г. Санкт-Петербург
29 июня 2009 г. |
Дело N А26-2887/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 июня 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Г.В.Борисовой
судей Е.А.Фокиной, Л.А. Шульга
при ведении протокола судебного заседания: Л.Н. Мацур
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6485/2009) ООО "Медвежьегорский порт" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 04.05.2009 по делу N А26-2887/2009 (судья Зинькуева И.А.)
по заявлению ООО "Медвежьегорский порт"
к Территориальному отделу Государственного пожарного надзора г.Медвежьегорска
о признании незаконным и отмене постановления
при участии:
от заявителя: не явились-извещены ( уведомление N 12152)
от ответчика: не явились-извещены ( уведомление N 12154)
установил:
ООО "Медвежьегорский порт" обратилось с заявлением в Арбитражный суд Республики Карелия о признании незаконным и отмене постановления Территориального отдела Государственного пожарного надзора г.Медвежьегорска от 03.04.2009 N 61 о привлечении общества к административной ответственности по ч.1 ст.20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде штрафных санкций в размере 10 000 рублей.
Решением суда первой инстанции обществу отказано в удовлетворении заявленных требований в полном объеме , в связи с правомерностью привлечения его к административной ответственности.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель направил апелляционную жалобу, в которой просил решение суда отменить по тем основаниям, что административным органом неправильно квалифицированы действия (бездействие) общества по ст.20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях , с данном случае, по мнению заявителя, надлежащая квалификация предусмотрена специальной статьей 11.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях , поскольку порты являются объектами внутреннего водного транспорта.
Стороны, надлежащим образом, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в суд не явились.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266-271 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, должностным лицом Территориальнго отдела Государственного пожарного надзора г.Медвежьегорска по распоряжению N 19 от 05.03.2009 была проведена плановая проверка ООО "Медвежьегорский порт" с целью надзора за соблюдением требований пожарной безопасности.
Проверкой установлено невыполнение обществом требований , установленных Правилами пожарной безопасности в РФ (ППБ-01-03), утвержденными приказом МЧС России от 18.06.2003 , а именно:
Здание конюшни (столярка, гараж, склад):
-В здании эксплуатируются светильники со снятыми колпаками (рассеивателями) предусмотренными конструкцией светильников (ППБ 01-03 п.60);
-Неисправен внутренний противопожарный водопровод в столярной мастерской (ППБ 01-03 п.89);
-Помещения гаража, столярного цеха и склада не оборудованы автоматической установкой пожарной сигнализации ( НПБ 01-03 табл. 1 п. 4.1, СНиП 21-02-99 п. 6.29, НПБ 110-03 табл.3 п. 5,9);
-Помещения гаража, столярного цеха и склада не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре ( НПБ 104-03 табл. 2 п. 20);
Здание гаража (гараж, котельная, РММ, административно-бытовые помещения)
- Не выполнена огнезащитная обработка стропил и обрешетки чердачного помещения( ППБ 01-03 п.З, СНиП 21-01-97*, МДС 21-1.98 раздел 2 п.10.1)
- В чердаке здания отсутствует выход на кровлю, оборудованный стационарными лестницами, через двери, люки или окна размерами не менее 0.6x0,8 м. (ППБ 01-03 п. 3, СНиП 21-01-97*п. 8.4*);
-Не проведены испытания наружной пожарной лестницы. (ППБ 01-03 п. 41);
-В здании эксплуатируются светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильников. (ППБ 01-03 п. 60);
-В помещении для сушки одежды эксплуатируются электронагревательные приборы, не имеющие устройств тепловой защиты. (ППБ 01-03 п. 60);
-Не проведена проверка работоспособности внутреннего противопожарного водопровода, не исправен кран внутреннего противопожарного водопровода на перфорированном сухотрубе в парильной в сауне( ППБ 01-03 п. 89);
-В пожарных кранах пожарные рукава не присоединены к крану и стволу, в котельной ПК неукомплектован рукавом и стволом. (ППБ 01-03 п. 91);
-В пожарных кранах установлены соединительные пожарные головки старого образца. (ППБ01-03 п.З, НПБ 153-00* п. 4.2);
-Отделка парильной выполнена с применением древесины не лиственных пород. (ППБ 01-03 п. 3, СНиП 2.08.02-89* п. 1.81*);
-Эвакуационные выходы не обозначены знаками пожарной безопасности ( ППБ 01-03 п. 51);
-На пути эвакуации в коридоре 2-го этажа выполнена перегородка из горючих материалов. (ППБ 01-03 п. 5);
-На путях эвакуации из спортивного зала на 2-м этаже установлено спортивное оборудование, труба отопления. (ППБ 01-03 п. 5);
-Путь эвакуации в вестибюле 1-го этажа загроможден оборудованием (ППБ 01-03 п. 5;
- Под лестничной клеткой устроена кладовая. (ППБ 01-03 п. 40);
-Примыкающие коридоры не отделены от лестничной клетки перегородками с дверями ( ППБ 01 - 03 п.З. СНиП 21-01-97* п. 6.34*);
-Ширина проступи на наружных эвакуационных лестницах 3-го типа менее 25 см. (ППБ 01-03 п. 3, СНиП 21-01-97* п. 6*30*);
-Помещения гаража. РММ и административно-бытовые не оборудованы автоматической установкой пожарной сигнализации.(НПБ 01-03 табл. 1 п. 4.1, СНиП 21-02-99 п. 6.29. НПЬ 110-03 табл. 3 п. 9.2,38);
-Помещения гаража, РММ и административно-бытовые не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. (НПБ 104-03 табл. 2 п. 15,20).
Склады:
-Отсутствуют автоматические установки пожарной сигнализации. (НПБ 110-03 табл. 3 п. 5.2);
-Эксплуатируются светильники со снятыми колпаками (рассеивателями) предусмотренными конструкцией светильников. (ППБ 01-03 п. 60);
-Аппараты, предназначенные для отключения электроснабжения склада, находятся внутри складских помещений. (ППБ 01-03 п. 507);
-Рампа, примыкающая к зданию склада, выполнена из горючих материалов.(ППБ 01-03 п. 3.СНиП 31-04-2001 п. 6.);
-Противопожарное расстояние между зданием проходной и металлическим ангаром менее 12 м. (ППБ 01-03 п.З. СНиП 11-89-80* п. 3.32 табл. 1*).
Проходная
-Здание не оборудовано автоматической установкой пожарной сигнализации ( НПБ 110-03 табл. 1 п. 9);
-Здание не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре .(НПБ 104-03 табл. 2 п. 1);.
-Двери на пути эвакуации открываются не по направлению выхода из здания. (ППБ 01-03 п.52).
-Число подъемов в одном марше лестницы 3-го типа более 16. (ППБ 01-03 п. 3. СНиП 2.08.02-89* п. 1.9);
-Ширина проступи на наружной эвакуационной лестнице 3-го типа менее 25 см. (ППБ 01-03 п.3, СНиП 21-01-97* п. 6.30*).
Общие требования
-Не проведена проверка состояния стационарного оборудования и электропроводки аварийного и рабочего освещения, испытание и измерение сопротивления изоляции проводов, кабелей и заземляющих устройств.(ППБ 01-03 п. 3,57; ПТЭЭП п. 2.12.1);
-Не проведено обучение пожарно-техническому минимуму руководителя и работника организации, ответственного за пожарную безопасность.(ППБ 01-03 п. 3, НПБ "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций" п. 31).
По результатам проверки составлен акт от 25.03.2009 N 19 и протокол об административном правонарушении от 27.03.2009 N 61 , в котором обществу вменено нарушение п. 3, 40, 41, 51, 52, 53, 57, 60, 89, 91, 507 ППБ 01-03; п. 4.1 (табл. 1) НПБ 01-03; п. 6.29 СНиП 21-02-99; п. 9 (табл.1), п. 5.2, 5,9, 9.2,38 (табл. 3) НПБ 110-03; п. 15,20 (табл. 2) НПБ 104-03; п. 6.30, 6.34, 8.4 СНиП 21-01-97; п. 10.1 раздел 2 МДС 21-1.98; п. 4.2 НПБ 153-00; п. 1.81 СНиП 2.08.02-89; п.6.8 СНиП 31-04-2001; п. 3.32 табл.1 СНиП II-89-80; п. 1.90 СНиП 2.08.02-89.
03.04.2009 административным органом вынесено постановление N 61 о привлечении общества к административной ответственности по ч.1 ст.20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях с назначением наказания в виде штрафа в размере 10 000 рублей за нарушение требований пожарной безопасности.
ООО "Медвежьегорский порт" , не оспаривая по существу факта совершения правонарушения , не согласилось с указанным постановлением по тем основаниям, что к порту, как объекту внутреннего водного транспорта подлежало применение норм специальной статьи -11.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях, исключающей привлечение юридического лица к административной ответственности.
Суд первой инстанции, отказывая обществу в удовлетворении заявленных требований, дал полную оценку обстоятельствам, установленным по делу, и правильно применил нормы материального и процессуального права.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона "О пожарной безопасности" от 21.12.1994 N 69-ФЗ нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов по пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, которые подлежат регистрации и официальному опубликованию в установленном порядке.
Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03, приложение к Приказу МЧС России от 27.06.2003 N 313 ) установлены требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
В пункте 3 данных Правил указано, что следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
Такими документами, кроме указанных выше Правил (ППБ-01-0) являются: Нормы пожарной безопасности "Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях" (НПБ 104-03); Нормы пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03); Нормы пожарной безопасности (НПБ 160-97); Строительные нормы и правила Российской Федерации (СНиП 21-02-99); Пожарная безопасность зданий и сооружений (СНиП 21-01-97); Общественные здания и сооружения (СНиП 02.08.2002-89);- Складские здания (СНиП 31-04-2001); Генеральные планы промышленных предприятий (СНиП II-89-80); Пожарная безопасность зданий и сооружений (МДС 21-1.98); Нормы пожарной безопасности. Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций.
Факт совершения административного правонарушения и вина юридического лица - ООО "Медвежьегорский порт", подтверждены материалами дела и заявителем не отрицаются.
Суд первой инстанции обоснованно указал на несостоятельность доводов заявителя о неправильной квалификации административным органом, совершенного обществом правонарушения.
Частью 1 статьи 20.4 предусмотрена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях . Статья 11.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает ответственность граждан и должностных лиц за нарушение правил пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте.
Судом первой инстанции обоснованно указано, что в данном случае применение ст.11.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях неправомерно, поскольку проверка проводилась не на судах, а в зданиях и сооружениях, расположенных на берегу, на которые распространяются Правила пожарной безопасности в Российской Федерации, а не особые Правила пожарной безопасности на судах внутреннего водного транспорта Российской Федерации, иного заявителем не доказано.
Таким образом, постановление административного органа о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях является законным и обоснованным.
При проверке законности и обоснованности оспариваемого постановления суд пришел к выводу о том, что Территориальным отделом Государственного пожарного надзора г.Медвежьегорска соблюден установленный порядок привлечения к административной ответственности.
В апелляционной жалобе заявитель указал те же доводы ,названные в заявлении, которым суд первой инстанции дал надлежащую объективную оценку, апелляционный суд не находит оснований для переоценки выводов суда.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает, что суд первой инстанции в полном объеме исследовал фактические обстоятельства дела, дал им надлежащую оценку, нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, поэтому оснований для удовлетворения апелляционной жалобы общества и отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ст.269, ст.271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 04.05.2009 по делу N А26-2887/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Медвежьегорский порт" без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Г.В. Борисова |
Судьи |
Е.А. Фокина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-2887/2009
Истец: общество с ограниченной ответственностью "Медвежьегорский порт"
Ответчик: Территориальный отдел Государственного пожарного надзора г. Медвежьегорска
Кредитор: Управление государственного пожарного надзора Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Карелия