г. Санкт-Петербург
20 мая 2009 г. |
Дело N А56-2369/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 мая 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фокиной Е.А.
судей Лопато И.Б., Савицкой И.Г.
при ведении протокола судебного заседания: Соловьевой Т.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-3462/2009) Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26 февраля 2009 года по делу N А56-2369/2009 (судья Пилипенко Т.А), принятое
по заявлению ООО "ТеплоСервис"
к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области в Тихвинском районе
о признании незаконным и отмене постановления
при участии:
от заявителя: Кудряшова Е.В., доверенность от 27.12.2008.
от ответчика: Бойцев Р.Н., доверенность N 20 от 11.01.2009.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ТеплоСервис" (в дальнейшем - Общество) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным постановления Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области (в дальнейшем - ТО Роспотребнадзора) в Тихвинском районе от 15.12.2008 по делу об административном правонарушении N 197.
Решением суда от 26 февраля 2009 года заявленное требование удовлетворено. Суд пришел к выводу о наличии обстоятельств, исключающих привлечение лица к административной ответственности, а именно: недоказанность события инкриминируемого Обществу события административного правонарушения и вины заявителя в его совершении.
В апелляционной жалобе, поддержанной представителем ТО Роспотребнадзора в судебном заседании, административный орган просит решение суда отменить. По мнению административного органа, судом при рассмотрении дела не были исследованы в полном объеме обстоятельства, имеющие значение для дела.
ООО "ТеплоСервис" возражало против удовлетворения апелляционной жалобы, представило письменный отзыв с изложением своей позиции, доводы которого поддержаны представителем Общества в судебном заседании.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании Распоряжения главного государственного санитарного врача по Тихвинскому району от 12.11.2008 N 269, должностными лицами Территориального отдела в период с 12.11.2008 по 10.12.2008 проведена плановая проверка соблюдения ООО "ТеплоСервис" требований законодательства о защите прав потребителей и санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. По результатам проведения мероприятий по контролю составлен Акт N 257 от 10.12.2008, в котором отражены выявленные в ходе проверки нарушения санитарного законодательства.
10 декабря 2008 года ведущим специалистом-экспертом Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области в Тихвинском районе составлен протокол N 212 об административном правонарушении, согласно которому Обществом допущены следующие нарушения санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде и питьевому водоснабжению населения в деревнях Ново-Андреево, Плесо, Мелегежская Горка Тихвинского района Ленинградской области:
- не проводится производственный лабораторный контроль качества питьевой воды; не представлены протоколы исследования качества питьевой воды по микробиологическим, санитарно-химическим и радиологическим показателям; не представлен договор на проведение лабораторного контроля за качеством питьевой воды; отсутствует программа производственно-лабораторного контроля качества хозяйственно-питьевой воды артезианских скважин N 1490 и N 23;
- не обеспечено выполнение мероприятий по первому поясу зоны санитарной охраны источников водоснабжения, не представлено санитарно-эпидемиологическое заключение на проект зоны санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения артезианских скважин N 1490 и N 23;
- на артезианских скважинах N 1490 и N 23 отсутствуют приборы учета фактического расхода воды;
- допущен к работе персонал на обслуживание водопроводных сетей ООО "ТеплоСервис" без внесения данных медицинского осмотра в личные медицинские книжки, санитарно-гигиенического обучения и аттестации;
- не проводится хлорирование стоков. Сброс сточных вод без очистки осуществляется в р.Сясь.
Территориальный отдел Роспотребнадзора пришел к выводу о нарушении Обществом пунктов 2.4 - 2.7, 4.1 Санитарных правил 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий", пунктов 3.6, 4.2, 4.3, 3.2.1.5 СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества", пунктов 1.6, 3.2.1.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения".
Выявленные нарушения требований СанПиН 2.1.4.1074-01 и СП 1.11058-01 квалифицированы Территориальным отделом по статье 6.5 КоАП РФ.
Постановлением заместителя начальника Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области в Тихвинском районе, главного санитарного врача в Тихвинском районе Ленинградской области от 15.12.2008 по делу об административном правонарушении N 197 ООО "Тепло-Сервис" привлечено к административной ответственности на основании статьи 6.5 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.
Общество не согласилось с привлечением его к административной ответственности, обратилось в арбитражный суд, указав, что объекты водоснабжения - артезианские скважины N 1490 в д.Ново-Андреево и N 23 в д.Плесо не были переданы Администрацией Мелегежского сельского поселения в аренду ООО "ТеплоСервис" и не эксплуатировались последним с целью обеспечения бесперебойной подачи потребителям теплоснабжения, холодного и горячего водоснабжения. Следовательно, ответственность за данные объекты должен нести собственник - Администрация Мелегежского сельского поселения.
Статьей 6.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению.
Согласно Правилам пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 N 167, под питьевой водой понимается вода после подготовки или в естественном состоянии, отвечающая установленным санитарным нормам и требованиям и предназначенная для питьевых и бытовых нужд населения и (или) производства пищевой продукции.
27.08.2007 между Обществом и Муниципальным образованием "Мелегежское сельское поселение" Тихвинского муниципального района Ленинградской области заключен договор N 07-3а/07 аренды имущества, непосредственно участвующего в предоставлении коммунальных услуг населению, согласно которому Обществу переданы инженерные сети, оборудование, машины и механизмы, здания и сооружения, которые будут им использованы в целях бесперебойного снабжения потребителей на территории муниципального образования услугами теплоснабжения, холодного и горячего водоснабжения, отвода сточных вод в порядке и в соответствии с нормативами, установленными действующим законодательством.
В соответствии с приложением N 3 к договору в состав переданных Обществу сооружений включены артезианские скважины N 1490 и N 23.
Из Акта обследования объектов жилищно-коммунального хозяйства, находящихся в аренде у ОАО "УЖКХ Тихвинского района" для передачи в аренду данных объектов ООО "ТеплоСервис" от 29.08.2007 (л.д.20-25) видно, что комиссией (в состав которой входили и представители ООО "ТеплоСервис") выявлено наличие артезианских скважин N 1490 (требуется ремонт накопительного бака для воды, навеса, ограждение) и N 23 (требуется ремонт навеса, ограждение).
Суд первой инстанции согласился с доводами заявителя о том, что им не эксплуатируются указанные скважины, сославшись на Акт проверки от 10.12.2008, в котором отражено нерабочее состояние артезианской скважины N 1490.
Вывод суда о непредставлении доказательств эксплуатации артезианской скважины N 1490 в д.Ново-Андреево подтверждается материалами дела. Так, из Акта N 257 видно, что артезианская скважина (напорная) N 1490 на момент проверки находится в нерабочем состоянии. Необходимо восстановить линию электропередач, электронасос, электродвигатель, пускорегулировочную аппаратуру, проверить трассу водоснабжения, колонку. Установлен павильон, закрыт на замок. Приборы учета воды отсутствуют. Водопроводных колонок на обслуживании нет.
Изложенное свидетельствует, что артезианская скважина N 1490 в д.Ново-Андреево на момент проверки не участвовала в холодном водоснабжении населения и у ТО Роспобребнадзора не имелось оснований инкриминировать Обществу нарушения требований санитарного законодательства, предъявляемых к источникам питьевого водоснабжения.
Доказательства потребления населением д.Ново-Андреево воды из артезианской скважины N 1490 административным органом не представлены.
Необеспечение на территории д.Ново-Андреево водоснабжения в результате неиспользования артезианской скважины N 1490 свидетельствует о нарушении Обществом условий договора N 07-3а/07 и не образует объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.5 КоАП РФ.
По поводу артезианской скважины N 23 в д.Плесо в Акте N 257 от 10.12.2008 указано, что скважина не ограждена, над ней установлен деревянный павильон, закрыт на замок. Труба с краном выведена наружу. На зиму организован электрообогрев павильона, Приборы учета воды отсутствуют, учет воды ведется по нормативам. Паспорт на скважину отсутствует. Ограждение ЗСО 1 нет. Отраженное в Акте состояние скважины N 23 свидетельствует о ее рабочем состоянии и использовании по назначению.
Зафиксированные в Акте нарушения (отсутствие производственно-лабораторного, радиологического контроля, допуск к обслуживанию системы водоснабжения лица, не имеющего медицинской книжки, не прошедшего санитарно-гигиеническое обучение и аттестацию и другие) заявителем не оспариваются.
Из пояснений представителя Общества в судебном заседании следует, что ООО "ТеплоСервис" названные артезианские скважины не обслуживает, арендную плату за них не перечисляет. Общество обслуживает многоквартирные дома в д.Мелегежская Горка и не занимается организацией питьевого водоснабжения частных домов, а потому не считает правомерным привлечение к административной ответственности.
Указанный довод признается апелляционным судом несостоятельным, противоречащим материалам дела.
Из договора N 07-3а/07 от 27.08.2007 видно, что переданные инженерные сети, оборудование, машины и механизмы Общество должно использовать в целях бесперебойного снабжения потребителей на территории муниципального образования услугами теплоснабжения, холодного и горячего водоснабжения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Устава муниципального образования "Мелегежское сельское поселение" Тихвинского муниципального района Ленинградской области в состав муниципального образования входят в том числе деревни Новоандреево и Плесо.
Доказательства, подтверждающие соблюдение законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии при эксплуатации артезианской скважины N 23 и опровергающие выявленные РО Роспотребнадзора нарушения, Обществом не представлены.
Таким образом, привлечение ООО "ТеплоСеврис" к административной ответственности на основании статьи 6.5 КоАП РФ за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению при эксплуатации артезианской скважины N 23 в д.Плесо, апелляционная инстанция считает правомерным.
Вывод суда, признавшего ненадлежащим доказательством Акт N 257 от 10.12.2008, апелляционная коллегия полагает ошибочным.
Указанный вывод основан только на том, что в уведомлении от 09.12.2008 о необходимости явки законного представителя Общества 10.12.2008 в 11 час.00 мин. для составления протокола об административном правонарушении имеется ссылка на акт от 10.12.2008.
Между тем, о составлении Акта 10.12.2008 свидетельствует то обстоятельство, что уполномоченным законным представителем ООО "ТеплоСервис" лицом (главным инженером Саньковым М.А.) Акт подписан без замечаний.
Акт подписан главным специалистом-экспертом Котовым Д.В., указанным в распоряжении о проведении мероприятия по надзору в качестве лица, которому поручено проведение проверки.
Кроме того, факт обслуживания скважины в д.Плесо, помимо Акта, подтверждается письмом ООО "ТеплоСервис" от 27.11.2008 (л.д.49).
При изложенных обстоятельствах апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, а решение суда - отмене.
Уплаченная при подаче заявления государственная пошлина подлежит возврату заявителю как излишне уплаченная на основании ч.4 ст.208 АПК РФ, подп.1 п.1 ст.333.40 НК РФ.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26 февраля 2009 года по делу N А56-2369/2008 отменить.
В удовлетворении заявленного ООО "ТеплоСервис" требования отказать.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Е.А. Фокина |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-2369/2009
Истец: ООО "ТеплоСервис"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области, Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области в Тихвинском районе
Хронология рассмотрения дела:
20.05.2009 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-3462/2009