г. Санкт-Петербург
03 июня 2009 г. |
Дело N А26-7830/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 июня 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Сериковой И.А.
судей Баркановой Я.В., Тимухиной И.А.
при ведении протокола судебного заседания: Парнюк Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4109/2009) ООО "Итл-Форс" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 11.02.2009 г. по делу N А26-7830/2008 (судья Зинькуева И.А.), принятое
по иску Государственного учреждения Республики Карелия "Костомукшское центральное лесничество"
к ООО "Итл-Форс"
о взыскании нейстойки в размере 483 616 руб. 69 коп.
при участии:
от истца: не явился, извещен
от ответчика: не явился, извещен
установил:
Государственное учреждение Республики Карелия "Костомукшское центральное лесничество" (далее - истец, лесничество, ГУ РК "Костомукшское центральное лесничество") обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском о взыскании с Общества с ограниченной ответственностью "ИТЛ-Форс" (далее - ответчик, общество, ООО "ИТЛ-Форс") неустойки в сумме 483616 руб. 69 коп. за нарушение лесохозяйственных требований при осуществлении лесопользования по лесорубочным билетам N 67 от 06.12.2006 г., N 75 от 25.12.2006 г..
Решением суда от 11.02.2009 г. исковые требования удовлетворены
Не согласившись с решением, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. Ответчик полагает, что Лесничество не вправе обращаться с иском о взыскании неустойки в соответствии с действующим законодательном. Кроме того, Общество указывает на то, что судом применен нормативный акт, не подлежащий применению, поскольку Правила отпуска леса на корню в лесах Российской Федерации утратили силу 31.03.2008 г. Также, по мнению Общества, судом не проверена законность уведомления о проведении освидетельствования и направление претензионного письма.
В отзыве на апелляционную жалобу Лесничество возражает против удовлетворения апелляционной жалобы Общества.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, представителей в судебное заседание не направили. В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассмотрено в их отсутствие.
Из материалов дела следует, что на основании договора аренды участков лесного фонда от 15.12.2004 г. Обществу были выписаны лесорубочные билеты N 67 от 06.12.2006 г., N 75 от 25.12.2006 г., в соответствии с которыми ответчик приобрел право на осуществление лесопользования с целью заготовки растущей древесины. Окончание срока действия лесорубочных билетов - 06.12.2007 г., 23.11.2007 г. соответственно.
Извещением N 772 от 04.07.2008 лесничество уведомило ответчика о проведении освидетельствования мест рубок.
09.07.2008 г. проведено освидетельствование мест рубок с участием представителя лесопользователя. По результатам освидетельствования составлены акты от 09.07.2008 г., в которых зафиксированы выявленные нарушения лесохозяйственных требований.
За указанные нарушения лесничество в соответствии с пунктом 72 Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации начислило обществу неустойку в общей сумме 483616 руб. 69 коп., о чем в адрес ответчика было направлено претензионное письмо от 21.08.2008 N 990 с предложением уплатить неустойку в добровольном порядке.
Основанием обращения Лесничества в арбитражный суд послужил отказ Общества уплатить неустойку в досудебном порядке.
Ответчиком не представлены возражения по размеру начисленных неустоек и выявленных в ходе освидетельствования нарушений.
Апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Частью 1 статьи 23 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лесничества являются основными территориальными единицами органов государственной власти, осуществляющих государственный контроль и надзор в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов.
В соответствии со ст. 96 Лесного кодекса Российской Федерации государственным лесным инспекторам и лесничим предоставлены права: осуществлять проверки соблюдения лесного законодательства; составлять по результатам проверок акты и предоставлять их для ознакомления юридическим лицам, осуществляющим использование лесных участков; предъявлять юридическим лицам требования об устранении выявленных в результате проверок нарушений; предъявлять иски в арбитражный суд в пределах их компетенции и осуществлять иные предусмотренные федеральными законами права.
Распоряжением Правительства Республики Карелия от 22.11.2007 N 417р-П государственное учреждение Республики Карелия "Муезерский лесхоз" реорганизовано в форме слияния в государственное учреждение Республики Карелия "Костомукшское центральное лесничество". Согласно п. 12 указанного распоряжения, основной целью деятельности возникающих после реорганизации государственных учреждений Республики Карелия является осуществление функций территориальных единиц управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов.
Пунктом 9 Положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 N 394, предусмотрено, что главный государственный лесной инспектор Российской Федерации, его заместители, главные государственные лесные инспектора в субъектах Российской Федерации и их заместители имеют право предъявлять иски в суд в пределах своей компетенции. В Устав ГУ РК "Костомукшское центральное лесничество" внесены изменения и дополнения, которыми установлено, что начальники государственных учреждений Республики Карелия (лесничеств) являются заместителями главного государственного лесного инспектора в Республике Карелия.
В связи с этим, Лесничество, имело право обращаться с настоящим иском в арбитражный суд, на что верно указал в решении суд первой инстанции.
Согласно статье 83 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона N 22-ФЗ от 29.01.1997 г.) при осуществлении пользования лесным фондом лесопользователи обязаны осуществлять пользование участками лесного фонда в соответствии с лесным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 111 Лесного кодекса Российской Федерации в названной редакции предусматривалась обязанность граждан и юридических лиц возместить вред, причиненный лесному фонду и не входящим лесной фонд лесам, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Аналогичное правило закреплено в статье 100 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона N 200-ФЗ от 04.12.2006).
Правоотношения при осуществлении лесопользования по вышеуказанным лесорубочным билетам возникли до вступления в силу Лесного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона N 200-ФЗ от 04.12.2006 г.
В силу статьи 42 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона N 22-ФЗ от 29.01.1997) осуществление лесопользования допускается только на основании лесорубочного билета, ордера, лесного билета, которые предоставляют лесопользователю право осуществлять только указанный в них вид лесопользования в установленном объеме (размере) и на конкретном участке лесного фонда; лесорубочный билет является документом, предоставляющим лесопользователю право на заготовку и вывозку древесины, живицы и второстепенных лесных ресурсов.
В силу ст. 12 Федерального закона N 201-ФЗ от 04.12.2006 г. статья 42 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона N 22-ФЗ от 29.01.1997) действует до 01 января 2009 года в части осуществления на основании лесорубочного билета, ордера и (или) лесного билета краткосрочного пользования лесным фондом и выполнения лесохозяйственных работ.
Как следует из части 3 статьи 16 и части 9 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона N 200-ФЗ от 04.12.2006 г.), порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется, в том числе правилами заготовки древесины, устанавливаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Поскольку выявленные в результате освидетельствований мест рубок указанные нарушения лесохозяйственных требований были совершены Обществом в период действия Правил, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о правомерности начисления Лесничеством неустойки в порядке, предусмотренном Правилами.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции, ссылаясь на ст. 72 Правил, пришел к правомерному выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы о том, что законность уведомления о проведении освидетельствования и направления претензионного письма не проверены судом первой инстанции, опровергаются материалами дела.
Поскольку обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального и процессуального права, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 11.02.2009 г. по делу N А26-7830/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
И.А. Серикова |
Судьи |
Я.В. Барканова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-7830/2008
Истец: Государственное учреждение Республики Карелия "Костомукшское центральное лесничество"
Ответчик: ООО "Итл-Форс"
Хронология рассмотрения дела:
03.06.2009 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-4109/2009