г. Санкт-Петербург
12 мая 2009 г. |
Дело N А56-38978/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 мая 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 мая 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фокиной Е.А.
судей Борисовой Г.В., Савицкой И.Г.
при ведении протокола судебного заседания: Соловьевой Т.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4274/2009) Выборгской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27 февраля 2009 года по делу N А56-38978/2008 (судья Ресовская Т.М.), принятое
по заявлению ОАО "Российские железные дороги"
к Выборгской таможне
об оспаривании постановления
при участии:
от заявителя: Мекшун Н.В., доверенность N Ю-11/207 от 22.12.2008.
от ответчика: не явился, извещен.
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - Общество, ОАО "РЖД", перевозчик) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Выборгской таможни (далее - таможня, таможенный орган) от 12.08.2008 года по делу об административном правонарушении N 10206000-1345/2008.
Решением от 27.02.2009 суд удовлетворил заявленное требование.
Не согласившись с решением суда, Выборгская таможня направила апелляционную жалобу, в которой просила решение от 27.02.2009 отменить. Податель жалобы указал, что товар был доставлен перевозчиком в место, отличное от места доставки товара, установленного таможенным органом исходя из сведений, указанных в таможенных документах, что составляет событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; Общество было надлежащим образом извещено о месте и времени составления протокола об административном правонарушении.
Выборгская таможня надлежащим образом уведомлена о дате и месте судебного заседания, однако своего представителя не направила, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в ее отсутствие.
В судебном заседании представитель ОАО "РЖД" возражал против апелляционной жалобы и просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 30.07.2008 на железнодорожную станцию Светогорск ОАО "Российские железные дороги" прибыл грузовой поезд N 3531, следующий из России в Финляндию, в составе которого находился железнодорожный вагон N 65754848, в котором согласно транзитной декларации N 40337/140708/000724, железнодорожной накладной N 08899515 и счету (инвойсу) N 88 от отправителя ГЛХУ "Рогачевский лесхоз" р. Беларусь в адрес получателя "ЮПМ - Кюммене", Иматра, Финляндия, перемещался товар - баланс сосновый.
Для следования вагона N 65754848 со ст. "Рогачев" на ст. "Выборг" Окт ж/д (т/п Выборгский Железнодорожный) Гомельской таможней Республики Беларусь 18.07.2008 товар в вышеуказанном вагоне помещен под таможенный режим международного таможенного транзита N 40337/180708/000758, местом доставки товара в Выборгскую таможню определен таможенный пост Выборгский Железнодорожный.
Фактически вагон N 65754848 прибыл на станцию "Светогорск" ЖДПП 30.07.2008.
Согласно пункту 2 Временного положения о доставке и транзите товаров, перемещаемых под таможенным контролем между Российскими и Белорусскими таможенными органа от 07.08.1995 N 01-33а/11161, решение о доставке от белорусского до российского таможенного органа принимается белорусским таможенным органом отправления в соответствии с правилами доставки товаров под таможенным контролем, действующим в Российской Федерации.
По мнению таможенного органа, Общество нарушило маршрут международного таможенного транзита, установленный таможенным органом, за что предусмотрена ответственность статьей 16.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По данному факту уполномоченным должностным лицом Выборгской таможни 31.07.2008 составлен протокол об административном правонарушении N 10206000-1345/2008, 12.08.2008 вынесено постановление N 10206000-1345/2008, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 6000 рублей.
Основанием привлечения Общества к административной ответственности таможенный орган указал на нарушение маршрута международного таможенного транзита.
ОАО "Российские железные дороги" не согласилось с постановлением таможенного органа и обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для привлечения перевозчика к административной ответственности по статье 16.10 КоАП РФ; а также о нарушении таможенным органом нарушена процедуры привлечения Общества к административной ответственности - протокол об административном правонарушении составлен в отсутствие представителя ОАО "РЖД".
Исследовав материалы дела, выслушав доводы сторон, апелляционный суд признал жалобу таможенного органа не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Вывод суда первой инстанции о нарушении процедуры привлечения Общества к административной ответственности апелляционная инстанция признает ошибочным. Общество надлежащим образом извещено о месте и времени составления протокола и рассмотрения материалов по делу об административном правонарушении, что подтверждается телеграммами (л.д. 56-59, 61-65).
Довод Общества о том, что имеющиеся в материалах дела телеграммы не являются надлежащим доказательством его извещения о дате и месте составления протокола об административном правонарушении, поскольку не содержат номер административного дела, признан апелляционным судом необоснованным. Как следует из представленных телеграмм, они содержат исчерпывающую информацию, в том числе, номер статьи по которой Общество привлекается к административной ответственности и номер телефона Выборгской таможни, по которому Общество имело возможность узнать всю интересующуюся его информацию и сообщить о невозможности прибыть для составления протокола. Однако ОАО "РЖД" не воспользовалось предоставленным ему правом. Кроме того, телеграмма, направленная в адрес общества (л.д. 65) содержит ссылки на номера административных дел и на номер статьи, по которой Общество привлекается к административной ответственности.
Вместе с тем, апелляционная инстанция не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции в связи со следующим.
Статьей 16.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за несоблюдение перевозчиком уставленного таможенным органом срока внутреннего таможенного транзита или международного таможенного транзита либо определенного таможенным органом маршрута перевозки товаров, а равно доставка товаров в зону таможенного контроля, отличную от определенной таможенным органом в качестве места доставки.
Статьей 167 Таможенного кодекса РФ (далее - ТК РФ) установлено, что международный таможенный транзит - это таможенный режим, при котором иностранные товары перемещаются по таможенной территории Российской Федерации под таможенным контролем между местом их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации и местом их убытия с этой территории (если это является частью их пути, который начинается и заканчивается за пределами таможенной территории Российской Федерации) без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 169 ТК РФ при международном таможенном транзите порядок выдачи таможенным органом разрешения на международный таможенный транзит и порядок установления сроков международного таможенного транзита, идентификация товаров, меры обеспечения таможенного законодательства Российской Федерации осуществляются по правилам, установленным статьями 80 - 86 настоящего Кодекса в отношении внутреннего таможенного транзита и применимым к международному таможенному транзиту.
В силу пункта 2 настоящей статьи, к правам, обязанностям и ответственности перевозчика или экспедитора при международном таможенном транзите применяются положения подпунктов 1 и 2 статьи 88, а также статей 90 и 91 настоящего Кодекса.
Статьей 88 ТК РФ установлено, что при перевозке товаров в соответствии с внутренним таможенным транзитом перевозчик обязан доставить товары и документы на них в установленные таможенным органом отправления сроки в место доставки товаров, следуя определенным маршрутам, если они установлены или заявлены.
В соответствии с пунктом 1 статьи 85 ТК РФ, а также пунктом 20.1 Инструкции о совершении таможенных операций при внутреннем и международном таможенном транзите товаров, утвержденной Приказом Государственного таможенного комитета РФ от 08.09.2003 N 973 (далее - Инструкция N 973) фактическим местом доставки товаров при международном таможенном транзите является зона таможенного контроля, находящаяся в регионе деятельности таможенного органа назначения.
Согласно пункту 1 статьи 171 ТК РФ, а также пункту 29 Инструкции N 973, при прибытии товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита, в место доставки перевозчик обязан предъявить указанные товары для проверки, представить транзитную декларацию и иные документы на транзитные товары, используемые для целей международного таможенного транзита, таможенному органу назначения. Таможенный орган назначения для завершения международного таможенного транзита обязан проверить представленные перевозчиком документы, проверить наличие в них печатей и штампов таможенного органа отправления, соблюдение перевозчиком места и срока транзита товаров, а также идентифицировать транзитные товары и транспортные средства. В целях подтверждения доставки товаров в таможенный орган назначения в транзитной декларации и транспортных (перевозочных) документах уполномоченное должностное лицо таможенного органа назначения проставляет штамп о поступлении товаров, который заполняется и заверяется им своей подписью и оттиском личной номерной печати.
Материалами дела подтверждается, что перевозка груза осуществлялась под таможенным режимом международного таможенного транзита из Республики Беларусь в Российскую Федерацию на основании Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС) имеющего обязательную силу для исполнения железными дорогами, отправителями и получателями грузов и действующего независимо от государственной принадлежности сторон договора перевозки.
В соответствии со статьей 7 СМГС, договор перевозки оформляется накладной единого образца. Одновременно с предъявлением груза к перевозке отправитель для каждой поставки должен представить станции отправления правильно заполненную и подписанную накладную, заполненную в строгом соответствии с Пояснениями по заполнению накладной СМГС (Приложение 12.5). Кроме того, отправитель обязан приложить к накладной сопроводительные документы, необходимые для выполнения таможенных и других правил на всем пути следования груза. При этом обязанность проверять правильность оформления и достаточность документов, приложенных отправителем к накладной, на железную дорогу не возложена.
В соответствии с пунктом 1 статьи 81 ТК РФ в качестве транзитной декларации таможенный орган отправления принимает любые коммерческие, транспортные (перевозочные) документы и (или) таможенные документы, содержащие сведения, в том числе, сведения о пункте назначения маршрутов, о маршруте, если перевозка должна осуществляться по определенным маршрутам.
В пункте 13 Инструкции 973 также установлено, что в качестве транзитной декларации лицо, получающее разрешение на ВТТ или МТТ, вправе представить, а таможенный орган отправления обязан принять любые коммерческие, транспортные (перевозочные) документы и (или) таможенные документы, содержащие необходимые сведения. При этом в качестве коммерческих документов могут представляться счета-фактуры, счета-проформы, отгрузочные спецификации, упаковочные листы, декларации о грузе, грузовые ведомости. В качестве транспортных (перевозочных) документов при перевозке по железной дороге могут представляться международная или внутренняя товаротранспортная накладная, железнодорожные накладные, а также другие стандартные документы, предусмотренные международными соглашениями в области транспорта, транспортными уставами и кодексами, другими законами и издаваемыми в соответствии с ними правовыми актами.
Для ОАО "РЖД" при перевозке грузов в международном сообщении приоритет имеет перевозочный документ, содержащий сведения, указанные в статье 81 ТК РФ.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что в железнодорожной накладной N 08899515 (л.д. 47) указаны все сведения, необходимые для соблюдения таможенных правил.
Как следует из данной накладной, отправителем указана станция назначения - РЖД Светогорск для дальнейшей перевозки на ст. Лаппеннранта. Фактически груз на данную станцию прибыл.
Таким образом, утверждение таможенного органа о виновном нарушении Обществом маршрута международного таможенного транзита не соответствует обстоятельствам дела.
При таких обстоятельствах таможенный орган не доказал вину Общества в том, что товар по железнодорожной накладной N 08899515 был доставлен на таможенный пост МАПП Светогорск Выборгской таможни, а не на таможенный пост Выборгский Железнодорожный.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В данном случае Общество в соответствии с Соглашением о международном железнодорожном грузовом сообщении руководствовалось железнодорожной накладной. Сведения о месте доставки товара на таможенный пост Выборгский Железнодорожный содержатся в транзитной декларации N 40337/140708/000724, проверка содержания которой не входит в обязанность железнодорожного перевозчика в силу § 2 статьи 11 СМГС.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Судом первой инстанции правильно применены нормы материального права с учетом фактических обстоятельств дела, не допущено нарушений норм процессуального права, поэтому апелляционный суд не усматривает оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда первой инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27 февраля 2009 года по делу N А56-38978/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Выборгской таможни - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Е.А. Фокина |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-38978/2008
Истец: ОАО"Российские железные дороги"
Ответчик: Выборгская таможня