г. Санкт-Петербург
12 мая 2009 г. |
Дело N А42-6562/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 апреля 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 мая 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего М. Л. Згурской
судей И. А. Дмитриевой, Н. О. Третьяковой
при ведении протокола судебного заседания: О. В. Енисейской
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-3673/2009, 13АП-3676/2009) (заявление) ИП Почивалова С. С., Инспекции ФНС России по г. Апатиты Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 04.02.2009 по делу N А42-6562/2008 (судья В. Г. Бубен), принятое
по заявлению предпринимателя Почивалова Сергея Сергеевича
к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Апатиты Мурманской области
о признании частично недействительным решения
при участии:
от заявителя: Почивалова Г. П. (доверенность от 08.11.2008 б/н)
от ответчика: Симонова Я. В. (доверенность от 12.01.2009 N 04-22/38)
Сверчков В. А. (доверенность от 31.12.2008 N 04-20/18704)
установил:
Индивидуальный предприниматель Почивалов Сергей Сергеевич (далее - Предприниматель, заявитель), уточнив в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) предмет спора, обратился в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным решения от 30.06.2008 N 25 в части предложения уплатить в доход бюджетов различного уровня налог на доходы физических лиц за 2006 год в сумме 149 347 руб. 62 коп., пени в сумме 17 762 руб. 40 коп и штраф в сумме 29 869 руб. 52 коп. на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ ; единый социальный налог за 2006 год в сумме 45 588 руб. 55 коп., пени в сумме 3 778 руб. 11 коп и штраф в сумме 9117 руб. 71 коп. на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ; налог на добавленную стоимость за 1, 2, 3, 4 кварталы 2006 года в общей сумме 350 397 руб., пени в сумме 43 225 руб. 56 коп. и штраф в сумме 70 079 руб. 40 коп. на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ; привлечения к ответственности на основании пункта 1 статьи 126 НК РФ в виде штрафа в сумме 30 700 руб.; а также не подлежащим исполнению постановление от 29.10.2008 N 1107 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика в сумме 145 357 руб. 94 коп.
Определением от 09.12.2008 суд прекратил производство по делу в связи с отказом Предпринимателя от заявленных требований в части признания недействительным требования от 24.09.2008 N 1126, решения от 16.10.2008 N 2169, решения от 29.10.2008 N 1107; признания не подлежащим исполнению инкассовых поручений от 16.10.2008 NN 3593, 3590, 3589, 3582, 3588,3591,3592,3583,3585, 3586; признания незаконными действий налогового органа по взысканию недоимки по единому социальному налогу в размере 8 916 руб. 84 коп., а также пеней и штрафов в сумме 154 274,78 руб.
В судебном заседании, которым закончилось рассмотрение дела по существу, заявитель отказался от ранее заявленных требований в части признания недействительным решения от 16.10.2008 N 1313; признания не подлежащим исполнению постановления от 29.10.2008 N1107 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика в сумме 565 644 руб. 07 коп.
Решением от 04.02.2009 (с учетом определения от 11.02.2009 об исправлении арифметической ошибки) суд признал недействительным решение Инспекции от 30.06.2008 N 25 в части предложения уплатить в доход бюджетов различного уровня налог на доходы физических лиц за 2006 год в сумме 149 347 руб. 62 коп., пени в сумме 17 762 руб. 40 коп и штраф в сумме 29 869 руб. 52 коп. на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ ; единый социальный налог за 2006 год в сумме 45 588 руб. 55 коп., пени в сумме 3 778 руб. 11 коп и штраф в сумме 9117 руб. 71 коп. на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ; налог на добавленную стоимость за 1, 2, 3, 4 кварталы 2006 года в общей сумме 350 397 руб., пени в сумме 43 225 руб. 56 коп. и штраф в сумме 70 079 руб. 40 коп. на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ; а также не подлежащим исполнению постановление Инспекции от 29.10.2008 N 1107 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика в сумме 114 657 руб. 94 коп. В части признания недействительным решения от 16.10.2008 N 1313; признания не подлежащим исполнению постановления от 29.10.2008 N1107 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика в сумме 565 644 руб. 07 коп. суд производство по делу прекратил.
Инспекция обратилась в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда в части удовлетворения заявленных Предпринимателем требований отменить, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела; неправильное применение судом норм материального права. Инспекция не согласна с выводом суда об отсутствии оснований для привлечения заявителя к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату единого социального налога, налога на доходы физических лиц, налога на добавленную стоимость в связи с отсутствием фактических публично-правовых обязанностей Предпринимателя по уплате в бюджет данных налогов за проверяемые периоды. При этом Инспекция ссылается на то, что уточненные налоговые декларации по указанным налогам за проверяемые периоды представлены Предпринимателем в налоговый орган только после вынесения Инспекцией решения от 30.06.2008 N 25, при вынесении решения судом не учтены положения статьи 81 НК РФ.
Предприниматель в апелляционной жалобе просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении заявления о признании недействительным решения Инспекции от 30.06.2008 N 25 о привлечении его к ответственности по пункту 1 статьи 126 НК РФ в виде штрафа в размере 30 450 руб. В обоснование апелляционной жалобы Предприниматель указывает на то, что в требовании Инспекции от 18.12.2007 о представлении документов для проведения выездной налоговой проверки не содержалось указаний на реквизиты и количество запрашиваемых документов; правильность расчета налоговой санкции Инспекцией не доказана.
Законность и обоснованность решения суда в обжалуемой части проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Инспекцией проведена выездная налоговая проверка Предпринимателя по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов: налога на доходы физических лиц, единого социального налога, налога на добавленную стоимость за период с 01.01.2006 по 31.12.2006; полноты и своевременности сведений о доходах физических лиц за 2006 год.
По результатам проверки Инспекцией составлен акт от 03.06.2008 N 22 и вынесено решение от 30.06.2008 о привлечении Предпринимателя к ответственности за совершение налогового правонарушения.
24.09.2008 налоговым органом в адрес заявителя выставлено требование N 1126.
Неисполнение Предпринимателем требования Инспекции в установленный срок послужило основанием для вынесения 16.10.2008 решения N 1313 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке.
16.10 2008 Инспекция приняла в отношении заявителя решение N 2169 о взыскании налогов, сборов, пеней за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках.
16.10.2008 Инспекция выставила инкассовые поручения на списание денежных средств с расчетного счета должника в уплату начисленных налогов, пени и штрафов.
29.10.2008 Инспекцией вынесено постановление N 1107 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика.
24.07.2008 Предпринимателем подана апелляционная жалоба в Управление Федеральной налоговой службы по Мурманской области на решение Инспекции от 30.06.2008 N 25. Решением Управления ФНС России по Мурманской области от 11.09.2008 N 462 обжалуемое решение Инспекции оставлено без изменения.
Не согласившись с решением от 30.06.2008 N 25 и постановлением от 29.10.2008 N 1107 Предприниматель обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявление Предпринимателя, суд сделал вывод о том, что Инспекцией нарушена процедура вынесения решения по результатам выездной налоговой проверки, предусмотренная пунктами 4 и 5 статьи 101 НК РФ. Суд установил отсутствие у Предпринимателя обязанности по уплате в бюджет начисленных оспариваемым решением сумм налогов и, как следствие, отсутствие у налогового органа оснований для начисления Предпринимателю пеней за неполную уплату налогов и привлечения его к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ.
Апелляционная инстанция считает решение суда в указанной части законным и не находит оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы.
При проведении проверки Инспекцией установлено:
- занижение Предпринимателем дохода и завышение профессиональных налоговых вычетов в целях исчисления налога на доходы физических лиц;
- занижение заявителем дохода от предпринимательской деятельности и завышение расходов, связанных с их извлечением в целях исчисления единого социального налога за 2006 год;
- занижение налоговой базы по налогу на добавленную стоимость за 1 - 4 кварталы 2006 года.
Указанные обстоятельства послужили основанием для доначисления Предпринимателю оспариваемых сумм налогов.
Вместе с тем, судом первой инстанции установлено, отражено в оспариваемом решении Инспекции и подтверждено материалами дела, что Предприниматель с возражениями на акт выездной налоговой проверки до вынесения решения от 30.06.2008 N 25 представил в налоговый орган документы, подтверждающие как полученные в проверяемом периоде доходы, так и понесенные в указанном периоде расходы.
Инспекция не стала исследовать указанные документы, сославшись на то, что они представлены после составления акта выездной налоговой проверки, не были представлены в налоговый орган при подаче деклараций по налогу на доходы физических лиц, единому социальному налогу и налогу на добавленную стоимость за проверяемые налоговые периоды. Сославшись на статью 81 НК РФ, Инспекция указала, что Предприниматель не представив уточненные декларации до назначения налоговым органом выездной налоговой проверки не реализовал свое право на получение профессиональных налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц, учет расходов, связанных с получением дохода в целях исчисления единого социального налога, а также на применение налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость, поскольку право на их применение носит заявительный характер.
Суд обоснованно не принял указанные доводы Инспекции.
В силу пункта 6 статьи 100 НК РФ лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.
Согласно пункту 1 статьи 101 НК РФ акт налоговой проверки и другие материалы, в ходе которой выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку. В соответствии с пунктом 4 статьи 101 НК РФ при рассмотрении материалов налоговой проверки исследуются представленные доказательства. Это обеспечивает гарантии защиты прав налогоплательщика и предоставляет налоговому органу возможность всесторонне и объективно исследовать обстоятельства совершенного налогового правонарушения.
Таким образом, статьей 101 НК РФ предусмотрен общий порядок привлечения налогоплательщика к ответственности, который налоговый орган обязан соблюдать при выявлении им налогового правонарушения. Указанный порядок в части исследования при рассмотрении материалов выездной налоговой проверки документов, подтверждающих, по мнению Предпринимателя, отсутствие состава вмененных ему нарушений законодательства о налогах и сборах, налоговым органом при вынесении решения соблюден не был.
При этом судом установлено, что представленные Предпринимателем до вынесения Инспекцией оспариваемого решения документы в количестве 118 штук были исследованы налоговым органом после вынесения оспариваемого решения при проведении камеральных проверок представленных заявителем в налоговый орган 24.07.2008 уточненных налоговых деклараций по налогу на доходы физических лиц и единому социальному налогу за 2006 год, по налогу на добавленную стоимость за 1 - 4 кварталы 2006 года. Из указанных налоговых деклараций следует, что по итогам 2006 года у Предпринимателя не возникло обязанности по уплате налога на доходы физических лиц и единого социального налога, как не возникло такой обязанности и по уплате налога на добавленную стоимость за 1 - 4 кварталы 2006 года.
В суде первой инстанции, в апелляционном суде и непосредственно в апелляционной жалобе налоговый орган подтвердил, что после проведения камеральных налоговых проверок с учетом дополнительно представленных Предпринимателем с возражениями на акт выездной налоговой проверки документов, налоговым органом не установлено расхождений в части формирования Предпринимателем налоговой базы по вышеперечисленным налогам; с учетом представленных уточненных деклараций у заявителя фактически отсутствовала задолженность по налогу на доходы физических лиц и единому социальному налогу за 2006 год, по налогу на добавленную стоимость за 1 - 4 кварталы 2006 года. При этом Инспекция не оспаривала тот факт, что никаких дополнительных документов, подтверждающих право Предпринимателя на учет расходов и применение налоговых вычетов, не представлявшихся в налоговый орган до вынесения оспариваемого решения, Предприниматель к декларациям не прикладывал.
При таких обстоятельствах апелляционная инстанция считает, что грубое нарушение Инспекцией процедуры вынесения решения по результатам выездной налоговой проверки, установленной положениями статьи 101 НК РФ, привело к незаконному доначислению Предпринимателю налога на доходы физических лиц и единого социального налога за 2006 год, налога на добавленную стоимость за 1 - 4 кварталы 2006, обязанности по уплате которых по итогам соответствующих налоговых периодов у налогоплательщика не возникло. В связи с отсутствием у Предпринимателя недоимки по проверяемым налогам, Инспекция незаконно возложила на Предпринимателя обязанность по уплате пеней и привлекла его к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ.
Довод налогового органа о том, что затраты и налоговые вычеты должны заявляться самим налогоплательщиком путем подачи соответствующей налоговой декларации и подтверждаться одновременно представленными оправдательными первичными документами, является обоснованным. Однако это не освобождает Инспекцию от обязанности при исчислении подлежащего уплате в бюджет налога при проведении выездной налоговой проверки точно и в установленном законодательством о налогах и сборах порядке рассчитать действительную по размеру обязанность налогоплательщика перед бюджетом, то есть установить фактическую сумму недоимки по налогу, что Инспекцией, несмотря на представление Предпринимателем до вынесения решения по результатам выездной налоговой проверки дополнительных доказательств, сделано не было.
Не может быть признана обоснованной ссылка Инспекции на положения статьи 81 НК РФ. Указанная норма регулирует порядок внесения изменений в налоговую декларацию, устанавливает основания освобождения налогоплательщика от налоговой ответственности, привлечения к налоговой ответственности при представлении в налоговый орган уточненной налоговой декларации и никак не регулирует вопросы привлечения к налоговой ответственности в рамках выездной налоговой проверки.
При таких обстоятельствах апелляционная инстанция считает, что суд обоснованно удовлетворил заявленные Предпринимателем требования, признав недействительным решение Инспекции от 30.06.2008 N 25 в части доначисления налога на доходы физических лиц, единого социального налога и налога на добавленную стоимость, соответствующих пеней и налоговых санкций, а также вынесенное на основании указанного решения постановление Инспекции от 29.10.2008 N 1107 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика в сумме 114 657 руб. 94 коп. Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции в указанной части не имеется.
Предприниматель не согласен с решением суда от 04.02.2009 об отказе в признании недействительным решения Инспекции от 30.06.2008 N 25 в части привлечения его к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 126 НК РФ в виде штрафа в размере 30 450 руб.
В обоснование апелляционной жалобы Предприниматель ссылается на то, что в требовании Инспекции от 18.12.2007 о представлении документов для проведения выездной налоговой проверки не содержалось указаний на реквизиты и количество запрашиваемых документов; правильность расчета налоговой санкции Инспекцией не доказана. Предприниматель согласен с начислением штрафа в размере 250 руб. за нарушение срока представления документов по пунктам 1 - 5 требования Инспекции от 18.12.2007.
Апелляционная инстанция не находит оснований для отмены решения суда в обжалуемой по данному эпизоду части.
Как следует из материалов дела, 18.12.2007 Инспекция вручила Предпринимателю требование о представлении документов, необходимых для проведения выездной налоговой проверки, в котором указала на необходимость в течение десяти дней со дня его получения представить в налоговый орган следующие документы:
1. Приказ об учётной политике за 2006 год;
2. Книгу учёта доходов, расходов и хозяйственных операций индивидуального предпринимателя за 2006 год;
3. Книгу покупок за 2006 год;
4. Книгу продаж за 2006 год;
5. Журналы учета выставленных и полученных счетов-фактур за 2006 год;
6. Выставленные счета-фактуры, полученные счета-фактуры за 2006 год;
7. Договоры, заключённые с индивидуальными предпринимателями и организациями на совершение финансово-хозяйственных операций, действовавшие в 2006 году;
8. Товарные накладные, товарно-транспортные накладные, товарные чеки на приобретённые и реализованные товары (работы, услуги) за 2006 год;
9. Приходные кассовые ордера, расходные кассовые ордера за 2006 год;
10. Выписки банка;
11. Платежные поручения, квитанции за 2006 год;
12. Письма, акты и иные документы, касающиеся предпринимательской деятельности за 2006 год;
13. Копии трудовых договоров с работниками, действовавших в проверяемом периоде;
14. Копии индивидуальных карточек учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 23 НК РФ предусмотрена обязанность налогоплательщиков представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.
Согласно пункту 1 статьи 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента необходимые для проверки документы посредством вручения этому лицу (его представителю) требования о предоставлении документов.
Согласно пункту 3 статьи 93 НК РФ документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 дней со дня вручения соответствующего требования.
В случае, если проверяемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы в течение 10 дней, оно в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, письменно уведомляет проверяющих должностных лиц налогового органа о невозможности представления в указанные сроки документов с указанием причин, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленные сроки, и о сроках, в течение которых проверяемое лицо может представить истребуемые документы.
В течение двух дней со дня получения такого уведомления руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе на основании этого уведомления продлить сроки представления документов или отказать в продлении сроков, о чем выносится отдельное решение.
Пунктом 4 указанной статьи Кодекса установлено, что отказ проверяемого лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную статьей 126 НК РФ.
Проверкой установлено и Предпринимателем не оспаривается, что документы для проведения выездной налоговой проверки были представлены с нарушением установленного пунктом 3 статьи 93 НК РФ срока, а именно: 11.01.2008; 15.01.2008; 17.01.2008; 22.01.2008; 23.01.2008; 28.01.2008; 04.02.2008; 08.02.2008; 18.02.2008; 26.02.2008 и 12.03.2008.
О невозможности представления документов в установленные сроки Предприниматель налоговый орган в порядке, установленном пунктом 3 статьи 93 НК РФ, не уведомлял.
При таких обстоятельствах в действиях Предпринимателя имеется состав налогового правонарушения, ответственность за которое установлена пунктом 1 статьи 126 НК РФ.
Суд обоснованно отклонил доводы Предпринимателя о том, что в требовании не содержалось указаний на реквизиты и количество запрашиваемых документов; правильность расчета налоговой санкции Инспекцией не доказана.
До проведения проверки налоговый орган не может обладать информацией о реквизитах документов, которые будут представлены налогоплательщиком к проверке.
При расчете суммы штрафа по пункту 1 статьи 126 НК РФ налоговый орган исходил из количества несвоевременно представленных документов (614 документов), перечисленных в требовании об их представлении для проведения выездной налоговой проверки. Учитывая, что и в акте, и в решении несвоевременно представленные к проверке документы сгруппированы по их названиям и количеству, суд сделал правильный вывод о том, что такого перечисления достаточно для квалификации вменяемого заявителю налогового правонарушения и расчёта спорной суммы штрафа.
При вынесении решения в обжалуемой части судом в соответствии со статьей 71 АПК РФ оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи. Выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, соответствуют материалам дела. Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом не допущено.
Учитывая изложенное, оснований для отмены решения суда в обжалуемой части и удовлетворения апелляционных жалоб у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 269 п.1, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 14.01.2009 по делу N А42-6562/2008 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Почивалову Сергею Сергеевичу из федерального бюджета 950 руб. излишне уплаченной государственной пошлины по делу по платежному поручению от 04.03.2009 N 48.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
М.Л. Згурская |
Судьи |
И.А. Дмитриева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-6562/2008
Истец: Индивидуальный предприниматель Почивалов Сергей Сергеевич
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Апатиты Мурманской области
Хронология рассмотрения дела:
12.05.2009 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-3673/2009