г. Санкт-Петербург
28 мая 2009 г. |
Дело N А26-3550/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 мая 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего А.Б. Семеновой
судей Л.В. Зотеевой, И.Г. Савицкой
при ведении протокола судебного заседания: Т.Н. Светловой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-3404/2009) Министерства регионального развития РФ на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 03.09.2008 по делу N А26-3550/2008 (судья Е.И. Левичева), принятое
по иску (заявлению) Министерства регионального развития РФ
к ООО "ВИП-Перспектива"
об аннулировании лицензии
при участии:
от истца (заявителя): не явился (уведомлен - почтовое уведомление N 19440)
от ответчика (должника): не явился (уведомлен - почтовое уведомление N 19442)
установил:
Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Росстрой) (Далее - Росстрой, лицензирующий орган) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением об аннулировании лицензии ГС N 2-10-04-27-0-1001153019-000763-1 от 28.06.2004, выданной Обществу с ограниченной ответственностью "ВИП-Перспектива" (Далее - Общество, ответчик).
Определением от 07.08.2008 суд на основании статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) произвел замену заявителя - Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству на правопреемника Министерство регионального развития Российской Федерации (Далее - Министерство, Минрегионразвития РФ), которое в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2008 N 405 осуществляет лицензирование в области проектирования, строительства и инженерных изысканий (т.1 л.д.85-87).
Решением от 03.09.2008 суд отказал заявителю в удовлетворении заявленного требования на том основании, что лицензирующим органом (Росстроем) нарушены требования пункта 8 Положения о лицензировании деятельности по строительству зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2002 N 174 (Далее - Положение о лицензировании), в соответствии с которым лицензиат (его представитель) должен быть ознакомлен с результатами проверки осуществления им лицензируемой деятельности. Также суд первой инстанции взыскал с Министерства расходы по оплате государственной пошлины в размере 2000 рублей.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Министерство обжаловало его в апелляционном порядке. По мнению подателя жалобы, судом первой инстанции не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, судом фактически не выяснялись основания обращения заявителя с заявлением об аннулировании лицензии, а так же факт не устранения ответчиком нарушений лицензионных требований и условий. Так же податель апелляционной жалобы указывает на то, что суд неправомерно взыскал с него государственную пошлину в размере 2000 рублей, поскольку в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы при обращении в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и общественных интересов.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени рассмотрения дела, своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в порядке статьи 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, что Росстроем Обществу 28.06.2004 выдана лицензия ГС N 2-10-04-27-0-1001153019-000763-1 на осуществление строительства зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом, срок действия лицензии по 28.06.2009 (т.1 л.д.9).
Общество было включено в предписание Росстроя N 3/10-П на осуществление контроля за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий в 3 квартале 2005 года (т.1 л.д.10-11).
В рамках осуществления контроля за соблюдением лицензионных требований и условий в адрес Общества (г.Петрозаводск, Ключевское шоссе, д.7а, кв.23) было направлено уведомление от 04.08.2005 N 04-06/382 о назначении срока проведения проверки и предоставления необходимых для ее проведения документов (т.1 л.д.12).
Тот факт, что данное уведомление Обществом получено не было, послужил основанием Рострою для составления актов от 06.09.2005 N 454-КОН/ЧЕР и от 06.10.2005 N 454-КОН/СИГ/1, в которых отражено, что в нарушение подпункта "г" пункта 4 и пункта 9 Положения о лицензировании лицензиат отсутствует по адресам места его нахождения, имеющимся в реестре лицензий и не проинформировал в 15-тидневный срок в письменной форме лицензирующий орган об изменении своего почтового адреса и адресов, используемых им для осуществления лицензируемой деятельности (т.1 л.д.13, 15).
На основании пункта 1 статьи 13 Закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (Далее - Закон N 128-ФЗ) Росстроем 24.10.2005 было вынесено решение N 41-05 о приостановлении действия лицензии Общества (л.д.14). В данном решении был указан срок устранения выявленного нарушения до 05.04.2006.
Решение от 24.10.2005 N 41-05 было направлено в адрес Общества (г.Петрозаводск, Ключевское шоссе, д.7а, кв.23) заказным письмом с уведомлением, но не было вручено, в связи с "выбытием адресата" (т.1 л.д.18).
Данное обстоятельство послужило основанием лицензирующему органу для обращения в суд с заявлением об аннулировании лицензии, выданной Обществу.
Изучив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд приходит к выводу о том, что суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требования об аннулировании лицензии.
Федеральным законом N 128-ФЗ установлены виды деятельности, на осуществление которых необходимо получение лицензии, порядок получения лицензии, а так же порядок осуществления контроля за лицензиатом по соблюдению им требований и условий выданной лицензии.
Согласно положениям данного Закона лицензированию подлежат отдельные виды деятельности, исчерпывающий перечень которых указан в статье 17. К данному перечню относится, в том числе и строительство зданий и сооружений.
Конкретный вид работ и услуг, на осуществление которых необходимо получение лицензии предусмотрен Положением о лицензировании деятельности по проектированию зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом.
В соответствии со статьей 6 Закона N 128-ФЗ лицензирующие органы осуществляют контроль за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.
Пунктом 8 Положения о лицензировании предусмотрено, что контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий осуществляется на основании предписания руководителя лицензирующего органа, в котором определяются лицензиат, сроки проведения проверки и состав комиссии, осуществляющей проверку. По результатам проверки оформляется акт с указанием конкретных нарушений, который подписывается всеми членами комиссии. Лицензиат (его представитель) должен быть ознакомлен с результатами проверки, и в акте должна быть сделана запись о факте ознакомления. Если лицензиат не согласен с результатами проверки, он имеет право отразить в акте свое мнение. Если лицензиат отказывается ознакомиться с результатами проверки, члены комиссии фиксируют этот факт в акте и заверяют его своими подписями.
Как следует из материалов дела, документы, составленные лицензирующим органом (предписание от 23.05.2005 N 3/10-П, уведомление о проведении проверки, акт проверки от 06.09.2005) направлялись лицензирующим органом Обществу по адресу: г.Петрозаводск, Ключевское шоссе, д.7а, кв.23, и не были ему вручены по причинам "истечения срока хранения" или "выбытия адресата" (т.1 л.д.16-18).
Из имеющейся в материалах дела выписки из Единого государственного реестра юридических лиц следует, что юридический адрес Общества - г.Петрозаводск, Карельский пр., д.6, кв.81 (т.1 л.д.26-36). Изменения в Уставе Общества относительно его юридического адреса зарегистрированы в налоговом органе 15.03.2005 (т.1 л.д.59), то есть до включения Общества в список организаций, подлежащих проверке соблюдения лицензионных требований и условий в 3 квартале 2005 года, и направления уведомления от 04.08.2005 N 04-906/382 (т.1 л.д.10-12).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что лицензирующим органом нарушено требование пункта 8 Положения о лицензировании, в соответствии с которым лицензиат (его представитель) должен быть ознакомлен с результатами проверки.
Так же суд пришел к правильному выводу о том, что лицензирующим органом не доказан факт неоднократного нарушения ответчиком требований законодательства об осуществлении деятельности, подлежащей лицензированию.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Закона N 128-ФЗ лицензиат обязан уведомить в письменной форме лицензирующий орган об устранении им нарушения лицензионных требований и условий, повлекшего за собой административное приостановление деятельности лицензиата.
Тот факт, что уведомление об устранении Обществом выявленных в ходе проверки нарушений не было направлено в лицензирующий орган, послужил основанием Рострою для обращения в суд с заявлением об аннулировании лицензии, выданной Обществу, в порядке абз.2 пункта 1 статьи 13 Закона N 128-ФЗ.
Между тем, Общество в связи с неполучением решения о приостановлении лицензии, не располагало сведениями о том, какие выявленные нарушения лицензионных требований и условий ему надлежит устранить.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии в данном случае оснований для применения к Обществу такой крайней меры, как аннулирование лицензии, поскольку данная мера не отвечает требованиям справедливости и соразмерности. Апелляционная инстанция не находит оснований не согласиться с данным выводом суда.
Между тем, обоснованным является довод апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции неправомерно взыскал с Министерства государственную пошлину в размере 2000 рублей.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период), от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются прокуроры, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов.
В информационном письме от 25.05.2005 N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" Президиум Высшего арбитражного суда Российской Федерации рекомендовал при применении подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ учитывать, что согласно части 1 статьи 53 АПК РФ к упомянутым органам относятся такие органы, которым право на обращение в арбитражный суд в защиту государственных и общественных интересов предоставлено федеральным законом.
Из материалов дела следует, что Росстрой как лицензирующий орган обратился в арбитражный суд с заявлением об аннулирование лицензии, выданной Обществу на осуществление деятельности по строительству зданий и сооружений.
По смыслу статей 4, 6 и 13 Закона N 128-ФЗ лицензирующий орган, обращаясь в суд с заявлением об аннулировании лицензии, действует в защиту государственных и общественных интересов.
Поскольку в настоящем деле Министерство (правопреемник Росстроя) действует в защиту государственных и общественных интересов, то на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ оно подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины при обращении в суд с заявлением, поскольку в соответствии с данной нормой в редакции Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождены от уплаты государственной пошлины.
Таким образом, у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для взыскания с Министерства государственной пошлины. В данной части решение суда принято с нарушением норм материального права и подлежит отмене в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 270 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, частью 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 03 сентября 2008 года по делу N А26-3550/2008 отменить в части взыскания с Министерства регионального развития Российской Федерации в доход федерального бюджета расходов по государственной пошлине в сумме 2000 рублей.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-3550/2008
Истец: Федеральное государственное учреждение "Федеральный лицензионный центр при Росстрое" Отделение по Республике Карелия, Министерство регионального развития РФ
Ответчик: общество с ограниченной ответственностью "ВИП-Перспектива"