г. Санкт-Петербург
24 июня 2009 г. |
Дело N А21-9947/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июня 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 июня 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лариной Т.С.
судей Герасимовой М.М., Масенковой И.В.
при ведении протокола судебного заседания: Алтуниной Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-5527/2009) ОАО "Балткран" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 17.03.2009г. по делу N А21-9947/2008 (судья Педченко О.М.), принятое
по иску ОАО "Российские Железные Дороги"
к ОАО "Балткран"
о взыскании 75 000 руб.
при участии:
от истца: Алексанова Л.Н. по доверенности от 29.04.2009г., паспорт;
от ответчика: Кашарная Г.А. по доверенности N 23/30 от 10.03.2009г., паспорт;
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ООО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с исковым заявлением о взыскании с открытого акционерного общества "Балткран" (далее - ОАО "Балткран") 75 200 руб. штрафа за задержку вагонов на путях общего пользования станции Кутузово - Новое Калининградской железной дороги в октябре 2008 г. на основании статей 62, 99, 100 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ).
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 17.03.2009 г. исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ответчик обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение Арбитражного суда Калининградской области от 17.03.2009 г. отменить, вынести по делу новый судебный акт.
По мнению подателя жалобы, при вынесении решения судом нарушены нормы материального права, а также не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ответчик указал на отсутствие согласованных с перевозчиком заявок, нарушение перевозчиком сроков выполнения заявок и подачу вагонов накануне выходных дней; понуждение ответчика на подписание памяток приемосдатчика.
Кроме того, ответчик также полагает, что истец в нарушение требований статей 62, 99 УЖТ не представил доказательств того, что является владельцем поданных вагонов.
В отзыве на апелляционную жалобу истец просит оставить решение Арбитражного суда Калининградской области от 17.03.2009 без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из искового заявления и подтверждается материалами дела, согласно ведомости подачи и уборки вагонов N 104391 за период с 01.10.2008 г. по 20.10.2008 г. на станции Кутузово-Новое Калининградской железной дороги ОАО "Балткран" под погрузкой были задержаны вагоны, принадлежащие перевозчику, с превышением сроков, установленных частью 6 статьи 62 УЖТ, более чем на 36 часов с момента подачи вагонов под погрузку.
В обоснование указанных обстоятельств истцом в материалы дела представлены памятки приемосдатчика, в которых отражено время выполнения грузовых операций: подачи вагонов, завершения грузовых операций и уборки вагонов.
На основании статей 62, 99, 100 УЖТ истец за время задержки вагонов начислил ОАО "Балткран" штраф в сумме 75 200 руб.
Ответчик, предъявленную к взысканию сумму штрафа не возместил, что послужило основанием для обращения ОАО "РЖД" с исковым заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя исковые требования, арбитражный суд первой инстанции указал, что истец начислил ответчику штраф, исходя из данных ведомости подачи и уборки вагонов, а также подписанных, без каких-либо замечаний со стороны ответчика, памяток приемосдатчика; расчет штрафа сделан правильно в соответствии с требованиями статей 47, 99 УЖТ. Материалами дела подтверждается правомерность начисления штрафа за задержку вагонов в заявленном размере.
Суд апелляционной инстанции согласен с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с частью 6 статьи 62 УЖТ РФ за задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчику, под погрузкой, выгрузкой на местах общего и необщего пользования, в том числе на железнодорожных путях необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении установленных договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договорами на подачу и уборку вагонов технологических сроков оборота вагонов, контейнеров либо по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов под погрузку, выгрузку локомотивами, принадлежащими перевозчику, грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования несут перед перевозчиком ответственность в порядке статьи 99 названного Устава.
Частью второй статьи 99 УЖТ РФ в качестве формы ответственности за задержку вагонов вследствие указанных выше обстоятельств предусмотрена уплата грузоотправителями, грузополучателями, владельцами железнодорожных путей необщего пользования штрафов в десятикратном размере от установленных в статьях 100 и 101 Устава, без внесения при этом платы за пользование вагонами, контейнерами.
Статьей 100 УЖТ РФ установлен штраф в размере 0,2 минимального размера оплаты труда, который взыскивается перевозчиком за каждый час простоя каждого отдельного вагона. При этом задержка вагонов менее чем на 15 минут в расчет не принимается, задержка вагонов от 15 минут до одного часа принимается за полный час.
В соответствии с пунктами 2 и 7 Правил оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003г. N 43, основанием для начисления указанного штрафа являются ведомости подачи и уборки вагонов, которые в силу абзаца 5 пункта 12 этих же Правил направляются перевозчиком владельцу железнодорожного пути необщего пользования вместе с уведомлением о размере штрафа.
Как видно из материалов дела, ОАО "РЖД" в обоснование заявленных требований, в соответствии с указанным выше порядком, представило ведомость подачи и уборки вагонов, памятки приемосдатчиков, подписанные представителем ответчика - Демоновым без каких-либо замечаний и возражений, в части недостоверности указанных в ней сведений, а также уведомление и счет N 333 от 20.10.2008г. на уплату штрафа, о получении которых ОАО "Балткран" была сделана соответствующая отметка.
Из представленной истцом ведомости подачи и уборки вагонов N 104391 следует, что вагоны прибыли в адрес ответчика, поданы локомотивом дороги и простояли под погрузкой с превышением сроков, установленных частью 6 статьи 62 УЖТ, а именно свыше 36 часов с момента подачи вагонов под выгрузку локомотивом, принадлежащим перевозчику.
Указанные документы в полной мере подтверждают не только факт задержки ответчиком подлежащих возврату вагонов сверх нормативного времени, но и обоснованность размера штрафа, начисленного ОАО "РЖД" исходя из времени такой задержки.
Таким образом, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о надлежащем подтверждении истцом наличия у него правовых оснований для взыскания с ответчика суммы начисленного штрафа.
Арбитражный суд апелляционной инстанции считает доводы ОАО "Балткран" о недоказанности права собственности ОАО "РЖД" на вагоны и о принуждении подписать памятки приемосдатчика "задним числом" необоснованными и противоречащими материалам дела.
Ведомость подачи и уборки вагонов N 104391 и памятки приемосдатчика NN 101048, 101053, 101138, 101107, 101152, 101139, 102008, 101177, 101278, 101015, представленные в материалы дела, подписаны представителем ответчика Демоновым без каких - либо замечаний и возражений в части недостоверности, указанных в них сведений, а также в части представления их "Задним числом".
Ссылка ответчика на принадлежность одного вагона стране СНГ является также несостоятельной, поскольку в соответствии с Указанием МПС России N 17у от 04.04.1993 г. (Соглашение о разделении инвентарных парков грузовых вагонов и контейнеров бывшего МПС СССР между государствами участниками Содружества Азербайджанской Республикой, Республикой Грузия, Латвийской Республикой, Литовской Республикой, Эстонской Республикой и их дальнейшем совместном использовании) такие вагоны, принадлежащие железнодорожным администрациям стран СНГ, имеют правовой статус вагонов перевозчика.
При изложенных выше обстоятельствах оспариваемое решение является законным и обоснованным, в силу чего отсутствуют основания для его отмены.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе распределяются по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и относятся на ответчика.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области по делу N А21-9947/2008 от 17.03.2009г. оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Т.С. Ларина |
Судьи |
М.М. Герасимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-9947/2008
Истец: ОАО "Российские Железные Дороги"
Ответчик: ОАО "Балткран"
Хронология рассмотрения дела:
24.06.2009 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-5527/2009