г. Санкт-Петербург
03 июня 2009 г. |
Дело N А56-51536/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 июня 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Будылевой М.В.
судей Загараевой Л.П., Семиглазова В.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Смирновой М.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4671/2009) Межрайонной ИФНС России N 24 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04.03.2009 г. по делу N А56-51536/2008 (судья Вареникова А.О.), принятое
по заявлению ЗАО "Северный город"
к Межрайонной ИФНС России N 24 по Санкт-Петербургу
о признании недействительным решения налогового органа
при участии:
от заявителя: Михайлов С.Г. - доверенность N 10/S от 18.11.2008 г.
от ответчика: Боргунова В.И. - доверенность N 16/34866 от 12.11.2008 г.
установил:
Закрытое акционерное общество "Северный город" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 24 по Санкт-Петербургу (далее - инспекция, налоговый орган) от 05.11.2008 N 882/1139 в части доначисления 8 084 руб. земельного налога, начисления 287,52 руб. пеней за неполную уплату этого налога, а также в части обязания заявителя уплатить указанные суммы налога и пеней.
Решением от 04.03.2009г. требования удовлетворены частично.
Признано недействительным решение Межрайонной ИФНС России N 24 по Санкт-Петербургу от 05.11.2008 N 882/1139 в части доначисления закрытому акционерному обществу "Северный город" 7 631 руб. земельного налога и начисления соответствующей суммы пеней, а также в части обязания заявителя уплатить данные суммы налога и пеней.
В удовлетворении остальной части требований закрытому акционерному обществу "Северный город" отказано.
Налоговый орган, не согласившись с решением суда первой инстанции, направил апелляционную жалобу, в которой просил судебный акт отменить, в удовлетворении требований отказать в полном объеме.
По мнению подателя жалобы, суд первой инстанции не правомерно применил ставку земельного налога в размере 0,042%, которая применяется в отношении земельных участков приобретаемых для жилищного строительства к кадастровой стоимости земельного участка, определенной для размещения объектов здравоохранения и социального обеспечения.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, и настаивал на ее удовлетворении в полном объеме.
Представитель Общества считает оспариваемое решение законным и обоснованным в части удовлетворения заявленных требований.
Однако считает, что решение подлежит изменению в части отказа в признании недействительным решения налогового органа о доначислении налога на землю в сумме 453руб., т.к. судом первой инстанции ошибочно сделан вывод, что Обществом при расчете указанного налога не был применен коэффициент 2.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266-271 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Общество имеет в собственности, на основании договора купли-продажи нежилого здания и земельного участка на котором он расположено от 18.06.2007г. N 12/7672-А3В, земельный участок площадью 7617 кв. м , назначение которого - земли поселений.
Данный земельный участок расположен по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Шелгунова, д.5, лит. Б, и имеет кадастровый номер 78:12:7149Б:13, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 31.07.2007г. (т.1 л.д. 136).
Общество представило в инспекцию налоговый расчет по авансовым платежам по земельному налогу за второй квартал 2008 года, в соответствии с которым сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, составила 453 руб. (т.2 л.д.3-4).
Налоговым органом проведена камеральная проверка представленного расчета, по результатам которой составлен акт от 26.08.2008 N 4112 (т.1 л.д.17-19) и принято решение от 05.11.2008 N 882/1139 о доначислении Обществу земельного налога в сумме 8 084 руб., пени по указанному налогу в размере 287,52 руб. (т.1 л.д.9 -15).
Основанием для вынесения данного решения послужил вывод налогового органа о неправомерном применении Обществом налоговой ставки 0,042% при расчете налогообложения указанного земельного участка.
Инспекция полагает, что поскольку разрешенным видом использования данного участка в спорный период (2008 г.) являлось размещение объектов здравоохранения и социального обеспечения, применение при исчислении налога ставки, установленной для объектов, занятых жилым фондом, неправомерно.
Заявитель, не согласившись с решением налогового органа, оспорил его в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования в части, суд первой инстанции исходил из того, что имеющимися в материалах дела документами подтверждается, что спорный участок приобретен Обществом для строительства жилого дома.
Поскольку Закон СПб N 611-86 от 28.11.2005г. "О земельном налоге в Санкт-Петербурге и о внесении дополнения в Закон Санкт-Петербурга "О налоговых льготах" (далее - Закон), связывает право на применение пониженной ставки налога именно с целью приобретения земельного участка для жилищного строительства, и не увязывает это право с видом разрешенного использования земельного участка, то применение Обществом ставки 0,042% при расчете земельного налога в данном случае, правомерно.
Апелляционный суд считает данный вывод суда ошибочным по следующим основаниям.
Как следует из статьи 390 НК РФ, налоговая база для исчисления и уплаты земельного налога устанавливается как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения, определяемая в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
В письмах от 05.09.2006 N 03-06-02-02/120 и от 16.08.2007 N 03-05-07-02/81 Министерство финансов России разъяснило, что налоговая база, размер которой зависит от стоимостной оценки земельного участка, определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода (в том числе в зависимости от перевода земель из одной категории в другую, изменения вида разрешенного использования земельного участка), если не произошло изменений результатов государственной кадастровой оценки земли вследствие исправления технических ошибок, судебного решения и т.п., внесенных обратным числом на указанную дату.
Следовательно, изменение вида разрешенного использования земельного участка влечет за собой изменение кадастровой стоимости земельного участка и как следствие применение соответствующих ставок.
При этом, при переводе земельного участка, принадлежащего налогоплательщику, в течение календарного года из одной категории земель в другую, это изменение не влияет на определение налоговой базы, которая применяется для исчисления земельного налога в текущем налоговом периоде.
Постановлениями Правительства Санкт-Петербурга от 02.08.2005 N 1147 и от 28.11.2006 N 1432 "Об утверждении результатов кадастровой оценки земель в Санкт-Петербурге" (в редакции, действовавшей в 2007 году) обязанность по доведению до сведения плательщиков земельного налога информации о кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 1 января календарного года возложена на Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга. Эта обязанность должна быть исполнена в срок до 1 марта каждого календарного года.
Изданным во исполнение указанных постановлений Правительства Санкт-Петербурга распоряжением Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга от 05.02.2007 N 103-рк "О порядке выдачи справки о цене земельного участка и справки о стоимости выкупа земельного участка" утверждена форма справки о цене земельных участков, в отношении которых в установленном порядке проведены работы по межеванию и осуществлен государственный кадастровый учет.
В соответствии с совместным приказом Управления федерального агентства кадастра объектов недвижимости по городу Санкт-Петербургу и Комитета по земельным ресурсам и землеустройству от 20.11.2006 N 111/120 "О внесении изменений в Классификатор п.1.13 "Разрешенное использование (назначение)" версии 11 (пункт 4.1), именно Комитет по земельным ресурсам и землеустройству определяет вид разрешенного использования земельных участков.
В соответствии с п.7. данного Приказа КЗРиЗу проверяет сведения о земельных участках, составляет таблицу соответствия видов разрешенного использования и подготавливает документы для Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по городу Санкт-Петербургу для внесения сведений в Единый государственный реестр земель. В свою очередь, Управление Роснедвижимости, получив сведения о видах разрешенного использования из КЗРиЗу, в соответствии с п.10 данного совместного Приказа вносит сведения о разрешенных видах использования земельных участков.
Следовательно, КЗРиЗу - определяет вид разрешенного использования, а Роснедвижимость - вносит соответствующие сведения в Единый государственный реестр земель.
В соответствии с базой данных Управления Роснедвижимости по г. Санкт-Петербургу разрешенное использование спорного земельного участка на 2008 г. определено для размещения объектов здравоохранения и социального обеспечения, кадастровая стоимость которого составила 2 155 611 руб. (т.2 л.д.12).
В целях исчисления земельного налога данные земли отнесены к землям прочего назначения (закон N 611-86). Для земель прочего назначения применяется налоговая ставка 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка.
Довод Общества, что данный участок приобретен им для строительства жилого дома, в связи, с чем у него есть право на применение в спорном налоговом периоде (2008 г.) пониженной ставки земельного налога в отношении участков, предоставленных и приобретенных для жилищного строительства, в размере 0,042 процента от кадастровой стоимости земельного участка, отклоняется апелляционным судом.
Порядок исчисления и уплаты земельного налога установлен главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Как указано в пункте 1 статьи 389 НК РФ, объектом обложения земельным налогом признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Из материалов дела установлено, что в соответствии с пунктом 1.5. договора N 12/7672/АЗВ от 18.06.2007 в отношении здания и земельного участка установлены особые существенные условия, а именно: Общество обязано осуществить снос здания, и возвести на освобожденном земельном участке объект недвижимости, либо осуществить реконструкцию здания.
Из представленного в материалы дела распоряжения Комитета по градостроительству и архитектуре Правительства Санкт-Петрбурга (далее - КГА) от 18.02.2008 N 628 (том 1, листы дела 74-102) следует, что в соответствии с утвержденным временным регламентом застройки территории по адресу: Санкт-Петербург, Невский район, квартал, ограниченный пр. Обуховской обороны, ул. Шелгунова, ул. Бабушкина и Леснозаводской ул., зона расположения спорного земельного участка предназначена для размещения многоквартирного жилого дома (домов).
Также в материалы дела представлены выписка из книги приема о согласовании проектов (том 1, листы дела 106-111), письмо КГА от 09.10.2007 N 1-4-39154/5, подтверждающее обращение Общества за разрешением на строительство жилого дома, договоры на создание технической документации, подряда на выполнение проектных работ по жилому дому по адресу: Санкт-Петербург, ул. Шелгунова, д.5, лит.Б.
Указанные документы послужили причиной изменения разрешенного использования данного земельного участка.
Согласно базе данных Управления Роснедвижимости по г. Санкт-Петербургу разрешенное использование спорного земельного участка на 2009 г. определено для размещения жилого дома (жилых домов), кадастровая стоимость которого составила 18 760 671 руб. (т.2 л.д.12).
Суд обращает внимание Общества, что только Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга - определяет вид разрешенного использования, а Роснедвижимость - вносит соответствующие сведения в Единый государственный реестр земель.
Ставки земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать ставки, указанные в статье 394 НК РФ.
На основании приведенных положений Налогового кодекса Российской Федерации Законом СПб N 611-86 установлены ставки земельного налога на территории Санкт-Петербурга.
Так, согласно статье 2 названного Закона (в редакции, действовавшей в спорный период) налоговые ставки на территории Санкт-Петербурга устанавливаются в следующих размерах:
1) 0,004 процента от кадастровой стоимости участка в отношении земельных участков, отнесенных к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;
2) 0,042 процента от кадастровой стоимости участка в отношении земельных участков:
занятых объектами жилищного фонда и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса), гаражами или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
приобретенных (предоставленных) для личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства;
3) 1,5 процента от кадастровой стоимости участка в отношении прочих земельных участков.
При таких обстоятельствах Общество действительно имеет право на применение ставки 0,042 процента, в отношении спорного земельного участка, приобретенного (предоставленного) для жилищного строительства, но с 2009 г., с учетом новой кадастровой стоимости (18 760 671руб.).
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 04 марта 2009 г. по делу N А56-51536/20088 отменить.
В удовлетворении требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
М.В. Будылева |
Судьи |
Л.П. Загараева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-51536/2008
Истец: ЗАО "Северный город"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N24 по Санкт-Петербургу