г. Санкт-Петербург
28 мая 2009 г. |
Дело N А42-2104/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 мая 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего М. Л. Згурской
судей И. А. Дмитриевой, В. А. Семиглазова
при ведении протокола судебного заседания: О. В. Енисейской
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-12463/2008) (заявление) ЗАО "Рыбопромысловая фирма "Вариант" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 29.10.2008 по делу N А42-2104/2008 (судья Е. Н. Посыпанко), принятое
по иску (заявлению) ЗАО "Рыбопромысловая фирма Вариант"
к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном федеральном округе
о признании незаконными действий
при участии:
от заявителя: не явился (извещен)
от ответчика: не явился (извещен)
установил:
Закрытое акционерное общество "Рыбопромысловая фирма Вариант" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконными действий Территориального отдела в Мурманской области Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном федеральном округе (далее - Территориальный отдел) по проведению камеральной проверки на предмет соблюдения Обществом законодательства Российской Федерации по подготовке и проведению общего собрания акционеров в 2007 году.
Определением от 17.06.2008 судом в соответствии с пунктом 1 статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) произведена замена ненадлежащего ответчика - Территориального отдела в Мурманской области Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном федеральном округе на надлежащего - Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном федеральном округе (далее - Региональное отделение).
В соответствии со статьей 49 АПК РФ заявитель уточнил предмет требования и просил суд признать незаконными действия Регионального отделения, выразившиеся в истребовании у Общества письмом от 31.01.2008 N 17-09/ВХ-65 информации (документов) по подготовке и проведению общего собрания акционеров в 2007 году в целях проведения камеральной проверки его деятельности.
Решением суда от 29.10.2008 в удовлетворении заявленных требований Обществу отказано.
В апелляционной жалобе Общество просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, а также неправильное применение норм материального права. В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает, что Общество не является профессиональным участником рынка ценных бумаг, а, следовательно, проведение общего собрания акционеров не является предметом регулирования Федерального закона "О рынках ценных бумаг" и проверка данных вопросов не входит в компетенцию Регионального отделения; как видно из письма-запроса от 30.01.2008 N 17-09/ВХ-65, Региональное отделение не указало причины запроса документов, касающихся подготовки и проведения общего собрания акционеров в 2007 году, а, следовательно, ссылка суда на статью 6 Федерального закона от 29.07.2004 N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" ошибочна; деятельность Общества по проведению общего собрания акционеров не является деятельностью на финансовом рынке, следовательно, не может быть предметом камеральной проверки. Кроме того, запрашиваемые документы не относятся к процедуре эмиссии ценных бумаг, в связи с чем, не могут быть предметом контроля со стороны Регионального отделения.
Представители лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в суд апелляционной инстанции не явились. Апелляционная инстанция считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, поскольку они извещены надлежащим образом, а материалы дела и характер спора позволяют рассмотреть дело без их участия в соответствии с пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 266 АПК РФ.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 23.01.2008 Региональным отделением выдано поручение N 88 на проведение Территориальным отделом камеральной проверки Общества по вопросу соблюдения требований законодательства Российской Федерации по подготовке и проведению Общего собрания акционеров в 2007 году.
Во исполнение указанного поручения Территориальный отдел письмом от 31.01.2008 N 17-09/ВХ-65 предложил Обществу в семидневный срок со дня получения данного письма представить для проведения камеральной проверки следующие документы:
- копию действующей редакции устава Общества со всеми изменениями и дополнениями, копии документов, подтверждающих их государственную регистрацию;
- копию протокола заседания совета директоров Общества, относящегося к подготовке проведения годового общего собрания акционеров Общества 2007 года, а также в случае наличия - копии иных документов, являющихся основаниями проведения годового общего собрания акционеров Общества в 2007 году;
- копию распоряжения Общества, направленного в адрес регистрационной компании (лицу, ответственному за ведение реестра акционеров), о подготовке списка лиц, имевших право на участие в годовом общем собрании акционеров Общества в 2007 году;
- копию списка лиц, имевших право на участие в годовом общем собрании акционеров Общества в 2007 году;
- сведения (с подтверждающими их документами) об исполнении Обществом обязанности по информированию акционеров общества о проведении годового общего собрания акционеров Общества в 2007 году;
- сведения о лицах, исполнявших функции счетной комиссии на годовом общем собрании акционеров Общества в 2007 году;
- копию журнала регистрации лиц, участвовавших в годовом общем собрании акционеров Общества в 2007 году;
- в случае наличия акционеров - юридических лиц, представить копии документов, подтверждающих полномочия на участие в годовом общем собрании акционеров в 2007 году;
- копию протокола годового общего собрания акционеров Общества в 2007 году (со всеми приложениями к нему);
- копию протокола счетной комиссии годового общего собрания акционеров Общества в 2007 году, копию отчета об итогах голосования на годовом общем собрании акционеров Общества 2007 году, а также документы, подтверждающие доведение счета до сведения акционеров;
- копию протокола заседания совета директоров Общества, на котором был избран действующий единоличный исполнительный орган Общества;
- Выписку из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на дату получения настоящего запроса;
- копии всех протоколов внеочередных собраний акционеров в 2007 году (при наличии);
- в случае наличия - копии судебных актов, связанных с признанием недействительными решений, принятых на годовых общих собраниях акционеров Общества в 2006 - 2007.г.г, решений, принятых на внеочередных общих собраниях в 2006, 2007 г.г., решений, принятых советом директоров, избранных на внеочередных общих собраниях акционеров Общества в 2006, 2007 г.г.;
- в случае самостоятельного ведения реестра акционеров Общества представить копию приказа о назначении ответственного лица за ведение реестра акционеров Общества;
- копии всех зарегистрированных отчетов об итогах выпусков ценных бумаг Общества, уведомлений регистрирующего органа о государственной регистрации выпусков ценных бумаг.
Считая действия по проведению камеральной проверки и истребованию для этих целей необходимых документов незаконными, Общество обратилось в суд с заявлением.
Суд, установив, что истребованные письмом от 31.01.2008 N 17-09/ВХ-65 документы связаны с непосредственной деятельностью заявителя как эмитента эмиссионных ценных бумаг, документы истребованы в рамках полномочий, предоставленных Федеральной службе по финансовым рынкам, отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная инстанция не находит оснований для отмены или изменения решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Согласно пункту 10 статьи 42 Федерального Закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон N39-ФЗ) Федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг осуществляет контроль за соблюдением эмитентами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, саморегулируемыми организациями профессиональных участников рынка ценных бумаг требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, стандартов и требований, утвержденных федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
В соответствии с пунктом 6 статьи 44 Закона N 39-ФЗ федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг вправе устанавливать порядок проведения проверок эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также иных лицензируемых ею организаций, осуществлять самостоятельно или совместно с соответствующими федеральными органами исполнительной власти проверки деятельности эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также иных лицензируемых ею организаций, назначать и отзывать инспекторов для контроля за деятельностью указанных организаций.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 09.04.2004 N 206 "Вопросы Федеральной службы по финансовым рынкам" Федеральная служба по финансовым рынкам является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору на финансовых рынках, и находится в ведении Правительства Российской Федерации.
К основным функциям Федеральной службы по финансовым рынкам отнесено, в том числе, осуществление в рамках установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации функций по контролю и надзору в отношении эмитентов.
В соответствии со статьей 2 Закона N 39-ФЗ эмитент - юридическое лицо или органы исполнительной власти либо органы местного самоуправления, несущие от своего имени обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных ими.
Согласно статье 2 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон N208-ФЗ) акционерным обществом признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу.
Общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного, заранее определенного круга лиц, признается закрытым обществом (статья 7 Закона N 208-ФЗ).
Заявитель как закрытое акционерное общество является эмитентом, в связи с чем, Федеральная служба по финансовым рынкам в лице своего территориального органа - Регионального отделения вправе осуществлять функции по контролю и надзору в отношении заявителя.
В соответствии с пунктом 1.3 Порядка проведения проверок организаций, осуществление контроля и надзора за которыми возложено на Федеральную службу по финансовым рынкам, утвержденного Приказом ФСФР России от 13.09.2007 N 07-94/пз-н (далее - Порядок от 13.09.2007), действовавшего в период совершения Региональным отделением оспариваемых действий, Федеральная служба по финансовым рынкам (РО Федеральной службы) проводит выездные и камеральные проверки.
Камеральная проверка проводится инспектором (инспекторами) по месту нахождения Федеральной службы по финансовым рынкам (РО Федеральной службы) посредством изучения имеющихся и представленных организацией и другими лицами или государственными органами документов и сведений (пункт 1.3.4 Порядка от 13.09.2007).
В соответствии с пунктом 6.1 Порядка от 13.09.2007 камеральная проверка назначается письменным поручением руководителя (заместителя руководителя) Федеральной службы по финансовым рынкам (РО Федеральной службы).
В поручении указываются начальник структурного подразделения Федеральной службы (РО Федеральной службы), которому поручается организация проведения камеральной проверки, документ, в котором содержатся подлежащие проверке сведения, либо наименование проверяемой организации с указанием ее действий или операций, которые необходимо проверить. Начальник структурного подразделения Федеральной службы (РО Федеральной службы) своим письменным указанием на бланке поручения назначает для проведения камеральной проверки инспектора из состава работников этого подразделения в соответствии со служебными обязанностями.
Соответствие поручения руководителя Регионального отделения от 23.01.2008 N 88 требованиям пункта 6.1 Порядка от 13.09.2007, установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела.
В силу пункта 6.1 Порядка от 13.09.2007 получение сведений о возможных нарушениях организацией законодательства Российской Федерации может служить одним из оснований для проведения камеральной проверки.
Вместе с тем указанное основание не является единственным для осуществления камерального контроля в отношении эмитента и не ограничивает предоставленные Федеральной службе по финансовым рынкам полномочия по осуществлению контроля и надзора за деятельностью эмитента при отсутствии таких сведений.
Право истребовать у организации необходимые объяснения, сведения и документы при проведении камеральной проверки предусмотрено пунктом 6.3 Порядка от 13.09.2007.
Суд, проанализировав перечень истребованных письмом N 17-09/ВХ-65 от 30.01.2008 для проведения камеральной проверки документов с учетом положений Закона N208-ФЗ, пришел к правильному выводу, что указанные документы связаны с непосредственной деятельностью заявителя как эмитента эмиссионных ценных бумаг, документы истребованы в рамках полномочий по осуществлению контроля и надзора за деятельностью эмитентов, предоставленных Федеральной службе по финансовым рынкам.
При таких обстоятельствах, оспариваемые действия отвечают требованиям действующего законодательства и совершены Региональным отделением в пределах предоставленных ему полномочий.
При вынесении решения судом в соответствии со статьей 71 АПК РФ оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи. Выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, соответствуют материалам дела. Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом не допущено.
Учитывая изложенное, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 269 п.1, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 29.10.2008 по делу N А42-2104/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
М.Л. Згурская |
Судьи |
И.А. Дмитриева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-2104/2008
Истец: ЗАО "Рыбопромысловая фирма Вариант"
Ответчик: Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном федеральном округе
Хронология рассмотрения дела:
28.05.2009 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-9233/2008