г. Санкт-Петербург
02 июня 2009 г. |
Дело N А42-7476/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 июня 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Шульги Л.А.
судей Борисовой Г.В., Лопато И.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Лесковой Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-5121/2009) ОАО "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 16.03.2009 по делу N А42-7476/2008 (судья Дмитриевская Л.Е.), принятое
по заявлению ОАО"Российские железные дороги"
к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и последствий бедствий по Мурманской области
о признании незаконными действия и отмене предписания
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от ответчика: не явился, извещен
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением (с учетом уточнения) о признании незаконными действия Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Мурманской области (далее - Управление):
- выразившиеся в лишении возможности представителя Общества ознакомиться с актом N 79 от 28.03.2008 и представлением от 31.03.2008, вынесенных по результатам проверки Мурманского отделения - структурного подразделения Октябрьской железной дороги - филиала ОАО "РЖД";
- по проведению с 03 по 28 марта 2008 года проверки соблюдения требований пожарной безопасности Локомотивного депо Кандалакша Мурманского отделения - структурного подразделения Октябрьской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" при отсутствии распоряжения, выданного и подписанного начальником либо заместителем начальника органа государственного пожарного надзора, и при отсутствии представителя ОАО "РЖД";
- по возложению на ОАО "РЖД" обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности на объектах: "помещение метрологической лаборатории", "Цех КИП и АЛСН, СБК", "столярная мастерская", "цех перекатки КМБ", "цех ТРЭ", которые отсутствуют в собственности заявителя.
В качестве восстановления нарушенного права Общество просило отменить Предписание N 33 от 31 марта 2008 года по устранению нарушений требований пожарной безопасности.
Решением от 16 марта 2009 года суд отказал в удовлетворении заявленных требований. Суд пришел к выводу, что проведение Управлением проверки Локомотивного депо Кандалакша не нарушает прав и законных интересов ОАО "РЖД" в предпринимательской и иной экономической деятельности и не создает препятствий для осуществления такой деятельности.
ОАО "РЖД" заявило апелляционную жалобу, в которой просит решение Арбитражного суда Мурманской области от 16 марта 2009 года по делу N А42-7476/2008 отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявления.
ОАО "РЖД" утверждает, что Управление не уведомило Общество о проводимых мероприятиях по контролю, а также о результатах данных мероприятий. Результатом незаконных действий Управления явилось возложение на ОАО "Российские железные дороги" обязанности по устранению нарушений требований закона в области пожарной безопасности по объектам, собственником которых Общество не является.
ОАО "Российские железные дороги" и Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Мурманской области, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не направили своих представителей, что не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
В отзыве на апелляционную жалобу ГУ МЧС России по Мурманской области поддержало свою позицию, изложенную в материалах дела.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 28 марта 2008 года Управлением была проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности Локомотивного депо Кандалакша Мурманского отделения - структурного подразделения Октябрьской железной дороги - филиала ОАО "Российские железные дороги".
По результатам проверки Локомотивного депо Кандалакша составлен акт N 79 от 28 марта 2008 года и вынесено предписание N 33 от 31 марта 2008 года.
Полагая, что при проведении проверки Локомотивного депо Кандалакша допущено нарушение установленного порядка и прав юридического лица, Общество обратилось в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, апелляционный суд признал жалобу Общества не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) должностные лица органов государственного пожарного надзора имеют право: проводить обследования и проверки территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов, в том числе в нерабочее время, в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений; входить беспрепятственно в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в жилые и иные помещения, на земельные участки граждан при наличии достоверных данных о нарушении требований пожарной безопасности, создающем угрозу возникновения пожара и (или) безопасности людей; давать руководителям организаций, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности, обеспечению пожарной безопасности товаров (работ, услуг)/
Пунктом 10 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313, обязанности по своевременному обеспечению требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору возлагаются на собственников имущества, лиц уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе на руководителей и должностных лиц организаций, лиц в установленном порядке назначенных ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Согласно пунктам 36, 42 Административного регламента МЧС Российской Федерации по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами (далее - организации и граждане) установленных требований пожарной безопасности, утвержденного Приказом МЧС Российской Федерации от 01.10.2007 N 517 (далее - Административный регламент) плановое в внеплановое мероприятия по надзору проводятся на основании распоряжения начальника (заместителя начальника) органа государственного пожарного надзора.
Как следует из материалов дела, о проведении планового мероприятия по надзору на имущественном комплексе филиала "Октябрьская железная дорога" ОАО "РЖД" Управление уведомило письмом от 29.02.2008 N 1269-2-4-3 (л.д.41) начальника филиала, представляющего интересы ОАО "РЖД" по доверенности во всех организациях Российской Федерации в силу пункта 5.4 Положения о Мурманском отделении Октябрьской железной дороги - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги".
Таким образом, проверка Локомотивного депо Кандалакша проведена при наличии предварительного уведомления полномочного представителя юридического лица о проведении плановой проверки на всем имущественном комплексе филиала.
Проверка в Локомотивном депо Кандалакша проводилась на основании распоряжения от 29.02.2008 N 10, изданного в пределах предоставленных полномочий начальником отдела Государственного пожарного надзора г. Кандалакша и района - главным государственным инспектором Кандалакшского района по пожарному надзору. Проверка проведена заместителем начальника отдела государственного пожарного надзора Кандалакшского района, являющимся в силу статьи 6 Закона N 69-ФЗ и пункта 3.4 Регламента уполномоченным должностным лицом.
Из акта проверки N 79 от 28.03.2008 усматривается, что плановое мероприятие по надзору за соблюдением требований пожарной безопасности на территории, в зданиях и сооружениях Локомотивного депо Кандалакша, осуществлялось с участием главного инженера Локомотивного депо Кандалакша Колесниковым А.В., который приказом N 198/пр от 05.03.2008 назначен ответственным лицом за выполнение правил пожарной безопасности в производственных, служебных, бытовых помещениях, административном здании Локомотивного депо Кандалакша.
04.04.2008 начальник Локомотивного депо Кандалакша ознакомлен с актом проверки от 28.03.2008 N 79, предписанием N 33 от 31.03.2008, которые в этот же день были ему вручены.
Как правильно отметил суд первой инстанции, предписание N 33 от 31.03.2008 об устранении нарушений пожарной безопасности адресовано и выдано должностному лицу - начальнику Локомотивного депо Кандалакша Лебедеву А.В., а не юридическому лицу, как утверждает Общество, что соответствует положениям статьи 6 Закона N 69-ФЗ и пункта 6 Административного регламента.
В акте проверки N 79 от 28 марта 2008 года имеется указание на распоряжение N 10 от 29 марта 2008 г. Общество, ссылаясь на указанную дату, ошибочно утверждает, что проверка проводилась в отсутствие распоряжения. Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что проверка проводилась на основании распоряжения N 10 от 29 февраля 2008 г., следовательно, в акте проверки соблюдения требований пожарной безопасности допущена опечатка при указании даты распоряжения.
Поскольку Управление осуществляло проверку всего имущественного комплекса филиала "Октябрьская железная дорога ОАО "РЖД", результаты проверки Локомотивного депо в г. Кандалакша отражены в акте N 4 от 4 апреля 2008 г. (л.д.136-141) и Обществу в лице руководителя филиала, являющего полномочным представителем ОАО "РЖД", выдано предписание N 7 от 7 марта 2008 г., с которыми он ознакомлен.
В связи с изложенным, довод Общества о лишении его возможности ознакомиться с актом N 79 от 28.03.2008 и предписанием N 33 от 31.03.2008 противоречит фактическим обстоятельствам дела, а ознакомление должностных лиц с названными документами не 28 марта 2008 г., а в другие дни, не нарушает прав Общества.
Довод Общества о том, что на ОАО "РЖД" незаконно возложена обязанность по устранению нарушений на объектах "помещение метрологической лаборатории", "цех КИП и АЛСН, СБК", "столярная мастерская", "цех перекатки КМБ", "цех ТРЭ", которые отсутствуют в его собственности, исследовался судом первой инстанции и обоснованно отклонен.
Согласно свидетельству о регистрации права от 16.03.2004 в собственности Общества находится комплекс Локомотивное депо Кандалакша на станции Кандалакша, в том числе объекты недвижимости, расположенные по адресу: г. Кандалакша, ул. Локомотивная, дом 29, где и осуществлялась проверка соблюдения требований пожарной безопасности. Общество не представило доказательства того, что поименованные выше объекты и расположенные в помещениях зданий и сооружений, входящих в комплекс Локомотивное депо Кандалакша на станции Кандалакша по адресу ул. Локомотивная, дом 29, принадлежат не Обществу, а иному лицу.
Утверждение Общества о том, что в акте N 79 от 28 марта 2008 отсутствует адрес проверенных объектов, противоречит содержанию этого акта, на первой странице которого указан адрес проверяемых объектов, а именно: г. Кандалакша, ул. Локомотивная, 29.
Довод Общества о незаконности действий Управления по проведению проверки со ссылкой на пункты 21, 23 Административного регламента является не обоснованным, поскольку мероприятия по надзору проводились во исполнение плана основных мероприятий СЗРЦ МЧС России на 2008 год в соответствии с приложением к приказу МЧС России от 01.10.2007 N 517, о чем указано в письме от 28.02.2008г. N 1404-2-3 (л.д.39-40).
Кроме того, Общество в нарушение положений главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявило неприемлимый способ восстановления нарушенных прав, а именно: путем отмены предписания N 33 от 31 марта 2008, вынесенного в отношении физического лица, а не Общества.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела, апелляционная инстанция не усматривает оснований для переоценки выводов суда и отмены решения.
Расходы по оплате государственной пошлины суд оставляет на ОАО "РЖД".
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 16 марта 2009 года по делу А42-7476/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.А. Шульга |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-7476/2008
Истец: ОАО"Российские железные дороги"
Ответчик: Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны,чрезвычайным ситуациям и последствий бедствий по Мурманской области