г. Санкт-Петербург
02 июня 2009 г. |
Дело N А56-5583/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 июня 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Мельниковой Н.А.
судей Горбик В.М., Полубехиной Н.С.
при ведении протокола судебного заседания: Долониной С.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-3154/2009) Негосударственного научного учреждения "Институт труда и права"
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.02.2009г. по делу N А56-5583/2008 (судья Раннева Ю.А.), принятое
по иску Негосударственного научного учреждения "Институт труда и права"
к Комитету по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга
о признании недействительным изменения размера арендной платы
при участии:
от истца: директора Макарова И.А. (протокол б/н от 07.07.2008г., паспорт), Парщенковой А.Ю. (доверенность б/н от 11.01.2009г., паспорт)
от ответчика: Патрикеевой У.В. (удостоверение N 000578, доверенность N 8543-42 от 09.04.2009г.)
установил:
Негосударственное научное учреждение "Институт труда и права" (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Комитету по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга (далее - КУГИ) о признании недействительными акта проверки фактического использования арендуемого Учреждением объекта нежилого фонда от 23.01.2008 по адресу: Санкт-Петербург, 1-я линия В.О., д. 48, лит. А, пом. 4Н площадью 178,1 кв. м; уведомления Управления (агентства) недвижимого имущества Василеостровского района КУГИ от 29.01.2008 N 290-19 о внесении изменений в договор аренды от 15.11.2000 N 01-А006393 в порядке главы 24 АПК РФ.
Определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.08.2008г. по делу N А56-5583/2008 производство по делу прекращено.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2008г. определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.08.2008г. по делу N А56-5583/2008 отменено в части требований о признании недействительным уведомления N 290-19 от 29.01.2008г. о внесении изменений в договор аренды N 01-А006393 нежилого помещения от 13.09.2004г. В этой части вопрос направлен на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции. В остальной части определение оставлено без изменения.
При новом рассмотрении дела Институт уточнил требования и процессуальный статус участников спора (истец, ответчик), просил признать недействительным изменение размера арендной платы по договору аренды от 15.11.2000 N 01-А006393, внесенное уведомлением от 29.01.2008 N 290-19 на основании акта проверки фактического использования арендуемого Институтом объекта нежилого фонда от 23.01.2008г.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.02.2009г. по делу N А56-5583/2008 в удовлетворении иска отказано.
На указанное решение истцом подана апелляционная жалоба, в которой, указывая на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, просит принятый по делу судебный акт отменить. В апелляционной жалобе податель указывает, что акт проверки использования помещений составлен с многочисленными нарушениями, не может служить основанием для одностороннего изменения арендодателем условий договора; указание в акте на использование 50% площади не соответствует действительности, поскольку все комнаты заняты оборудованием и рабочими местами сотрудников; действия КУГИ являются вмешательством в организацию труда и научных исследований Института; соглашения об изменении размера арендной платы стороны не заключали. КУГИ неправомерно в одностороннем порядке изменил размер арендной платы по договору при том, что вид деятельности арендатора не менялся, неиспользование помещений под социально значимый вид деятельности не подтверждено. Истец полагает, что КУГИ должен доказать соответствие своих действий закону.
КУГИ с доводами апелляционной жалобы не согласился, указав, что по результатам проведенной проверки Комитетом было выявлено, что арендуемая площадь используется неэффективно, примерно 50% от занимаемой площади, на момент проверки присутствуют 6 человек, по штатному расписанию - 7 чел., привлеченные - от 5 до 10 чел. (зависит от объема работ). Пунктом 3.1 договора аренды установлено, что в случае изменения организационно-правовой формы, вида деятельности арендатора, соотношения видов деятельности арендатора, занимаемой площади, а также при отсутствии подтверждения преимущественного социально-значимого вида деятельности за соответствующий период аренды размер арендной платы составляет полную рыночную ставку арендной платы.
При проверке законности и обоснованности принятого по делу судебного акта, апелляционная инстанция не находит оснований для его отмены.
Как явствует из материалов дела, между КУГИ (арендодатель) и Учреждением (арендатор) заключен договор от 13.09.2004г. N 01-А006393 аренды нежилого помещения 4Н площадью 178,1 кв. м по адресу: Санкт-Петербург, 1-я линия В.О., д. 48, лит. А, пом. 4Н площадью 178,1 кв. м; для использования под офис сроком на 5 лет. Государственная регистрация аренды произведена 06.12.2004. Размер и порядок внесения арендной платы установлен разделом 3 договора.
Согласно пункту 3.1 арендная плата за 1 кв. м в год составляет 8,023 у.е., за аренду объекта в квартал 357,218 у.е. с учетом НДС (с применением коэффициента социальной значимости арендатора 0,1); в случае изменения организационно-правовой формы или вида деятельности арендатора, или изменения соотношения видов деятельности арендатора, или занимаемой площади, когда это в соответствии с законодательством Российской Федерации и (или) Санкт-Петербурга влечет изменение размера арендной платы, а также при отсутствии подтверждения преимущественного социально-значимого вида деятельности, когда такое подтверждение необходимо в соответствии с законодательством Санкт-Петербурга, за соответствующий период аренды, размер арендной платы составляет полную рыночную ставку арендной платы (с применением коэффициента социальной значимости, равного 1) за 1 кв. м в год 80,229 у.е.
Судом первой инстанции установлено, что в результате проведенной КУГИ проверки фактического использования арендуемого Учреждением нежилого помещения составлен акт от 23.01.2008г., из которого явствует, что арендуемая площадь используется неэффективно, примерно 50% от занимаемой площади, на момент проверки присутствуют 6 человек, по штатному расписанию - 7 чел., привлеченные - от 5 до 10 человек в зависимости от объема работы.
На основании указанного акта обследования уведомлением от 29.01.2008г. N 290-19 КУГИ сообщил Учреждению о внесении изменений в договор аренды от 13.09.2004 в части изменения размера арендной платы, поскольку арендатор не исполняет требования Закона Санкт-Петербурга от 28.11.2001 N 782-104. Согласно вносимым изменениям арендная плата составляет 173 725,027 руб. в квартал с НДС.
Порядок определения арендной платы за нежилые помещения, арендодателем которых является Санкт-Петербург, установлен Законом Санкт-Петербурга от 03.09.97 N 149-51 (с изменениями и дополнениями, внесенными Законом Санкт-Петербурга от 28.11.2001 N 782-104).
Значения коэффициентов социальной значимости (Кс), применяемых при расчете арендной платы, определены пунктом 6 статьи 5-1 названного Закона. Кс=0,1 подлежит применению в случаях, если арендаторами выступают некоммерческие организации, созданные для достижения образовательных, научных, культурных, целей, участия в обеспечении охраны общественного порядка, в целях оказания квалифицированной юридической помощи коллегиями адвокатов и их структурными подразделениями, в целях охраны здоровья граждан, социальной защиты населения и иных целей.
Согласно примечанию "**" к данному пункту арендатор должен использовать под данный вид деятельности не менее 70% площади арендуемого здания (помещения). Если в процессе осуществления социально значимого вида деятельности арендатор перестает соответствовать этому требованию, соответствующий коэффициент социальной значимости не применяется, а арендная плата рассчитывается и взыскивается в полном объеме с того дня, с которого арендатор перестает соответствовать указанному требованию.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 1 Закона Санкт-Петербурга от 28.11.2001г. N 782-104 в случае, если в течение срока действия договора аренды, арендная плата по которому рассчитана с применением коэффициента социальной значимости, равного 1, организационно-правовая форма юридического лица, являющегося арендатором, вид его деятельности в арендуемом объекте нежилого фонда или занимаемая площадь объекта нежилого фонда, используемая для осуществления социально значимого вида деятельности, изменяется настолько, что коэффициент социальной значимости подлежит пересмотру, коэффициент социальной значимости остается равным 1.
Порядок предоставления льгот по арендной плате за объекты нежилого фонда, арендодателем которых является Санкт-Петербург, установлен Законом Санкт-Петербурга от 19.07.2005 N 377-57.
Согласно статье 7 данного Закона договоры аренды объектов нежилого фонда, расчет арендной платы по которым произведен с применением коэффициента социальной значимости менее единицы, предусматривающие использование объектов нежилого фонда для осуществления социально значимых видов деятельности в соответствии с пунктом 6 статьи 5-1 Закона Санкт-Петербурга от 03.09.97 N 149-51, считаются договорами, по которым предоставлены льготы по арендной плате за объекты нежилого фонда.
Правительством Санкт-Петербурга принято постановление от 28.12.2005 N 2002 "О мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга от 29.06.2005 N 377-57", которым утверждено Положение о порядке подтверждения соответствия деятельности арендаторов, которым предоставлены льготы по арендной плате за объекты нежилого фонда, арендодателем которых является Санкт-Петербург, требованиям, выполнение которых является одним из условий применения льгот (далее - Положение).
Данным Положением установлен указанный порядок подтверждения соответствия деятельности арендаторов установленным требованиям, а также условия и порядок проведения проверок осуществления арендаторами социально значимого вида деятельности в арендуемом объекте исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга. К установленным требованиям относится: использование арендатором для осуществления социально значимого вида деятельности определенного процента площади арендуемого объекта нежилого фонда в соответствии с пунктами таблицы пункта 6 статьи 5-1 Закона N 149-51, имеющими обозначение "**" или "***" (пункт 1.2.2 Положения); документом, устанавливающим соответствие деятельности арендатора указанному требованию, является акт проверки фактического использования арендуемого объекта нежилого фонда, проведенной КУГИ (пункт 1.3.2 Положения).
Как было указано выше в результате проведенной КУГИ проверки фактического использования арендуемого Учреждением нежилого помещения составлен акт от 23.01.2008г., из которого явствует, что арендуемая площадь используется неэффективно, примерно 50% от занимаемой площади, на момент проверки присутствуют 6 человек, по штатному расписанию - 7 чел. Ответчиком также составлен акт проверки от 13.01.2009, согласно которому в помещении присутствует 1 человек, визуально используются 3 кабинета, остальные кабинеты свободны; представлены материалы фотофиксации, не позволяющие сделать вывод, что во всех кабинетах находится оборудование и рабочие места сотрудников, на что ссылается истец.
Пунктом 3.1 договора аренды установлено, что в случае изменения организационно-правовой формы, вида деятельности арендатора, соотношения видов деятельности арендатора, занимаемой площади, а также при отсутствии подтверждения преимущественного социально-значимого вида деятельности за соответствующий период аренды размер арендной платы составляет полную рыночную ставку арендной платы.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований или возражений.
Истец не представил доказательств в подтверждение своих доводов о том, что арендуемые помещения надлежащей площади полноценно используются им под социально значимый вид деятельности.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что представленные истцом документы, в частности выписка из приказа от 01.09.2007 N 12/р, согласно которому в состав научно-консультационного совета Института включено 38 лиц из различных регионов Российской Федерации; письма Временной комиссии Совета Федерации по национальной морской политике, согласно которым Институт признан официальным экспертом-консультантом комиссии не позволяют считать доказанным, что не менее 70% арендуемых Институтом помещений используется под социально значимый вид деятельности.
В связи с вышеизложенным апелляционная инстанция не находит оснований для отмены принятого по делу судебного акта, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.02.2009г. по делу N А56-5583/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Мельникова |
Судьи |
В.М. Горбик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-5583/2008
Истец: Негосударственное научное учреждение "Институт труда и права"
Ответчик: Комитет по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга