г. Санкт-Петербург
08 июня 2009 г. |
Дело N А56-52055/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 июня 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Шульги Л.А.
судей Борисовой Г.В., Лопато И.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Лесковой Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-5351/2009) Управления Федеральной службы по надзору в сфере прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.03.2009 по делу N А56-52055/2008 (судья Корушова И.Л.), принятое
по заявлению ООО "Интересный город"
к Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области в Тосненском районе,
о признании незаконным и отмене постановления
при участии:
от заявителя: Коваленко С.Л., ордер N А 282593 от 02.06.2009
от ответчика: Александрова А.В., дов. от 20.01.2009 N 29
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Интересный город" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области (далее - Управление, административный орган) N 15-47-351 от 01.11.2008 года по делу об административном правонарушении.
Решением от 02 марта 2009 года суд удовлетворил заявление Общества.
Суд пришел к выводу об отсутствии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области заявило апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.03.2009 по делу N А56-52055/200 и отказать в удовлетворении заявления Общества. По мнению Управления, выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела.
В обоснование апелляционной жалобы Управление заявило о доказанности материалами дела совершения Обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Вывод суда о том, что Общество, оформляя договор о реализации туристского продукта от 03.09.2008 N 028, включило условие о правах, обязанностях и ответственности сторон, несостоятелен. Управление также не согласно с выводом суда о нарушении процедуры привлечения к административной ответственности.
Представитель Управления в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Общество возражало против апелляционной жалобы и просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель Общества поддержал свою позицию, изложенную в материалах дела.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 30.10.2008 сотрудником Управления в соответствии с распоряжением о проведении мероприятий по надзору (контролю) N 344 от 27.10.2008, принятым на основании заявления потребителя от 08.10.2008, проведена внеплановая проверка соблюдения Обществом требований законодательства в области защиты прав потребителей.
По результатам проверки сотрудником Управления составлен акт от 30.10.2008 N 314, в котором указано на нарушение Обществом пункта 1 статьи 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300/1-1), статьи 10 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" от 24.11.1996 N 132-ФЗ (далее - Закон N 132-ФЗ), пункта 11 Правил оказания услуг по реализации туристического продукта, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.2007 N1025 (далее - Правила), выразившиеся в отсутствии в договоре от 03.09.2008 N 028 условий, предусматривающих права заказчика (потребителя) и ответственность сторон.
30.10.2008 Управлением составлен протокол об административном правонарушении, и 01.11.2008 принято постановление N 15-47-351 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Обществу назначено наказание в виде административного штрафа в сумме 5000 руб.
Считая постановление Управления незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы сторон, суд апелляционной инстанции признал жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность юридических лиц за нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы в виде административного штрафа от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляют действия или бездействие изготовителя, исполнителя, продавца, направленные на уклонение от исполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по предоставлению потребителю необходимой и достоверной информации, нарушение требований, касающихся способов доведения информации до сведения потребителя.
Основной перечень обязательных сведений о товаре (работах, услугах) предусмотрен Законом Российской Федерации от 07.02.1992г. N 2300/1-1 "О защите прав потребителей".
Статьей 10 Закона N 2300/1-1 предусмотрено, что изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Отношения, возникающие при реализации прав граждан при совершении путешествий, регулируются Законом N 132-ФЗ, в статье 10 которого предусмотрено, что к существенным условиям договора о реализации туристского продукта относятся информация о правах, обязанностях и ответственности сторон, в том числе о праве на изменение или расторжение договора в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых исходили стороны при заключении договора.
Административным органом установлено, что договор о реализации туристского продукта от 03.09.2009 N 028 не содержит сведения о правах клиента (заказчика, потребителя), сведения касающиеся ответственности сторон, а также не предусмотрено право клиента (заказчика, потребителя) на изменение и/или расторжение договора в связи с существенным изменением обстоятельств, не предусмотрены сами существенные обстоятельства.
Суд первой инстанции, оценивая данный довод правильно указал, что условиями договора предусмотрены права, обязанности и ответственность сторон, а Закон N 132-ФЗ не содержит списка конкретных прав и обязанностей, которые должны быть включены в договор.
Как правильно указал суд первой инстанции, право сторон на изменение или расторжение договора в связи с существенным изменением обстоятельств, из которых исходили стороны при заключении договора, предусмотрено Законом N 132-ФЗ, отсутствие в договоре данного условия не нарушает прав потребителя, поскольку он может воспользоваться своим правом в соответствии со статьей 450 Гражданского Кодекса Российской Федерации и статей 10 Закона N 132-ФЗ.
По мнению апелляционной инстанции, вменяемые Обществу правонарушения не образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие события и состава административного правонарушения являются обстоятельствами, исключающими производство по делу об административном правонарушении.
Частью 3 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что при составлении протокола об административном правонарушении законному представителю юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе. Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись (часть 5 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Суд первой инстанции пришел к выводу, что протокол об административном правонарушении был составлен в присутствии директора Общества - Перевозчикова Д.А., однако последнему в нарушение указанных норм не были разъяснены его права и обязанности, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку в строке протокола, следующей после перечисления его прав, отсутствует не только подпись Перевозчикова Д.А., но и удостоверенная подписью понятых соответствующая запись об отказе Перевозчикова Д.А. от подписи.
Апелляционная инстанция не усматривает оснований для переоценки вывода суда первой инстанции о нарушении процедуры привлечения Общества к административной ответственности.
Суд первой инстанции исследовал все обстоятельства дела и принял решение в соответствии с нормами материального и процессуального права, оснований для отмены решения не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02 марта 2009 года по делу А56-52055/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.А. Шульга |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-52055/2008
Истец: ООО "Интересный город"
Ответчик: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области в Тосненском районе, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области в Тосненском районе
Хронология рассмотрения дела:
08.06.2009 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-5351/2009