г. Санкт-Петербург
03 июня 2009 г. |
Дело N А26-5216/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 июня 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Мельниковой Н.А.
судей Полубехиной Н.С., Старовойтовой О.Р.
при ведении протокола судебного заседания: Долониной С.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4847/2009) ООО "Карелфинлес"
на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 04.03.2009г. по делу N А26-5216/2008 (судья Шалапаева И.В.), принятое
по иску общества с ограниченной ответственностью "Карелфинлес"
к Министерству лесного комплекса Республики Карелия
об уменьшении арендной платы
при участии:
от истца: Тельтевской Ю.А. (доверенность б/н от 11.01.2009г., паспорт)
от ответчика: не явился (извещен)
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Карелфинлес" (далее - Общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с исковым заявлением об уменьшении Министерством лесного комплекса Республики Карелия (далее - Министерство, ответчик) арендной платы по договору аренды лесного участка от 18 декабря 2007 года (запись в ЕГРП 10-01-07/016/2007-057) за 2008 год до 272 850 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 04.03.2009г. по делу N А26-5216/2008 в удовлетворении заявленных требований отказано.
На указанное решение истцом подана апелляционная жалоба, в которой, указывая на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применил нормы материального права, просит принятый по делу судебный акт отменить, заявленные требования удовлетворить. В апелляционной жалобе податель указывает, что осуществление законного лесопользования на арендуемом земельном участке с момента государственной регистрации договора возможно только на основании лесной декларации. Осуществление лесопользования на основании лесорубочных билетов для истца невозможно в силу императивных норм статьи 6 ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса РФ". Суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что осуществление Обществом законного лесопользования в полном объеме в течение 2008 года было невозможно по причине невозможности подачи лесной декларации. Лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с Проектом освоения лесов. Для осуществления на арендуемом участке лесного фонда лесопользования необходимо составление Проекта освоения лесов, без наличия которого лесопользование не допускается. Именно проект освоения лесов, согласованный с органом исполнительной власти субъекта РФ является разрешительным документом на лесопользование. На его основе подаются лесные декларации, носящие уведомительный характер. В соответствии с Письмом Министерства Лесного комплекса Республики Карелия N 02.2-28/1289 от 23.04.2008г. Обществу было отказано в осуществлении лесопользования на основании лесной декларации по причине отсутствия Проекта освоения лесов. Таким образом, Общество не смогло полностью освоить в 2008 г. весь максимально допустимый объем лесного фонда. По мнению Общества, данное обстоятельство свидетельствует о том, что Общество имеет право на уменьшение арендных платежей.
Ответчик с доводами апелляционной жалобы не согласился, указав в отзыве на апелляционную жалобу, что в договоре от 18.12.2007г., заключенном между сторонами на аренду лесного участка общей площадью 12451 га, расположенного в Пряжинском лесхозе, стороны согласовали общую площадь передаваемого в аренду лесного участка, вид пользования, расчетную норму заготовки древесины годового объема использования лесов на арендуемом участке (5,3 тыс. м куб.). Расчет арендной платы произведен исходя из указанного объема лесопользования. Ответчик считает, что существенные условия договора и порядок определения арендной платы, зафиксированные сторонами в приложении N 4 к договору, согласованы сторонами путем подписания без разногласий договора аренды с приложениями. По мнению ответчика, объем арендных платежей за 2008 год должен быть оплачен арендатором исходя из согласованного сторонами в приложении N 4 размера арендной платы, с учетом его перерасчета. Кроме того, ответчик сослался на то, что истец мог оформить лесную декларацию по спорному договору аренды, использовав данные из действующих материалов лесоустройства Пряжинского центрального лесничества. Именно так истец поступил по другим договорам аренды лесных участков на территории этого лесничества - оформил и представил в Министерство лесного комплекса ряд деклараций за 2008 год. Ответчик указал, что мог по запросу истца представить последнему таксационные описания, картографические материалы, иные данные из материалов лесоустройства, необходимые для освоения лесного участка, однако истец с такими запросами не обращался. Также ответчик ссылается в жалобе на то, что истец не доказал факт ухудшения условий пользования имуществом, поскольку ряд представленных им документов не имеет отношения к спорному договору и не является доказательствами по настоящему делу.
Извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства ответчик в судебное заседание не явился, апелляционная жалоба рассмотрена в его отсутствие.
При проверке законности и обоснованности принятого по делу судебного акта, апелляционная инстанция считает, что он подлежит отмене, исходя из следующего.
Как явствует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, по результатам лесного конкурса (протокол N 98 от 02.12.2005г.) между ФГУ "Пряжинский лесхоз" и ООО "Карелфинлес" заключён договор от 14.02.06 о передаче в целях заготовки древесины в долгосрочную аренду участка лесного фонда, расположенного в Кивиойском и Салминском лесничествах.
С 01.01.07 в действие введён новый Лесной кодекс Российской Федерации.
18.12.07 договор был приведен в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации путем подписания договора аренды между истцом и Госкомитетом Республики Карелия по лесу (правопредшественник ответчика). Договор зарегистрирован в ЕГРП 25.01.08, запись о регистрации 10-10-07/016/2007-057.
Среднегодовой объем заготовки древесины согласован сторонами в приложении N 3 и составляет 15 900 куб.м. Пунктом 3.4.10 установлена обязанность арендатора по полному освоению установленного материалами лесоустройства и/или проектом освоения лесов ежегодного размера отпуска древесины (расчётной лесосеки), начиная с 2008 года в 100% объёме.
Порядок определения и внесения арендной платы установлен разделом 2 договора. Согласно ему размер арендной платы устанавливается с учётом вида использования лесов, размера участка, годового размера лесопользования на арендуемом лесном участке, действующих ставок платы за данный вид использования лесов и повышающего конкурсного коэффициента в размере 1, 41. Обязанность по внесению арендной платы наступает в сроки, установленные договором. За весь установленный на год объём лесопользования арендная плата должна быть внесена до 31 декабря текущего года. Приложением 4 к договору размер арендной платы за 2008 год определён в сумме 926 970 руб.
Общество, ссылаясь на объективную невозможность осуществить 100% освоение установленного объёма лесопользования в 2008 году, просит уменьшить размер арендной платы до 272 850 руб. по фактическому объёму отпущенной в 2008 году древесины.
В обоснование своей позиции истец указал, что в силу императивных предписаний действующего Лесного кодекса РФ осуществление законного лесопользования в 2008 году на арендуемом истцом участке могло иметь место на основании лесной декларации, тогда как в марте 2008 года обществу было отказано в осуществлении лесопользования в 2008 году на основании ранее выданных лесорубочных билетов по причине приведения договора аренды в соответствие с действующим Лесным кодексом РФ. Но для осуществления лесопользования и подготовки лесной декларации необходимо было подготовить Проект освоения лесов, разработка которого была невозможна без утвержденных лесохозяйственных регламентов лесничества и Лесного плана Республики Карелия, что предусмотрено как Лесным кодексом РФ, так и иными локальными нормативными актами в области лесного хозяйства. Истец указал, что не имел реальной возможности самостоятельно, в отсутствие лесохозяйственного регламента, заготовить весь допустимый объем древесины.
По мнению истца, имеются основания для применения положений пункта 4 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации в части уменьшения арендной платы по требованию арендатора, в силу возникновения обстоятельств, за которые арендатор не отвечает, при ухудшении условий пользования арендованным имуществом.
Апелляционный суд считает доводы истца о том, что последний не мог в 100% объеме освоить установленный на 2008 год объем лесопользования в связи с ухудшением условий пользования арендованным имуществом обоснованными.
Выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, апелляционная инстанция считает ошибочными.
До заключения спорного договора от 18.12.2007 лесопользование на вышеназванном лесном участке осуществлялось ООО "Карелфинлес" на основании договора аренды участка лесного фонда от 14.02.2006 г. Заключение нового договора аренды в декабре 2007 года было обусловлено необходимостью приведения договора в соответствие с действующим лесным законодательством, в частности с новым Лесным кодексом Российской Федерации, принятым в декабре 2006 года.
Новым договором аренды был определен разрешенный годовой размер лесопользования, при этом пунктом 1.5 договора установлено, что пользование лесным участком должно осуществляться в соответствии с действующими нормативно - технологическими документами, утвержденными специально уполномоченными органами государственной власти в области лесного хозяйства, нормативно - правовыми актами Российской Федерации и Республики Карелия.
Договором предусмотрена возможность одностороннего изменения размера арендной платы со стороны арендодателя в соответствии с изменением размера ставок платы за единицу объема лесных ресурсов или за единицу площади лесного участка, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации
С 01.01.2007 г. на территории Российской Федерации был введен в действие новый Лесной кодекс Российской Федерации (Федеральный закон N 200-ФЗ от 04.12.2006 г.), содержащий ряд нововведений в области регулирования лесных правоотношений, по сравнению с ранее действовавшим лесным законодательством. Лесной кодекс РФ предусматривает, что имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, подлежат регулированию гражданским и земельным законодательством, если иное не установлено данным Кодексом и другими федеральными законами (статья 3 Лесного кодекса Российской Федерации) .
В соответствии с частью 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации, к договорам аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено этим Кодексом.
В силу положений статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации, при использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке.
Обращаясь с исковыми требованиями, ООО "Карелфинлес" ссылается на положения пункта 4 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, просит уменьшить подлежащий оплате обществом объем арендной платы по договору аренды лесного участка за 2008 год до 272 850 рублей. Указанный размер арендной платы заявитель обосновывает фактическим объемом изъятия лесных ресурсов в 2008 году согласно совокупности имевшихся у общества лесорубочных билетов и поданной обществом лесной декларации за 2008 год, принятой арендодателем.
В соответствии с пунктом 4 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом не предусмотрено иное, арендатор вправе потребовать соответственного уменьшения арендной платы, если в силу обстоятельств, за которые он не отвечает, условия пользования, предусмотренные договором аренды, или состояние имущества существенно ухудшились. Заключенный сторонами 18 декабря 2007 года договор аренды лесного участка, зарегистрированный в установленном законом порядке, был приведен в соответствие с новым Лесным кодексом Российской Федерации. Арендатор, в силу предписаний, установленных статьей 88 Лесного кодекса Российской Федерации, был обязан составить проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 Кодекса.
Законное освоение лесного участка и изъятие лесных ресурсов могло осуществляться только при наличии у лесопользователя проекта освоения лесов, с последующим представлением лесопользователем в заявительном порядке лесной декларации по установленной форме и утвержденному федеральным органом исполнительной власти порядку (статья 26 Лесного кодекса Российской Федерации).
В апреле 2007 года Министерством природных ресурсов Российской Федерации в развитие положений пункта 2 статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации был издан приказ N 77 "Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки", в соответствии с которым проект освоения лесов надлежало разрабатывать на основе договоров аренды лесного участка, лесохозяйственного регламента лесничества, материалов государственного лесного реестра, данных лесоустройства и иных специальных обследований, а также документов территориального планирования.
Таким образом, в перечне документов, подлежащих применению в целях разработки проекта освоения лесов, указывался и лесохозяйственный регламент лесничества, отсутствие которого значительно затрудняло и делало невозможным надлежащее составление проекта освоения лесов. Условия и предписания, содержащиеся в данных регламентах, имели обязательный характер в отношении лиц, использующих участки лесного фонда, что определялось пунктом 6 статьи 87 Лесного кодекса Российской Федерации, при этом регламент являлся основой осуществления такого использования лесов.
Апелляционный суд считает, что из норм действующего лесного законодательства и условий заключенного сторонами договора аренды не следует, что истец как арендатор лесного участка должен был в обязательном порядке освоить весь определенный договором максимально допустимый объем древесины.
При условии утверждения лесохозяйственного регламента уполномоченным государственным органом и при последующем составлении проекта освоения лесов допустимый максимальный объем расчетной лесосеки (годовой расчетной нормы) мог быть пересмотрен, что предполагало возможность внесения в договор аренды соответствующих изменений. Обращения арендатора в специализированные организации по вопросу разработки проекта освоения лесов не привели к положительному результату, поскольку данные организации не могли приступить к указанным работам в 2008 году из-за отсутствия необходимых документов, включая материалов лесохозяйственного регламента, государственного лесного реестра и данных лесоустройства.
Лесной план Республики Карелия и лесохозяйственный регламент был утвержден только в декабре 2008 года, из чего следует, что арендатор в течение почти всего 2008 года не имел возможности приступить к разработке проекта освоения лесов, что препятствовало своевременному использованию процедуры декларирования при освоении лесного участка и привело к невозможности полного освоения максимально допустимой годовой расчетной нормы заготовки древесины в 2008 году, установленной условиями договора аренды.
Доводы ответчика о том, что истец мог самостоятельно привести материалы лесоустройств в соответствие с требованиями нового законодательства, отклоняются апелляционным судом, поскольку, ни Лесной кодекс Российской Федерации, ни Правила проведения лесоустройств, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации N 377 от 18.06.07 не содержат норм, обязывающих арендаторов проводить лесоустроительные работы за счет собственных средств.
Апелляционный суд считает, что материалами дела полностью подтвержден вывод суда первой инстанции о том, что арендодателем не выполнены в полной мере обязанности по предоставлению арендатору имущества со всеми принадлежностями и необходимыми документами, позволяющими это имущество эксплуатировать в полном объеме и по назначению, что не позволило арендатору полностью использовать участок лесного фонда в целях заготовки древесины в максимально разрешенных объемах.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что у суда первой инстанции имелись основания для применения положений пункта 4 статьи 614 ГК РФ и уменьшения размера арендной платы в связи с возникновением обстоятельств, за которые арендатор не отвечает, при ухудшении условий пользования арендованным имуществом.
В связи с вышеизложенным апелляционный суд считает, что решение арбитражного суда первой инстанции подлежит отмене, апелляционная жалоба - удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 04.03.2009г. по делу N А26-5216/2008 отменить. Исковые требования удовлетворить. Уменьшить размер, подлежащей оплате ООО "Карелфинанс" арендной платы по договору аренды лесного участка от 18.12.2007г. за 2008 г. до 272 850 руб. 00 коп. Возвратить ООО "Карелфинанс" из федерального бюджета 1000 руб. госпошлины за подачу апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Мельникова |
Судьи |
Н.С. Полубехина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-5216/2008
Истец: общество с ограниченной ответственностью "Карелфинлес"
Ответчик: Министерство лесного комплекса Республики Карелия