г. Санкт-Петербург
18 мая 2009 г. |
Дело N А21-1601/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 мая 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 мая 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Я.В. Баркановой,
судей В.М. Горбик, О.Р. Старовойтовой,
при ведении протокола судебного заседания: Я.Ю. Олехнович,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-11781/2008) Министерства финансов Калининградской области
на решение Арбитражного суда Калининградской области от 07.10.08г. по делу N А21-1601/2008 (судья Ю.В. Скорнякова), принятое
по иску ОАО "Фармация"
к 1 - Министерству здравоохранения Калининградской области,
2 - Министерству финансов Калининградской области,
3 - Агентству главного распорядителя средств бюджета Калининградской области
3-е лицо: НПСОЗГ "Страховая аптека "Народная"
о взыскании 1 087 561 руб. 30 коп.,
при участии:
от истца: представитель не явился, уведомление N 04912,
от ответчиков: 1 - представитель не явился, уведомление N 04913,
2 - представителя Андреевой Е.М. по доверенности от 11.01.09г.,
3 - представитель не явился, уведомление N 04915,
от 3-го лица: представитель не явился, уведомление N 04916,
установил:
ОАО "Фармация" (далее - Общество) обратилось с иском Министерству здравоохранения Калининградской области (далее - Министерство здравоохранения), Агентству главного распорядителя средств бюджета Калининградской области (далее - Агентство), с привлечением в качестве третьего лица НПСОГЗ "Страховая аптека "Народная" о взыскании задолженности за услуги по договору на лекарственное обеспечение льготных категорий граждан, проживающих на территории Калининградской области, в период 2005 г. в сумме 880 674 руб. 53 коп., а также процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме 206 886 руб. 77 коп. за период с 01.01.2006 г. по 04.04.2008 г.
Определением Арбитражного суда Калининградской области от 06.05.2008 г. к участию в деле в качестве ответчика было привлечено Министерство финансов Калининградской области (далее - Министерство финансов).
С учетом принятого судом изменения размера иска ко взысканию заявлены 880 674 руб. 53 коп. долга и 291 411 руб. 19 коп. процентов.
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 07.10.2008 г. иск в части взыскания основного долга удовлетворен в полном объеме за счет казны Калининградской области в лице Министерства финансов. В удовлетворении требований о взыскании процентов отказано.
В апелляционной жалобе Министерство финансов просит решение суда отменить, в удовлетворении иска отказать полностью, ссылаясь на то, что Обществом не подтверждены понесенные расходы, договор на оказание услуг заключен с нарушением предусмотренной законом процедуры и в отсутствие предусмотренных в бюджете Калининградской области на 2005 г. бюджетных средств. Кроме того, Министерство финансов считает, что суд необоснованно отказал в применении срока исковой давности по требованиям за период с января 2005 г. по 05.05.2005 г.
В судебном заседании апелляционного суда представитель Министерства финансов доводы жалобы поддержал.
Представители остальных участников процесса в судебное заседание не явились, дело рассматривалось в их отсутствие в соответствии со ст.ст. 156, 266 АПК РФ.
Исследовав материалы дела и заслушав мнение представителя Министерства финансов, апелляционный суд установил следующее.
01.04.2003 г. между Управлением здравоохранения администрации Калининградской области в качестве государственного заказчика (далее - Государственный заказчик), НПСОГЗ "Страховая аптека "Народная" (далее - Аптека) и Обществом был заключен договор централизованного обеспечения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения льготных категорий граждан, проживающих на территории Калининградской области (далее - Договор). В соответствии с Договором Государственный заказчик обязался поставлять в адрес Аптеки централизованно закупаемые лекарственные средства и изделия медицинского назначения, Аптека обязалась обеспечивать полученными средствами Общество в соответствии с разнарядкой Государственного заказчика, а Общество обязалось через аптечные организации обеспечивать приемку и учет полученных от Аптеки и отпущенных льготным категориям граждан, проживающих на территории Калининградской области, лекарственных средств.
Изначально заключенный по 31.12.2003 г. Договор в дальнейшем был продлен сторонами сначала на 2004 г., и затем на 2005 г. и 2006 г.
В соответствии с п. 2.1.3 Договора Государственный заказчик обязался за счет средств областного бюджета возмещать Обществу расходы по получению, хранению, учету, распределению и выдаче лекарственных средств и изделий медицинского назначения в размере 9,5 % от их цены без учета НДС.
Уклонение Министерства здравоохранения от исполнения названной обязанности послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя требования о взыскании долга за счет казны Калининградской области в лице Министерства финансов, суд первой инстанции сослался на то, что Министерство финансов выступает в качестве правопреемника Управления здравоохранения администрации Калининградской области, которое в свою очередь действовало от имени и по поручению публично-правового образования - Калининградской области.
Апелляционный суд не может согласиться с данным доводом, равно как и с выводом о необходимости возложения ответственности по государственному контракту на публично-правовое образование.
В соответствии со ст. 72 Бюджетного Кодекса РФ государственный или муниципальный контракт это договор, заключенный органом государственной власти или органом местного самоуправления, бюджетным учреждением, уполномоченным органом или организацией от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования с физическими и юридическими лицами в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, предусмотренных в расходах соответствующего бюджета.
Кроме того, в соответствии с названной правовой нормой государственный и муниципальный контракты размещаются на конкурсной основе, если иное не установлено федеральными законами, законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления. При этом все закупки товаров, работ, услуг на сумму свыше 2 000 минимальных размеров оплаты труда осуществляются исключительно на основе государственных или муниципальных контрактов.
Вместе с тем, Договор был заключен сторонами без предварительного проведения конкурса.
В этой связи апелляционным судом не принимаются ссылки Общества на отсутствие в договоре условия о цене. Учитывая то, что Законом Калининградской области от 05.07.2003 г. N 285 "Об утверждении областной целевой Программы "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера в Калининградской области (2003-2007 годы)" на оплату льготных рецептов на 2005 г. было предусмотрено 5 610 000 руб., заключение Договора без соблюдения требований ст. 72 Бюджетного Кодекса РФ является неправомерным, что согласно ст. 168 ГК РФ влечёт его недействительность.
При таких обстоятельствах, по мнению апелляционного суда, названный договор в силу своей ничтожности не может повлечь возникновения обязательства у публично-правового образования.
Также апелляционный суд считает, что не возникли обязательства по оплате услуг и у Министерства здравоохранения. В силу специальной правоспособности, обусловленной исключительно бюджетным финансированием, Министерство здравоохранения не может принимать на себя по гражданско-правовым сделкам обязательства, противоречащие нормам бюджетного законодательства.
Кроме того, в соответствии с п. 3.2 Договора обязательным условием для осуществления сторонами расчетов является утверждение Государственным заказчиком актов выполненных работ.
Учитывая то, что Истцом не представлено ни актов, подписанных с участием Министерства здравоохранения, ни документов, подтверждающих принятие работ уполномоченным государственным органом публично-правового образования, апелляционный суд считает, что Истец в нарушение ст. 65 АПК РФ не представил доказательств в подтверждение обоснованности заявленных требований.
Имеющиеся в материалах дела акты сверки расчетов, подписанные главным бухгалтером Министерства здравоохранения, не свидетельствует о подтверждении факта наличия задолженности уполномоченным лицом Государственного заказчика.
Акты выполненных работ, подписанные представителем Аптеки, не могут служить основанием для возложения обязанности по оплате работ ни на Министерство здравоохранения, ни на публично-правовое образование.
Кроме того, принимая во внимание тот факт, что требования к Министерству финансов заявлены в рамках настоящего дела 06.05.2008 г. (л.д. 68, т.1), иск в части взыскания задолженности за период с января 2005 г. по 05.06.2005 г. заявлен к Министерству финансов в соответствии со ст. 196 ГК РФ за пределами срока исковой давности.
На основании изложенного решение суда первой инстанции подлежит отмене. В удовлетворении иска следует отказать.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 07.10.08г. отменить. В удовлетворении иска отказать.
Взыскать с ОАО "Фармация" в пользу Министерства финансов Калининградской области 1 000 руб. расходов по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Я.В. Барканова |
Судьи |
В.М. Горбик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-1601/2008
Истец: ОАО "Фармация"
Ответчик: Министерство финансов Калининградской области, Министерство здравоохранения Калининградской области, Агентство главного распорядителя средств бюджета Калининградской области
Третье лицо: НПСОЗГ "Страховая аптека "Народная"
Хронология рассмотрения дела:
18.05.2009 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-11781/2008