г. Санкт-Петербург
19 июня 2009 г. |
Дело N А56-12859/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июня 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 июня 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Зотеевой Л.В., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Е.А. Немшановой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-5657/2009) ООО "КОПИ-Р" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.04.2009 по делу N А56-12859/2009 (судья Цубрина С.И.), принятое
по заявлению ООО "КОПИ-Р"
к Комитету по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга, Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности
о признании незаконным и отмене постановления
при участии:
от заявителя: М.С. Иванова, доверенность от 08.07.2009
от ответчика: А.И. Григорьев, доверенность от 11.01.2009 N 02-6/09-0-0
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "КОПИ - Р" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт - Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным постановления Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности (далее - Комитет) от 12.02.2009 N 003-2009/П-19-75 о назначении административного наказания, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) его отмене.
Решением суда от 09.04.2009 в удовлетворении требования отказано.
В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на нарушения судом норм материального и процессуального права, а также на несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит решение суда отменить.
Податель жалобы считает, что при производстве по административному делу допущены процессуальные нарушения, не соблюдена процедура надлежащего извещения Общества о месте и времени рассмотрения административного дела. Кроме того, вина Общества относительно вменяемого ему административного правонарушения не подтверждается материалами дела.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы, а представитель Комитета просил решение суда оставить без изменения.
Законность и обоснованность решения суда от 26.03.2009 проверены в апелляционном порядке.
Как видно из материалов дела, 10.12.2008 помощником прокурора Кировского района Топоровской Е.В. и начальником отдела ЭКПР Комитета Шульгой Л.В. проведена проверка соблюдения Обществом законодательства в области охраны окружающей среды, по результатам которой составлен акт от 10.12.2008 (л.д. 36-37).
В ходе проверки выявлено нарушение законодательства в области охраны окружающей среды, а именно отсутствие нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, отсутствие паспортов опасных отходов, документов подтверждающих вывоз отходов, а также невнесение платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Присутствовавшему при проведении проверки генеральному директору Общества вручено уведомление о необходимости явки в прокуратуру 11.12.2007 к 11 часам для дачи объяснений и решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении (л.д. 38). Для дачи объяснений и представления интересов Общества в прокуратуру в указанное время явился А.Г. Пономаренко, предъявивший доверенность от 10.12.2008 N 121 (л.д. 39), которым даны письменные объяснения по существу вменяемых Обществу нарушений (л.д. 40, 41).
Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ, вынесено заместителем прокурора 12.12.2008 в отсутствие законного представителя Общества. Для решения вопроса о привлечении Общества к административной ответственности материалы проверки направлены прокурором в Комитет.
Постановлением Комитета от 12.02.2009 N 003-2009/П-19-75 Общество признано виновным в совершении административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде 100 000 рублей штрафа.
Общество, посчитав постановление Комитета незаконным, обжаловало его в арбитражный суд.
Отказывая Обществу в удовлетворении заявленных требований, суд сделал вывод о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.
Апелляционная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, считает жалобу Общества подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 8.2 КоАП РФ РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществам.
Объективной стороной данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Субъектом названного административного правонарушения являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами.
Правовые основы деятельности предприятий в области обращения с отходами производства и потребления регулируются Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ). Данный закон предусматривает особую процедуру обращения с отходами.
Согласно статье 1 Закона N 89-ФЗ под обращением с отходами понимается деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
В силу статьи 11 Федерального закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
В пункте 3 статьи 18 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, которые в соответствии с Правилами разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2000 N 461, подлежат утверждению уполномоченным территориальным органом исполнительной власти.
Пунктом 1 статьи 19 Закона N 89-ФЗ установлена обязанность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами, вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
Согласно пункту 2 названной статьи Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Как усматривается из материалов дела, в результате проверки, проведенной прокуратурой, не установлены документально подтвержденные факты осуществления Обществом деятельности в области обращения с отходами. В акте от 10.12.2008 указано, что отходы образуются "в результате производственной деятельности предприятия, уборки помещений, жизнедеятельности сотрудников предприятия". При этом акт от 10.12.2008 является единственным документом, на котором основаны выводы проверяющих о необходимости разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также паспортов опасных отходов. Означенный акт апелляционная коллегия оценивает критически, ибо в нем не содержится документально подтвержденных сведений о том, какие отходы образуются в результате деятельности Общества, а также о том, что образующиеся отходы подлежат отнесению к опасным.
Доказательства того, что Обществом осуществляется деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов, в ходе проверки не добыты и в материалы дела не представлены. Факт вывоза отходов самостоятельно или посредством специализированной организации, в ходе проверки также не установлен.
Между тем, отсутствие указанных сведений и доказательств ставит под сомнение выводы проверяющих о несоблюдении Обществом требований Закона N 89-ФЗ.
В силу положений ст. ст. 28.2, 29.10 КоАП РФ протокол и постановление об административном правонарушении должны содержать в том числе, сведения о месте, времени совершения и описание события административного правонарушения. Лицо, привлекаемое к административной ответственности вправе знать, в чем конкретно оно обвиняется.
В нарушение указанных положений, ни акт проверки, ни оспариваемое постановление, принятых административным органом не содержат таких сведений. Из их содержания невозможно установить является ли Общество субъектом административного правонарушения в том значении как это предусмотрено нормами административного и природно-охранного законодательства.
Установление административным органом этих обстоятельств и фиксация их в акте от 10.12.2008 имеет принципиальное значение, поскольку определяет объем обязанностей Общества, невыполнение которых влечет за собой административную ответственность.
Формальное указание административным органом на отсутствие проекта нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов производства и потребления, а также на отсутствие учета образованных использованных, переданных на переработку и захоронение отходов, не отвечает требованиям административного законодательства.
Кроме того, из материалов дела, что Обществом приняты меры по разработке и утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а именно: заключен договор от 09.09.2008 N 48/08 с обществом с ограниченной ответственностью "АЛЭМ" (исполнитель), в соответствии с которым исполнитель осуществляет обязательства по разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и утверждение в МТУ Ростехнадзор по СЗФО; направлено заявление от 17.09.2008 N 97 об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, принятое канцелярией МТУ Ростехнадзора по СЗФО 29.10.2008.
Изложенное означает, что административный орган в нарушение части 4 статьи 210 АПК РФ не доказал обстоятельства, послужившие основанием для принятия оспариваемого постановления о привлечении заявителя к административной ответственности, и наличие состава вменяемого ему правонарушения.
Довод Комитета об отсутствии нарушений административным органом процедуры привлечения Общества к административной ответственности (прокуратурой не допущен к участию при рассмотрении материалов проверки и решении вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении представитель Общества, действующий по общей доверенности, без указания полномочий на участие в конкретном административном деле) апелляционная инстанция считает неправомерным. В материалах дела имеется надлежащим образом заверенная доверенность от 10.12.2008 N 121, дающая право представлять интересы Общества во всех административных органах.
По смыслу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для назначения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Статьей 28.2 КоАП РФ предусмотрено составление протокола об административном правонарушении с участием законного представителя привлекаемого к административной ответственности юридического лица, обладающего на этой стадии комплексом процессуальных прав.
Согласно части 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ в случае неявки физического лица или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Пунктом 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ в качестве основания для отмены постановления по делу об административном правонарушении предусмотрено существенное нарушение процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Как разъяснено в пункте 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", существенный характер процессуальных нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела. При выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о дате и времени составления протокола, уведомило ли оно административный орган о невозможности прибытия, являются ли причины неявки уважительными.
Таким образом, лицо должно быть уведомлено о дате и времени составления протокола.
Между тем, из материалов дела следует, что законный представитель Общества приглашен в прокуратуру для дачи объяснений и решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении 11.12.2008, явился в указанное время, дал объяснения (дважды). Однако 11.12.2008 вопрос о возбуждении дела об административном правонарушении решен не был. Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении вынесено прокурором 12.12.2008, в отсутствие законного представителя Общества, которое о совершении прокурором каких-либо процессуальных действий 12.12.2008 не извещалось.
Сведений о направлении в адрес Общества указанного постановления, отвечающего требованиям протокола, в материалах дела не имеется, равно как и сведений о соблюдении требований части 3 статьи 28.2 КоАП РФ.
В силу части 3 статьи 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные названным Кодексом, о чем делается запись в протоколе.
Таким образом, административный орган привлек юридическое лицо к административной ответственности при отсутствии надлежащих доказательств, с нарушением положений КоАП РФ, содержащих требования о всестороннем, полном и объективном рассмотрении дела.
На основании изложенного, апелляционная жалоба Общества подлежит удовлетворению, а решение суда от 09.04.2009 - отмене.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.04.2009 по делу N А56-12859/2009 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга N 003-2009/П-19-75 от 12.02.2009 о назначении Обществу с ограниченной ответственностью "КОПИ-Р" административного наказания, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
И.Б. Лопато |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-12859/2009
Истец: ООО "КОПИ-Р"
Ответчик: Комитет по природопользованию,охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга, Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности
Хронология рассмотрения дела:
19.06.2009 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-5657/2009