г. Санкт-Петербург
04 июня 2009 г. |
Дело N А56-52633/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 июня 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего судьи Савицкой И.Г.,
судей Зотеевой Л.В., Семеновой А.Б.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Данилиной М.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Балтийской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.03.2009 по делу N А56-52633/2008 (судья Трохова М.В.), принятое
по заявлению закрытого акционерного общества "ПНТ-ГСМ"
к Балтийской таможне
о признании бездействия незаконным
при участии:
от заявителя: Аронова С.Е. по доверенности от 11.01.2009;
от ответчика: Пилипенко А.В. по доверенности от 01.04.2009 N 15-05/10252;
установил:
закрытое акционерное общество "ПНТ-ГСМ" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании бездействия Балтийской таможни (далее - таможня), выразившееся в незачете в счету уплаты будущих таможенных платежей 650 000 руб. таможенных сборов, излишне уплаченных за таможенное оформление по полным таможенным декларациям, поданным в период с декабря 2004 года по сентябрь 2005 года.
Решением суда от 02.03.2009 заявленные требования удовлетворены, оспариваемые действия таможни признаны незаконными, не соответствующими Таможенному кодексу Российской Федерации (далее - ТК РФ). На основании статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд обязал таможенный орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
В апелляционной жалобе таможня просит отменить решение от 02.03.2009 и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. По мнению таможенного органа, в отличие от уплаты таможенных пошлин (налогов), сборы за таможенное оформление уплачиваются участниками внешнеэкономической деятельности при каждом декларировании товаров. Упрощенный порядок декларирования товаров не предусматривает специального порядка уплаты таможенных сборов либо особых случаев освобождения от их уплаты.
В судебном заседании представитель таможни доводы апелляционной жалобы поддержал, а представитель заявителя возразил против ее удовлетворения, представил отзыв.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела видно и судом установлено, что в период с 2004 по 2005 год общество, как отправитель и декларант вывозило с таможенной территории Российской Федерации товар - нефтепродукты. При этом таможенное оформление товара производилось в порядке временного периодического декларирования (статья 138 ТК РФ) путем подачи обществом в таможню временной таможенной декларации, а после убытия российских товаров с таможенной территории Российской Федерации - полной и надлежащим образом заполненной таможенной декларации.
При подаче в таможню состоящих в споре временных таможенных деклараций общество уплатило в общей сумме 650 000 руб. таможенных сборов. Декларации приняты и проверены таможенным органом, товары выпущены таможенным органом в заявленном таможенном режиме "экспорт".
После убытия товаров заявитель подал в таможню соответствующие полные таможенные декларации и повторно уплатил таможенные сборы в отношении тех же товаров в общей сумме 650 000 руб.
По мнению общества, повторная уплата таможенных сборов при подаче полных таможенных деклараций является необоснованной, поскольку представление временной и полной таможенных деклараций в совокупности с другими необходимыми таможенными операциями составляют таможенное оформление товара как единую таможенную процедуру.
20.10.2008 общество (со ссылкой на статью 355 ТК РФ) обратилось в таможенный орган с заявлением о зачете в счет предстоящих таможенных платежей 650 000 руб. таможенных сборов, излишне уплаченных при подаче полных таможенных деклараций, приложив к нему пакет документов в обоснование факта излишней уплаты.
В ответе на заявление общества таможенный орган указал, что зачет излишне уплаченных таможенных сборов не может быть осуществлен без соответствующего решения суда.
Общество оспорило бездействие таможни в судебном порядке.
Суд первой инстанции признал требования общества обоснованными и удовлетворил заявление.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется в связи со следующим.
Из материалов дела следует, что фактические обстоятельства дела таможня не оспаривает, а возражает против обоснованности требований общества по праву.
Таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются при декларировании товаров (подпункт 1 пункта 1 статьи 357.7 ТК РФ).
Таможенные сборы за таможенное оформление должны быть уплачены до подачи таможенной декларации или одновременно с подачей таможенной декларации (пункт 1 статьи 357.6 ТК РФ).
Согласно статье 357.10 ТК РФ ставки таможенных сборов за таможенное оформление устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2004 N 863 "О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров" определены ставки таможенных сборов.
Как указано в пункте 7 этого постановления (в редакции, действовавшей в спорный период), в случае повторной подачи таможенной декларации на одни и те же товары при заявлении одного и того же таможенного режима (за исключением подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании) таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются в размере 500 рублей.
Таможенный сбор - платеж, уплата которого является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением, хранением, сопровождением товаров (подпункт 31 пункта 1 статьи 11 ТК РФ).
Согласно статье 60 ТК РФ при вывозе товара таможенное оформление начинается в момент представления таможенной декларации и завершается совершением таможенных операций, необходимых в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действия этого режима, если такой таможенный режим действует в течение определенного срока, а также для исчисления и взимания таможенных платежей.
По смыслу названных нормативных положений следует признать, что представление временной и полной таможенных деклараций в совокупности с другими необходимыми таможенными операциями составляют таможенное оформление товара как единую таможенную процедуру.
В связи с этим уплата таможенного сбора за таможенное оформление товаров при подаче временной таможенной декларации является оплатой всех действий таможенных органов по таможенному оформлению товара в рамках периодического временного декларирования данных товаров и исключает повторную уплату таможенных сборов при представлении полной таможенной декларации.
По общему правилу возврат таможенных сборов осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным Таможенным кодексом Российской Федерации для возврата таможенных пошлин, налогов (глава 33, пункт 1 статьи 357.8 ТК РФ).
Доводы таможенного органа сводятся к иной трактовке положений таможенного законодательства, противоречат указанному толкованию закона и не сопряжены с теми или иными фактическими обстоятельствами, значимыми для порядка возврата таможенных сборов в конкретном случае.
Ссылки подателя жалобы по постановление Правительства Российской Федерации от 10.03.2009 N 220 не могут быть приняты апелляционным судом, поскольку в период, за который взысканы таможенные сборы, данный нормативный акт отсутствовал. Названное постановление принято 10.03.2009, вступило в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования (опубликовано в "Собрании законодательства РФ" - 16.03.2009, в "Российской газете" - 17.03.2009) и распространение таможней его действия на правоотношения сторон, возникшие ранее его принятия, неправомерно.
Процессуальных оснований для изменения либо отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.03.2009 по делу N А56-52633/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Балтийской таможни - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-52633/2008
Истец: ЗАО "ПНТ-ГСМ"
Ответчик: Балтийская таможня