г. Санкт-Петербург
19 июня 2009 г. |
Дело N А56-22830/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 июня 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Слобожанина В.Б.
судей Медведева И.Г., Черемошкина В.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лариной И.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-3489/2009) ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.02.2008г. по делу N А56-22830/2008 (судья Радынов С.В.), принятое
по иску ОАО "Морской порт Санкт-Петербург"
к ОАО "Российские железные дороги"
о восстановлении на лицевом счете записи на сумму 12.654,80 руб.
при участии:
от истца: Орешко Н.А. по дов. N 247юр от 28.12.2008г.
от ответчика: Пудова Т.С. по дов. N 11/2-83 от 24.12.2008г.
установил:
Открытое акционерное общество "Морской порт Санкт-Петербурга" (далее - истец, Порт) обратилось в арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с требованиями к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" в лице филиала "Октябрьская железная дорога" (далее - ответчик, ОАО "РЖД") о взыскании 12.654,80 руб. - платы за пользование вагонами.
Решением от 06.02.2009г. в удовлетворении требований истца отказано.
Истцом подана апелляционная жалоба, в которой просит полностью отменить решение, иск удовлетворить. По мнению подателя жалобы, в данном случае не могут быть применены положения статьи 39 Устава железнодорожного транспорта РФ, а также Правила применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2), поскольку вагон не простаивал в ожидании его подачи или приема ОАО "РЖД", простой данного вагона состоялся после принятия данного вагона ОАО "РЖД" к перевозке в ожидании оплаты от плательщика ЗАО "Танаголд" за данную перевозку.
Податель жалобы также указал на необходимость применения к спорным правоотношениям законодательства, регулирующего процесс перевозки, поскольку между сторонами заключен договор перевозки груза, на что указывает квитанция о приеме груза от 10.08.2007г. Согласно статье 785 Гражданского кодекса РФ, статьям 33, 29 Устава железнодорожного транспорта РФ перевозчик (ответчик) необоснованно задержал на станции отправления принятый к перевозке груз и необоснованно списал с лицевого счета в ТехПД плату за простой вагонов.
В дополнениях к апелляционной жалобе истец указал на отсутствие оснований для начисления платы за пользование вагоном в порядке статьи 39 Устава железнодорожного транспорта РФ, поскольку спорный вагон в ожидании телеграммы разнарядки находился на путях общего пользования не под грузовыми операциями, вагон не является собственностью ни перевозчика, ни истца. Пункт 12 Тарифного руководства N 2 не подлежит применению с учетом того, что Порт не является собственником вагона, задержка приема вагонов грузоотправителем не имела место.
В судебном заседании представителем истца поддержаны апелляционные доводы, представитель ответчика возражал по жалобе, просил решение оставить без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 01.08.2007г. по железнодорожной накладной ЭЕ694935 (л.д.10) истцом предъявлен к перевозке вагон N 52411840, следующий как груз "вагоны железнодорожные, всякие, перевозимые на своих осях", код груза по ЕТСНГ-421034, станция отправления - Новый Порт, Октябрьской железной дороги, станция назначения - Санкт-Петербург-Сорт. Московский, Октябрьской железной дороги.
Телеграмма N 1/2182 об оплате за перевозку поступила ответчику 10.08.2007 года (л.д.47).
22.08.2007г. ответчик Порту предъявил акт общей формы N 199 (л.д.14) о простое вагонов на путях станции в ожидании переоформления документов в период с 01.08.2007г., 11.10.2007г. произвел списание с лицевого счета Порта суммы 12.654,80 руб. за пользование вагонами.
Истец, ссылаясь на невозможность установления из текста акта общей формы от 22.08.2007г. объективность его составления и обоснованность простоя вагона, отсутствие иных документов, подтверждающих позицию ОАО "РЖД", подписал акт с оговоркой, считает списание с лицевого счета с ТехПД 12.654,80 руб. неправомерным.
Поскольку претензия N ПР-45/К от 19.11.2007г. (л.д.6-7) оставлена ответчиком без удовлетворения, Порт обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Возражения ответчика, изложенные в отзыве на иск, основаны на возникновении обязанности перевозчика по перевозке груза с момента внесения провозной платы, который в данном случае определен поступлением телеграммы N 2/2182 10.08.2007г. об оплате перевозки. Следовательно, по мнению ОАО "РЖД", простой вагона с 01.08.2007г. по 10.08.2007г. произошел по вине грузоотправителя, в связи с чем плата за простой вагона списана обоснованно с истца.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, апелляционный суд считает апелляционную жалобу обоснованной, решение - подлежащим отмене как принятое с нарушением норм материального права.
Основания для начисления платы за пользование вагонами устанавливаются положениями статьи 39 Устава железнодорожного транспорта РФ, согласно которой соответствующая плата вносится перевозчику грузополучателями, грузоотправителями, владельцами железнодорожных путей необщего пользования за время нахождения вагонов, контейнеров у таких грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев. Оплачиваемое время за пользование вагонами исчисляется с момента фактической подачи вагонов к месту погрузки, выгрузки до момента получения перевозчиком от грузополучателей, грузоотправителей уведомлений о готовности вагонов к уборке.
Договор перевозки считается заключенным при представлении грузоотправителем надлежаще составленной транспортной железнодорожной накладной и выданной на ее основании перевозчиком грузоотправителю квитанции о приеме груза.
Согласно квитанции о приеме груза N 46694935 (л.д.10) спорный порожний вагон оформлен к перевозке 10.08.2007г. со сроком доставки 14.08.2007г.
В соответствии со статьей 11 Устава железнодорожного транспорта РФ для осуществления перевозки грузов железнодорожным транспортом грузоотправитель представляет перевозчику заявку на перевозку грузов. В принятии указанной заявки ответчиком отказано не было. Следовательно, отсутствовали основания для невыполнения ответчиком заявки в период с 01.08.2007г. по 10.08.2007г.
Пунктом 6 статьи 39 Устава железнодорожного транспорта РФ установлено, что оплачиваемое время за пользование вагонами исчисляется с момента фактической подачи вагонов к месту погрузки, выгрузки, до момента получения перевозчиком от грузополучателей, грузоотправителей уведомлений о готовности вагонов к уборке, а, следовательно, взыскание платы за пользование вагонами должно производиться за вагоны, находящиеся под грузовыми операциями с грузоотправителей, грузополучателей или владельцев путей.
По смыслу приведенных положений закона следует, что плата за пользование вагонами подлежит начислению только в том случае, если вагоны находились у грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования под грузовыми операциями.
Договор N 157/М между Портом и ОАО "РЖД" устанавливает порядок подачи вагонов на пути необщего пользования по погрузку/выгрузку Порта и порядок уборки вагонов с данных путей после погрузки/выгрузки. Обязанности по договору N 157/М сторонами исполнены: ОАО "РЖД" спорный вагон был подан под выгрузку Порту, Порт в свою очередь выполнил обязанность по выгрузке данного вагона и возврату его ОАО "РЖД" в установленные сроки.
В данном случае из акта общей формы N 199 от 22.08.2007 года (л.д.14-15) следует, что вагон N 52411840 простаивал на путях станции Новый Порт в ожидании переоформления документов (телеграммы, подтверждающей оплату перевозки) с 01.08.2007г. по 10.08.2007г., 218 часов, а не в ожидании грузовых операций. Такое основание платы за простой вагонов не предусмотрено Уставом железнодорожного транспорта РФ.
При изложенных обстоятельствах, вывод суда первой инстанции о наличии законных оснований для списания платы за пользование вагонами является не соответствующим нормам материального права.
Заявленные истцом требования подлежат удовлетворению как законные и обоснованные.
Расходы по иску и по апелляционной жалобе подлежат возмещению истцу за счет ответчика.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.02.2009г. по делу N А56-22830/2008 отменить, принять новый судебный акт.
Взыскать с ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала "Октябрьская железная дорога" в пользу ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" 12.654,80 руб. неосновательно списанной платы за пользование вагонами, 1.506,19 руб. госпошлины по иску и по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
В.Б. Слобожанина |
Судьи |
И.Г. Медведева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-22830/2008
Истец: ОАО "Морской порт Санкт-Петербург"
Ответчик: ОАО "Российские железные дороги"
Третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу
Хронология рассмотрения дела:
19.06.2009 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-3489/2009