Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда
от 29 мая 2009 г. N 13АП-4047/2009
г. Санкт-Петербург |
|
29 мая 2009 г. |
Дело N А56-43094/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 мая 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Желтянникова В.И.
судей Сериковой И.А., Тимухиной И.А.
при ведении протокола судебного заседания Смирновой Я.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4047/2009) ФГУП "Росморпорт" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.02.2009 по делу N А56-43094/2008 (судья Н.Я. Корж), принятое
по иску Федеральное Государственное Унитарное Предприятие "Росморпорт"
к ООО "Транспорт и Логистика"
3-и лица: Компания Финнлайнс Дойчланд ГмбХ в России, ФГУ "Администрация морского порта Санкт-Петербург"
о взыскании 1 329 644,90 рублей
при участии:
от истца: И.А. Конькова (дов. б/н от 23.01.2009), Ибрагимов А.Г. (дов. N 1935 от 18.05.2009)
от ответчика: А.С. Царенков (дов. от 08.12.2008), Ю.С. Золотова (дов. от 31.12.2008)
от 3-их лиц: А.С. Царенков (дов. от 16.12.2008), Буйлук С.Н. (дов. N 36 от 15.04.2009)
установил:
Федеральное Государственное Унитарное Предприятие "Росморпорт" (далее ФГУП "Росморпорт", истец) обратилось в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью "Транспорт и Логистика" (далее - ООО "Транспорт и Логистика", ответчик) о взыскании 1 329 644 рублей 90 копеек задолженности по оплате услуг, предусмотренных Ставками портовых сборов в морских портах Российской Федерации и оказанных агентируемому ответчиком теплоходу "Транслюбека" в "Большом порту Санкт-Петербург" услуг по договору N А104/08 от 01.03.08 г. по заходам, осуществленных в период 04-06.03.2008, 11-13.03.2008, 18-20.03.2008, 25-27.03.2008, 01-03.04.2008,08-10.04.2008, 15-17.04.2008,22-24.04.2008, 29.04.2008-01.05.2008, 06-08.05.2008, 13-15.05.2008, 20-22.05.2008, 27-29.05.2008, 03-05.06.2008, 10-12.06.2008, 17-19.06.2008, 24-26.06.2008, 01-03.07.2008, 08-10.07.2008, 15-17.07.2008, 22-24.07.2008, 29-31.07.2008.
Определением Арбитражный суд города Санкт-Петербура и Ленинградской области от 09.12.2008 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечены ФГУ "Администрация морского порта Санкт-Петербур" и Компания Финнлайнс Дойчланд ГмбХ в России.
Решением Арбитражный суд города Санкт-Петербура и Ленинградской области от 12.02.2009 в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда первой инстанции отменить, полагая, что обжалуемое решение основано на неправильном применении норм материального и процессуального права.
Ответчик и Компания Финнлайнс Дойчланд ГмбХ в России, полагая, что их позиция подтверждена допустимыми доказательствами, имеющимися в материалах дела, просят решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель ФГУ "Администрация Морского порта Санкт-Петербург" просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дел следует, что между истцом и ответчиком заключен договор N А-104/08 от 01.03.2008 на оказание услуг по обеспечению судоходства и пребывания судов в морских портах.
В соответствии с пунктом 3.1 договора оплата предоставленных услуг производится в размерах и порядке, предусмотренном Ставками портовых сборов в морских портах Российской Федерации, утвержденных Приказом Федеральной Службы по тарифам N 522-т/1 от 20.12.2007.
Из агентского соглашения от 14.03.2007 между Финнлайнс Дойчланд ГмбХ и ответчиком следует, что последний осуществляет агентское обслуживание морских судов компании Финнлайнс Доичланд ГмбХ, работающих на линии загранплавания "TransRussiaExpress" (Любек - Санкт-Петербург), в том числе и т/х "Транслюбека" (флаг Германия).
Полагая, что в соответствии с судовыми документами т/х "Транслюбека" по своему типу относится к накатным судам, при расчете портовых сборов по данному судну истцом были применены ставки, установленные для накатных судов, перевозящих грузы. Поскольку оплатил выставленные ему счета лишь частично, ссылаясь на то, что это судно относится к пассажирским судам, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии со ст.24 Кодекса Торгового Мореплавания Российской Федерации (далее - КТМ) класс судна удостоверяется классификационным свидетельством, выдаваемым ему органом технического надзора и классификации судов.
По мнению истца, представленное ему ответчиком классификационное свидетельство (Certificate of Class), выданное 17.10.2005. немецким классификационным обществом "Germanischer Lloyd" на т/х "Translubeca", не имеет ссылки на то, что оно выдано на основании международных договоров и поэтому это свидетельство, указывающее что судно "Транслюбека" является пассажирским паромом, не может быть признано надлежащим доказательством того, что судно подлежит отнесению к пассажирским судам.
Возражая против иска, ответчик и третье лицо - компания Финнлайнс Дойчланд ГмбХ, в представленном ими совместном отзыве на иск указали, что согласно пунктам 1.3, и 1.4. Правил применения портовых сборов в морских портах Российской Федерации, размер ставок портовых сборов дифференцируется по типам судов, а сам тип судна и его специализация определяются судовыми документами. По мнению ответчика, представленные им заблаговременно истцу судовые документы т/х "Транслюбека": Certificat of Class от 17.10.2005. со сроком действия до 30.11.2010. и Passenger Ship Safety Certificate (Свидетельство безопасности пассажирского судна) от 17.11.2007г. со сроком действия до 19.12.2007., подтверждали, что данное судно по своему типу относится к пассажирским судам и поэтому истец должен был рассчитывать и выставлять ответчику счета на оплату портовых сборов по указанному судну как для пассажирского судна. В подтверждение данного довода ответчик сослался на положения Конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года (SOLAS - 74), Правила классификации и постройки морских судов утвержденных Российским Морским Регистром судоходства, содержащие определение понятия "пассажирское судно", а также на письмо Федерального агентства морского и речного транспорта N ДД-27/504 от 29.01.08.
Третье лицо - ФГУ "Администрация морского порта "Большой порт Санкт-Петербург" представило отзыв на иск, в котором поддержало доводы ответчика о необоснованности заявленных исковых требований и просило в их удовлетворении отказать. Представитель третьего лица предоставил суду справку подтверждающую что судно "Транслюбека" действительно осуществляло перевозку пассажиров, а также содержащую сведения о количестве пассажиров перевезенных на данном судне из Германии в Россию и из России в Германию в указанный истцом период. Представитель третьего лица пояснил, что на основании статьи 19 Закона о морских портах, в каждом порту, в соответствии с перечнем устанавливаемым федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, которым является Федеральное агентство морского и речного транспорта (далее - Агентство), взыскиваются портовые сборы. Часть сборов подлежит уплате администрации соответствующего морского порта, а часть подлежит уплате хозяйствующему субъекту в лице соответствующего филиала ФГУП "Росморпорт".
В связи с введением в действие с 09.01.2008 года новых Ставок портовых сборов в морских портах, утвержденных Приказом ФСТ РФ N 522-т/1 от 20.12.2007, Агентство, в соответствии с полномочиями пред оставленными пунктом 2 статьи 5 КТМ, направило в адрес ФГУП "Росморпорт" и в копии а адрес администраций морских портов письмо N ДД-27/504 от 29.01.2008 года, в котором указало, что в соответствии с положениями Международных Конвенций и Правил Российского морского регистра судоходства грузопассажирские паромы, то есть суда накатного типа предназначенные для перевозки как грузов, так и пассажиров и имеющие Свидетельства о безопасности пассажирского судна и перевозящие более 12 пассажиров, являются пассажирскими судами. Во исполнение данного письма Агентства и на основании полученного от Регистра разъяснения ФГУ "Администрация морского порта Санкт-Петербург", реализуя административно-властные полномочия предоставленные ей пунктом 1 статьи 10 и статьи 12 Закона о морских портах, издало Распоряжение N Об-Р от 20.02.2008г., которым установило, что пассажирским является судно, предназначенное для перевозки или перевозящее более 12 пассажиров и имеющее Свидетельство о безопасности пассажирского судна. С момента издания указанного распоряжения ФГУ "Администрация морского порта Санкт-Петербург" выставляло ответчику счета на оплату причитавшихся администрации морского порта портовых сборов по т/х "Транслюбека" как по пассажирскому судну.
Изучив материалы дела, доводы, изложенные в исковом заявлении истца и отзывах на иск, выслушав представителей сторон и лиц участвующих в деле, суд считает, что исковые требования истца не могут быть признаны подлежащими удовлетворению ввиду следующего:
В соответствии со ст.15 Конституции Российской Федерации нормы международных договоров участником которых является Российская Федерация является составной частью её правовой системы. Признание судовых документов судна, плавающего под флагом иностранного государства и посещающего морские порты Российской Федерации, осуществляется на основании международных договоров Российской Федерации (статья 30 КТМ).
Ответчиком сделаны ссылки на положения международной Конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года (далее Конвенция SOLAS - 74) и представлены выписки из неё, которые определяют перечень и наименование судовых документов, а также требования, предъявляемые к их выдаче на судно.
В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 29 КТМ свидетельства о годности судна к плаванию и прочие свидетельства определяющие характеристика каждого судна, в том числе пассажирское свидетельство, выдаются органами технического надзора и классификации судов. Согласно Правилу 17 "Признание свидетельств", часть "В" Конвенции SOLAS -74, "Свидетельства, выданные по уполномочию Договаривающихся правительств, признаются другими Договаривающимися правительствами для всех целей, предусмотренных настоящей Конвенцией. Они рассматриваются другими Договаривающимися правительствами как имеющими такую же силу, что и свидетельства, выданные ими самими.".
В материалах дела находится два судовых документа т/х "Транслюбека", представленные суду истцом. Оценивая данные документы суд отмечает, что в обоих из них имеется ссылка на то, что они выданы в соответствии с Конвенцией SOLAS - 74. Классификационным свидетельством (Sertjficate of Class) выданным Germanischer Lloyd за регистрационным N 032780 удостоверено, что судно "Translubeca" (Транслюбека)в соответствии с положениями конвенции SOLAS-II-2 присвоен класс Пассажирский РО-РО паром. Во втором документе, именуемом Свидетельство безопасности пассажирского судна (Passenger Ship Safety СегШсат.е)выданным See-Berufsgenossenschaft указано, что данное свидетельство выпущено под руководством правительства Федеративной Республики Германия в соответствии с требованиями Конвенции SOLAS -74 и удостоверяет, что согласно данному свидетельству указанное пассажирское судно "Translubeca" имеющее номер ИМО 8706040 оборудовано для перевозки 109 пассажиров.
Линия TransRussiaExpress, на которой работает т/х "Транслюбека", согласно представленным истцом документам не зарегистрирована в качестве грузовой линии.
Учитывая содержание представленных истцом судовых документов судна ответчика, содержание письма Федерального агентства морского и речного транспорта N ДД-27/504от 29.01.2008г., суд, руководствуясь статьей 15 Конституции Российской Федерации, признает, что т/х "Транслюбека", в соответствии с положениями подпункта (f) Правила 2 "Определения" Части "А" Конвенции SOLAS -74 и Правилами классификации и постройки морских судов Российского Морского Регистра судоходства, правомерно отнесено портовыми властями порта Санкт-Петербург и ответчиком к классу пассажирских судов и что поэтому, независимо от возможности перевозки на данном судне грузов, портовые сбору по указанному судну должны рассчитываться истцом по ставкам установленным для пассажирских судов.
При таких обстоятельствах, суд полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению.
В иске отказать.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12 февраля 2009 по делу N А56-43094/2008 отменить.
Взыскать с ООО "Транспорт и Логистика" в пользу ФГУП "Росморпорт" 1 329 644 рублей 90 копеек задолженности, 18 148 рублей 22 копеек расходов по оплате государственной пошлины по иску, 1 000 рублей по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
В.И. Желтянников |
Судьи |
И.А. Серикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-43094/2008
Истец: Федеральное Государственное Унитарное Предприятие "Росморпорт"
Ответчик: ООО "Транспорт и Логистика"
Третье лицо: ФГУ "Администрация морского порта Санкт-Петербург", Компания Финнлайнс Дойчланд ГмбХ в России
Хронология рассмотрения дела:
25.12.2009 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17084/09
08.12.2009 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17084/09
01.09.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N А56-43094/2008
29.05.2009 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-4047/2009