г. Санкт-Петербург
18 июня 2009 г. |
Дело N А56-8416/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 июня 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л.В.Зотеевой
судей И.Г.Савицкой, А.Б.Семеновой
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Денисюк М.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-5513/2009) Межрайонной ИФНС России N 19 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.03.2009 по делу N А56-8416/2009 (судья Пилипенко Т.А.), принятое
по иску (заявлению) ООО "ПИТЕРАВТО"
к Межрайонной ИФНС России N 19 по Санкт-Петербургу
об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении
при участии:
от истца (заявителя): предст. Шуралева В.С. - доверенность N 84-06/08 от 02.06.2009
от ответчика (должника): предст. Марганиа З.Б. - доверенность N 19-10/00014 от 11.01.2009
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ПИТЕРАВТО" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Санкт-Петербургу (далее - инспекция) от 28.01.2009 N 5534/8-14-1301 о привлечении к административной ответственности по статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 19 марта 2009 года заявление общества удовлетворено, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено.
В апелляционной жалобе Межрайонная ИФНС России N 19 по Санкт-Петербургу, ссылаясь на неполное исследование судом обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права, просит решение суда от 19.03.2009 отменить и принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным.
Законность и обоснованность обжалуемого решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 16 декабря 2008 года Межрайонной ИФНС России N 19 по Санкт-Петербургу на основании поручения N 8-14-1347 от 12.12.2008 проведена проверка ООО "ПИТЕРАВТО" на предмет соблюдения требований Федерального закона N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт".
В ходе проверки принадлежащего обществу маршрутного такси N К-49 (гнз. ВА 495 78 RUS), осуществляющего движение по маршруту: Санкт-Петербург, пр. Большевиков - пр. Дачный, сотрудниками налогового органа установлен факт осуществления наличных денежных расчетов без применения контрольно-кассовой техники (далее - ККТ) и без выдачи бланков строгой отчетности: водителем Салимовым И.Х. были произведены расчеты по оплате за услуги пассажирской перевозки двух пассажиров стоимостью 48 рублей без применения контрольно-кассовой машины и без выдачи бланков строгой отчетности.
По результатам проверки составлен акт от 16.12.2008 N 020109.
15.01.2009 уполномоченным должностным лицом налогового органа составлен протокол об административном правонарушении N 5534/8-14-1301, постановлением инспекции от 28.01.2009 N 5534/8-14-1301 ООО "ПИТЕРАВТО" привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 40000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, посчитав, что инспекцией не доказано наличие состава вменяемого обществу административного правонарушения, признал незаконным и отменил оспариваемое постановление налогового органа.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, выслушав доводы представителей сторон и проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены решения суда от 19.03.2009.
Статьей 14.5 КоАП РФ предусмотрена ответственность за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона N 54-ФЗ от 22.05.2003 "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника подлежит применению на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Согласно пункту 2 указанной статьи организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих документов строгой отчетности.
Перевозка пассажиров является одним из видов услуг, оказываемых населению, а следовательно, может осуществляться без применения контрольно-кассовой техники, однако с обязательным использованием бланков строгой отчетности (билетов). При этом, допустимость применения указанных бланков строгой отчетности при оказании услуг по перевозке пассажиров не ставится в зависимость от того, является ли транспортное средство пассажирским транспортом общего пользования.
Как разъяснил Высший арбитражный суд Российской Федерации в постановлении пленума от 31.07.2003 N 16 "О некоторых вопросах применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин", неприменение контрольно-кассовой техники допускается лишь при условии выдачи клиентам документов строгой отчетности, а в случае невыдачи указанных документов соответствующие юридические лица и индивидуальные предприниматели несут установленную статьей 14.5 КоАП РФ ответственность за осуществление наличных денежных расчетов без применения ККТ.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, в данном случае в целях проверки соблюдения обществом требований Закона о ККТ инспекцией произведена проверочная закупка, правом на совершение которой налоговый орган не наделен.
Осуществление контроля за применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники возложено на налоговые органы статьей 7 Закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ, статьей 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", пунктом 5.1.6 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении положения о Федеральной налоговой службе".
Названные нормы предоставляют налоговым органам право проводить проверки в целях осуществления контроля за использованием контрольно-кассовой техники.
Однако указанные нормативные правовые акты не определяют методов и порядка проведения таких проверок и полномочий должностных лиц налоговых органов при их проведении.
Как усматривается из материалов дела и подтверждено представителем инспекции в судебном заседании, в ходе осуществленных проверочных мероприятий услуга по перевозке, за оказание которой были получены денежные средства, но не выданы билеты, была оказана инспекторам, проводившим проверку. Проверка проводилась на основании поручения N 8-14-1347 от 12.12.2008. Таким образом, по сути в целях выявления правонарушения инспекторами была проведена проверочная закупка.
Между тем проверочная закупка в силу Закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно розыскной деятельности" допускается как оперативно-розыскное мероприятие, проводимое полномочным органом в случаях и порядке, предусмотренных названным Законом. Согласно статье 13 этого Закона налоговые органы не наделены правом на проведение оперативно-розыскных мероприятий, в том числе правом на приобретение товаров, работ и услуг в ходе таких мероприятий.
В силу части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
Таким образом, проведение должностными лицами инспекции проверочной закупки при осуществлении контроля за применением обществом контрольно-кассовой техники не может расцениваться как доказательство, полученное в соответствии с требованиями закона и подтверждающее событие правонарушения.
В связи с этим акт проверки N 020109 от 16.12.2008 не может быть принят судом в качестве доказательства по делу об административном правонарушении.
Иных доказательств, подтверждающих факт совершения обществом правонарушения, налоговый орган не представил. Протокол об административном правонарушении с участием законного представителя юридического лица в момент выявления правонарушения не составлялся.
При таких обстоятельствах следует признать, что инспекцией не доказано наличие события вменяемого обществу административного правонарушения, в связи с чем оспариваемое постановление правомерно признано незаконным и отменено.
Суд апелляционной инстанции считает ошибочными выводы суда первой инстанции о нарушениях, допущенных инспекцией при составлении протокола об административном правонарушении от 15.01.2009.
В соответствии с частью 1 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
Согласно части 1 статьи 23.5 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.5 (в части продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг без применения контрольно-кассовых машин) рассматривают налоговые органы. При этом Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит требования об обязательном составлении протокола об административном правонарушении лицом, участвующим в проведении проверки.
Как усматривается из материалов, дела протокол N 5534/8-14-1301 об административном правонарушении от 15.01.2009 составлен уполномоченным должностным лицом Межрайонной ИФНС России N 19 по Санкт-Петербургу. ООО "Питеравто" надлежащим образом извещено о времени и месте составления протокола; уведомление от 17.12.2008 N 14-03/32014 получено обществом 29.12.2008 (л.д.23-25). Протокол по делу об административном правонарушении, а также уведомление о дате и времени рассмотрения дела об административном правонарушении направлены в адрес общества и получены им 26.01.2009 (письмо N 14-03/00499 л.д.19-20).
Исправления в протоколе даты его составления и даты обнаружения административного правонарушения не являются существенным нарушением процедуры привлечения к административной ответственности, влекущим безусловную отмену постановления по делу об административном правонарушении. Кроме того протокол с исправлениями также был направлен в адрес общества (письмо N 14-03/00800 л.д.17-18).
Вместе с тем ошибочные выводы суда первой инстанции не привели к принятию неправильного решения.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19 марта 2009 года по делу N А56-8416/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N 19 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-8416/2009
Истец: ООО "ПИТЕРАВТО"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N19 по Санкт-Петербургу