно ч.2 ст.13 АПК РФ арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного правового акта иному имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту, принимает судебный акт в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.
Положение о порядке выдачи долгосрочных лицензий не соответствует вышеуказанным положениям федеральных законов, следовательно, у суда не имелось оснований руководствоваться только некоторыми нормам этих положений, не принимая во внимание положений вышеназванных федеральных законов.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает, суд первой инстанции правомерно признал недействительным оспариваемое распоряжение Министерства и незаконными действия Управления Россельхознадзора по выдаче обществу лицензии на передачу в пользование объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 16.02.2009г. по делу N А26-7804/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Охотничье хозяйство "Черные камни" без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Г.В. Борисова |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-7804/2007
Истец: Прокурор Республики Карелия
Ответчик: Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Карелия, Архангельской области и Ненецкому автономному округу, Министерство сельского, рыбного хозяйства и экологии Республики Карелия
Третье лицо: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Карелия, ООО "Охотничье хозяйство "Черные камни", Гос. комитет РК по охране и использованию объектов животного мира и водных биологических ресурсов