г. Санкт-Петербург
05 июня 2009 г. |
Дело N А42-5413/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 июня 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего В.М. Горбик,
судей Н.А. Мельниковой, О.Р. Старовойтовой
при ведении протокола судебного заседания: Т.В. Горяиновой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-3547/2009) Комитета имущественных отношений г. Мурманска на решение Арбитражного суда Мурманской области от 06.02.2009г. по делу N А42-5413/2008 (судья Быкова Н.В.), принятое
по заявлению ОАО "Мурманскгражданстрой"
к Комитету имущественных отношений г. Мурманска
о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии в муниципальную собственность недвижимого имущества
при участии:
от заявителя: Василькиной Ю.А. (дов. от 22.09.2008г.)
от ответчика: не явился, извещен
установил:
Открытое акционерное общество "Мурманскгражданстрой" (далее - заявитель, Общество), обратившись в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением, просило признать незаконным бездействие Комитета имущественных отношений города Мурманска (далее - Комитет, заинтересованное лицо), выразившееся в уклонении последнего принять в муниципальную собственность недвижимое имущество - жилой дом, расположенный по адресу: г. Мурманск, ул. Полухина, дом 16 б, и обязать Комитет принять в муниципальную собственность жилой дом.
В ходе судебного разбирательства заявитель уточнил требования, просил признать незаконным бездействие Комитета, выразившееся в непринятии в муниципальную собственность квартир N N 2, 4, 6, 10, 12, 15 в доме N 16 б по ул. Полухина в г. Мурманске (далее - Квартиры). Уточнения приняты судом (л.д. 48. 50).
Решением Арбитражного суда Мурманской области от 06.02.2009г. заявленные требования удовлетворены судом, с Комитета в пользу Общества также взыскано 2000 руб. расходов по уплате госпошлины.
На указанное решение Комитетом подана апелляционная жалоба, в которой заинтересованное лицо просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Комитет указал, что передача Квартир в муниципальную собственность невозможна, поскольку жилой дом, в котором они расположены, не утратил статуса общежития. Также, по мнению Комитета, вопрос передачи спорного дома в муниципальную собственность может быть рассмотрен только при условии компенсации дополнительных расходов передающей стороной. Кроме того, Комитет полагает, что поскольку передаче в муниципальную собственность подлежал именно жилой дом, а не Квартиры, вывод суда о признании незаконным бездействия Комитета является неправомерным.
В отзыве на апелляционную жалобу Общество указало, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного управления, утрачивают статус общежития в силу закона. Обязанность по передаче и принятию объектов в муниципальную собственность определена императивно и не обусловлена возложением на передающую сторону каких - либо дополнительных обязанностей. Также Общество указало, что передача всего жилого дома в муниципальную собственность невозможна ввиду приватизации гражданами ряда квартир в указанном доме.
По мнению представителя Общества, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению с учетом изложенных в отзыве на апелляционную жалобу доводов.
Извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства Комитет своего представителя в судебное заседание не направил, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, что распоряжением Исполнительного комитета Мурманского городского совета народных депутатов от 26.07.1989г. N 358-р дом N 16 по ул. Полухина в г. Мурманске передан на баланс государственного производственного строительного предприятия "Мурманскгражданстрой".
Постановлением Администрации Октябрьского района города Мурманска от 13.04.1993г. N 197 зарегистрировано акционерное общество открытого типа "Мурманскгражданстрой" (в настоящее время - ОАО "Мурманскгражданстрой"), являвшееся правопреемником государственного производственного строительного предприятия "Мурманскгражданстрой" (л.д. 11-12).
В 1992 году Комитетом по управлению госимуществом Мурманской области и Обществом был заключен договор о закреплении государственного имущества за акционерным обществом "Мурманскгражданстрой" жилого и нежилого фондов (далее - Договор, л.д. 13-16).
Согласно пункту 1.1 Договора Комитет по управлению государственным имуществом Мурманской области закрепляет за Обществом на праве полного хозяйственного ведения государственное имущество.
В соответствии с пунктом 2.1 Договора имущество, передаваемое Обществу на праве полного хозяйственного ведения, состоящее из жилого и нежилого фондов, отражено на самостоятельном балансе Общества по состоянию на 01.07.1992г. Перечень передаваемых по Договору объектов приведен в акте, указанном в качестве приложения N 1 к Договору как неотъемлемой его части.
Актом подтверждена передача Обществу на праве полного хозяйственного ведения государственного имущества, в том числе общежития, расположенного по адресу: г. Мурманск, ул. Полухина, дом 16.
23.07.1997г. Комитет по управлению государственным имуществом Администрации Мурманской области направил в адрес Общества письмо N 25-15/1270 об изменении плана приватизации ГПСП "Мурманскгражданстрой". В приложении к названному письму было указано, что в целях освобождения ОАО "Мурманскгражданстрой" от несвойственных ему функций по содержанию объектов коммунально - бытового назначения и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 235 в план приватизации ГПСП "Мурманскгражданстрой" внесены следующие изменения: "передать в муниципальную собственность городов и районов здание общежития по адресу: г. Мурманск, ул. Полухина, дом 16 б" (л.д. 17 -19).
06.04.1999г. Общество, ссылаясь на Указ Президента Российской Федерации от 24.12.93 N 2284 и внесенные в план приватизации изменения, обратилось в Администрацию города Мурманска с заявлением N 165 о принятии в муниципальную собственность указанного жилого дома (л.д. 29).
Сославшись в свою очередь на положения постановления Правительства Российской Федерации от 07.03.95 N 235, Комитет по управлению муниципальным имуществом (далее - КУМИ) письмом от 20.04.1999г. N 128/04 предложил Обществу совершить определенные действия, выполнение которых необходимо для принятия положительного решения по этому вопросу и издания Администрацией г. Мурманска постановления о принятии объекта в муниципальную собственность (л.д. 30).
Общество подготовило финансовый план (который был подписан должностными лицами и утвержден губернатором Мурманской области), акт обследования технического состояния предполагаемого к передаче объекта, справку о стоимости объекта, другие документы и направило Комитету, приложив к заявлению от 24.12.2004г. N 526 о принятии имущества в муниципальную собственность (л.д. 19). Заявление о передаче в муниципальную собственность спорного дома было также направлено в Управление жилищно- коммунального хозяйства (от 24.12.2004г. N 524).
28.01.2005г. Управление жилищно - коммунального хозяйства г. Мурманска направило в адрес Общества письмо N 465/02-05, в котором предлагало совершить определенные действия, необходимые для передачи объекта в муниципальную собственность (л.д. 31 - 32).
Устранив замечания, указанные в письме N 465/02-05, Общество направило в адрес Комитета заявление по вопросу передачи указанного дома в муниципальную собственность.
Спорный жилой дом не был принят в муниципальную собственность.
11.06.2005г. Заместителем прокурора Мурманской области вынесено представление об устранении нарушений законодательства по вопросам передачи объектов жилищно - коммунального хозяйства в муниципальную собственность. В постановлении указано, что Обществом допущено грубое нарушение действующего законодательства, выразившееся в непредставлении в Администрацию г. Мурманска полного пакета документов на передачу спорного дома в муниципальную собственность. Обществу было предложено устранить указанные нарушения и исполнить установленную законом обязанность по передаче дома в муниципальную собственность.
26.09.2005г. Общество направило в адрес Комитета дополнительные документы к ранее представленному пакету документов.
Просьба принять в муниципальную собственность спорный дом содержалась в письме Общества от 14.04.2008г. N 230, направленном в адрес Комитета.
Ответив письмом от 07.08.2008г. N 3585, Комитет сообщил, что передача спорного дома как общежития противоречит нормам действующего законодательства. Обществу предложено вывести здание из категории "общежитие" в категорию "жилой дом" и внести соответствующие изменения в план приватизации ГПСП "Мурманскгражданстрой" (л.д. 24 - 27).
В 2001-2002 годах решениями Октябрьского районного суда г. Мурманска квартиры N N 2, 4, 6, 10, 12, 15 спорного дома исключены из категории общежития и за гражданами признано право пользования жилыми помещениями. Суд обязал Общество открыть на имя этих граждан лицевые счета на перечисленные выше квартиры.
05.06.2008г. Общество направило Комитету заявление N 310 с документами для передачи спорного недвижимого имущества в муниципальную собственность, мотивируя его исполнением представления об устранении нарушений законодательства по вопросам передачи объектов жилищно - коммунального хозяйства в муниципальную собственность, направленного Прокуратурой Мурманской области.
Непринятие Комитетом спорного имущества в муниципальную собственность явилось основанием для обращения Общества с настоящими требованиями в арбитражный суд.
Удовлетворяя требования Общества, суд первой инстанции пришел к выводу, что спорные квартиры не относятся к категории общежития, требования Общества правомерны.
Оценив доказательства на основе всестороннего, полного и объективного исследования всех имеющихся в деле доказательств, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и отзыве на апелляционную жалобу, выступлении присутствовавшего в заседании представителя Общества, апелляционная инстанция считает, что решение не подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд, сославшись на положения пункта 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991г. N 3020-1, Приложения N 3 к указанному Постановлению, а также постановления Правительства Российской Федерации от 07.03.1995г. N 235, пришел к правильному выводу, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного управления, утрачивают статус общежития в силу закона. Таким образом, суд обоснованно указал, что спорные Квартиры не относятся к категории общежития.
Следовательно, у Комитета возникла обязанность принять спорные Квартиры в муниципальную собственность на основании упомянутых нормативных актов, в силу чего требования Общества обоснованны и подлежат удовлетворению. При этом обязанность по передаче и принятию объектов в муниципальную собственность не обусловлена возложением на передающую сторону каких - либо дополнительных финансовых обязанностей.
Довод Комитета со ссылкой на неудовлетворительное техническое состояние спорного объекта является несостоятельной, поскольку указанным в нормативных актах порядком передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения не предусмотрена передача только технически исправных объектов, приемка последних производится независимо от их технического состояния.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования представленных сторонами доказательств. В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации им дана надлежащая оценка. Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку фактических обстоятельств дела.
При изложенных выше обстоятельствах решение является законным и обоснованным, в силу чего отсутствуют основания для его отмены или изменения.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 6 февраля 2009 г. по делу N А42-5413/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
В.М. Горбик |
Судьи |
Н.А. Мельникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-5413/2008
Истец: ОАО "Мурманскгражданстрой"
Ответчик: Комитет имущественных отношений г. Мурманска
Хронология рассмотрения дела:
05.06.2009 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-3547/2009