г. Санкт-Петербург
28 мая 2009 г. |
Дело N А21-8729/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 мая 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фокиной Е.А.
судей Борисовой Г.В., Шульга Л.А.
при ведении протокола судебного заседания: Соловьевой Т.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4077/2009) Правительства Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 10 февраля 2009 года по делу N А21-8729/2008 (судья Сычевская С.Н.), принятое
по заявлению ОАО "КД авиа"
к Министерству экономики Калининградской области
3-е лицо: Правительство Калининградской области
о признании недействительным решения
при участии:
от заявителя: Малкина Н.В., доверенность N 124 от 10.12.2008.
от ответчика: не явился, извещен.
от 3-го лица: Готовчик А.Л., доверенность N 5-Д от 12.01.2009.
установил:
Открытое акционерное общество "КД авиа" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительным решения министра экономики Калининградской области от 27.06.2008 N 1 "О расторжении инвестиционного соглашения, заключенного между ОАО "КД авиа" и Администрацией Калининградской области, от 2 сентября 2005 г. N 287-05" (далее - Решение).
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, к участию в деле привлечено Правительство Калининградской области.
Решением суда от 10 февраля 2009 года заявленное требование удовлетворено.
Не согласившись с принятым судебным актом, Правительство Калининградской области (далее - Правительство) заявило и поддержало в судебном заседании апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить.
По мнению Правительства, Министерство экономики Калининградской области, как правопреемник Главного управления экономического развития и торговли администрации Калининградской области, обладает полномочиями на принятие соответствующего решения об утрате ОАО "КД авиа" права на налоговые льготы, предоставленные ранее Инвестиционным соглашением N 287-05.
Представитель ОАО "КД авиа" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, поддержал доводы, изложенные в письменном Отзыве на жалобу Правительства.
Министерство экономики Калининградской области, надлежащим образом уведомленное о месте и времени рассмотрения дела, своего представителя в судебное заседание не направило, письменный отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 01.09.2005 между ОАО "КД авиа" и Администрацией Калининградской области заключено Инвестиционное соглашение, зарегистрированное 01.09.2005 за N 287-05, предметом которого являлось освобождение Общества, реализующего инвестиционный проект "Техническое перевооружение ОАО "Калининградавиа" и реконструкция аэропорта Храброво", от уплаты налога на имущество организаций в части сумм, зачисляемых в областной бюджет, а также исчисление ставки налога на прибыль на 4 процентных пункта ниже основной ставки налога, установленной Налоговым кодексом Российской Федерации для зачисления в бюджеты субъектов Российской Федерации.
Срок действия налоговых льгот установлен в течение 60 месяцев, начиная с 01.10.2005. В соответствии с пунктом 3.2 Соглашения, при неисполнении Организацией-инвестором (ОАО "КД авиа") пунктов 2.3, 2.5, 2.7 Соглашения, инвестор лишается права на предоставленные ему по Соглашению льготы. Администрация области в одностороннем порядке расторгает Соглашение и предъявляет требование об уплате сумм, недополученных в бюджет, в соответствии со статьей 22 Закона Калининградской области от 15.07.2002 N 171 "О государственной поддержке организаций, осуществляющих инвестиции в форме капитальных вложений на территории Калининградской области" (далее - Закон N 171).
Поскольку статьей 30 Закона Калининградской области от 29.09.2005 N 652 "О Правительстве Калининградской области" установлено, что Правительство Калининградской области является правопреемником администрации Калининградской области, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что при неисполнении организацией-инвестором пунктов 2.3, 2.5, 2.7 Инвестиционного соглашения, право расторжения Соглашения в одностороннем порядке и предъявления требования об уплате недополученных в бюджет сумм перешло к Правительству Калининградской области.
09.07.2008 Общество получило Уведомление от 04.07.2008 N 3205/08, подписанное и.о.министра экономики Калининградской области А.В.Смирновой, о неисполнении ОАО "КД авиа" пункта 2.5 Соглашения. Со ссылкой на пункты 3.2, 5.4 Соглашения в Уведомлении также указано, что ОАО "КД авиа" лишается права на предоставленные ему льготы, Правительство Калининградской области в одностороннем порядке расторгает Соглашение и предъявляет требование об уплате сумм, недополученных в бюджет.
Основанием для направления Уведомления явилось Решение министра экономики Калининградской области, подписанное первым заместителем министра А.В. Смирновой, от 27.06.2008 N 1, согласно которому решено: отменить с момента предоставления льготы, предоставленные Обществу на основании Закона N 171 и Инвестиционного соглашения от 02.09.2005 N 287-05; в одностороннем порядке расторгнуть Инвестиционное соглашение от 02.09.2005 N 287-05, заключенное между Администрацией Калининградской области и ОАО "КД авиа"; известить Общество об одностороннем расторжении Инвестиционного соглашения; предъявить к Обществу требование об уплате сумм, недополученных в бюджет Калининградской области, за весь период действия Инвестиционного соглашения; предъявить к Обществу требование об уплате процентов на сумму, неполученную в бюджет Калининградской области.
Общество обжаловало в арбитражном суде расторжение Инвестиционного договора (дело N А21-5005/2008) и Решение N 1 - в рамках настоящего дела.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Пунктом 3.2 Инвестиционного соглашения предусмотрено право Администрации области (в настоящее время - Правительства) расторгнуть в одностороннем порядке Соглашение и предъявить требование об уплате сумм, недополученных в бюджет, в соответствии со статьей 22 Закона.
Согласно статье 22 Закона N 171, в случае невыполнения условий реализации инвестиционного соглашения орган исполнительной власти Калининградской области принимает решение об утрате инвестором права на налоговые льготы.
На основании приведенных положений Инвестиционного соглашения и Закона N 171, суд первой инстанции пришел к выводу, что в случае невыполнения ОАО "КД авиа" условий реализации Инвестиционного соглашения, решение об утрате инвестором права на налоговые льготы должно принимать Правительство Калининградской области.
В рассматриваемом случае Решение N 1 принято Министерством экономики Калининградской области, не обладающего полномочиями как по подписанию инвестиционных соглашений, так и по принятию решений о расторжении инвестиционных соглашений.
По мнению третьего лица, указанный вывод суда является ошибочным по следующим основаниям. Правительство Калининградской области является высшим исполнительным органом государственной власти области. В соответствии с пунктом 25 Положения о Министерстве экономики Калининградской области, утвержденного постановлением Правительства Калининградской области от 10.08.2007 N 489 Министерство взаимодействует с участниками инвестиционной деятельности, осуществляет подготовку инвестиционных соглашений между Правительством Калининградской области и инвесторами, контролирует исполнение инвестиционных соглашений. Ранее аналогичные функции были возложены на Главное управление экономического развития и торговли администрации области в соответствии с пунктом 36 Положения о Главном управлении экономического развития и торговли администрации Калининградской области, утвержденного постановлением администрации области от 25.08.2003 N 490.
В силу изложенного, податель апелляционной жалобы полагает, что органом исполнительной власти Калининградской области, обладающим полномочиями в соответствии со статьей 22 Закона N 171 на принятие решения об утрате инвестором права на льготы, является именно Министерство экономики области.
Апелляционная коллегия считает позицию Правительства ошибочной.
Статьей 1 Закона N 171 не определено понятие "орган исполнительной власти", используемое, например, в статьях 14, 15, 17, 20, 21, 22 Закона.
При этом в заключенном на основании Закона N 171 Инвестиционном соглашении установлены конкретные органы исполнительной власти Калининградской области, уполномоченные на совершение действий в рамках Соглашения.
Так, пунктом 2.5 Соглашения предусмотрена обязанность инвестора предоставлять необходимую для контроля документацию в Главное управление экономического развития и торговли администрации области (статья 20 Закона); пунктом 21 Соглашения определено, что проверки инвестора в части соблюдения им бизнес-плана проводят администрация области и Калининградская областная Дума (статья 21 Закона); согласно пункту 2.8 Соглашения в случае принятия инвестором решения о своей добровольной ликвидации как юридического лица до истечения срока действия Соглашения, он утрачивает право на налоговые льготы по решению администрации области (статья 25 Закона), однако извещение о своей добровольной ликвидации инвестор обязан направить в Главное управление экономического развития и торговли.
Изложенные положения Инвестиционного соглашения свидетельствуют о том, что общие нормы Закона N 171 конкретизированы в Соглашении путем распределения прав и обязанностей между органами исполнительной власти Калининградской области - Администрацией области и Главным управлением экономического развития (в настоящее время - Правительство Калининградской области и Министерство экономики).
При этом следует отметить, что установленный пунктом 3.2 Соглашения порядок расторжения Соглашения при неисполнении инвестором пунктов 2.3, 2.5, 2.7, предусматривает право расторжения Соглашения в одностороннем порядке и предъявления требования об уплате недополученных в бюджет сумм именно Администрации области.
Пунктом 5.4 также предусмотрено расторжение Соглашения в одностороннем порядке только Администрацией области.
Таким образом, вывод суда о том, что органом исполнительной власти, имеющим право на принятие решения о расторжении инвестиционного соглашения, является Правительство Калининградской области, основан на правильной оценке положений Закона N 171 и Инвестиционного соглашения.
Довод Правительства о наличии у Министерства, как органа исполнительной власти, полномочий в соответствии со статьей 22 Закона N 171 на принятие решения об утрате инвестором права на льготы, также подлежит отклонению.
В соответствии со статьей 22 Закона N 171, в случае невыполнения условий реализации инвестиционного соглашения орган исполнительной власти Калининградской области принимает решение об утрате инвестором права на налоговые льготы.
При этом Законом не предусмотрено обязательное одностороннее расторжение инвестиционного соглашения в случае нарушений инвестором его условий.
Из смысла Закона и Соглашения следует, что одностороннее расторжение органом исполнительной власти инвестиционного соглашения и утрата инвестором права на налоговые льготы неразрывно связаны: невозможно расторжение Соглашения с сохранением за инвестором налоговых льгот и наоборот, не может быть принято решение об утрате инвестором права на налоговые льготы без расторжения Инвестиционного соглашения.
Данный вывод подтверждается и тем, что предметом Инвестиционного соглашения является предоставление инвестору налоговых льгот.
Следовательно, только орган исполнительной власти, уполномоченный на расторжение инвестиционного соглашения, вправе принять решение и об отмене налоговых льгот.
В рассматриваемом случае решением N 1 первым заместителем министра экономики от имени министра экономики и были одновременно отменены льготы и расторгнуто в одностороннем порядке инвестиционное соглашение.
Судом дана оценка представленной в материалы дела доверенности от 30.05.2008 N 59-Д, выданной первому заместителю министра экономики Смирновой А.В. Правительством Калининградской области в лице Губернатора, на право подписания необходимых документов и совершения действий по отмене в установленном порядке налоговых льгот, предоставленных ОАО "КД авиа".
Суд правомерно указал, что оспариваемое Решение вынесено первым заместителем министра экономики не от имени Правительства области на основании упомянутой доверенности, а от имени министра экономики Калининградской области.
Также судом обоснованно отмечено отсутствие у Правительства Калининградской области права на передачу полномочий иным органам исполнительной власти области в силу статьи 12 Закона Калининградской области от 29.09.2005 N 652 "О Правительстве Калининградской области".
Следует также учесть, что постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2009 по делу N А21-5005/2008 признано незаконным расторжение в одностороннем порядке Инвестиционного соглашения N 287-05 от 02.09.2005.
Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал все материалы дела, дал им надлежащую оценку, правильно применил нормы материального права.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены оспариваемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 10 февраля 2009 года по делу N А21-8729/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Калининградской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Е.А. Фокина |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-8729/2008
Истец: ОАО "КД авиа"
Ответчик: Министерство экономики Калининградской области
Третье лицо: Правительство Калининградской области
Хронология рассмотрения дела:
28.05.2009 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-4077/2009