г. Санкт-Петербург
17 июля 2009 г. |
Дело N А56-59543/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июля 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 июля 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Тимошенко А.С.
судей Зотеевой Л.В., Савицкой И.Г.
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Барминой И.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-7126/2009) Комитета по земельным ресурсам и землеустройству по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.04.09 по делу А56-59543/2008 (судья Капелькина Л.М.), принятое
по заявлению Некоммерческого партнерства "Центр поддержки жилищных реформ"
к Комитету по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга
3-е лицо: Государственное унитарное предприятие "Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости"
о признании недействительным ненормативного акта
при участии:
от заявителя: Коваленко Я.Я. по доверенности от 15.01.09 N 22;
от ответчика: Весова М.А. по доверенности от 11.01.09 N 21;
от 3-го лица: не явился, извещен;
установил:
Некоммерческое партнерство "Центр поддержки жилищных реформ" (далее - некоммерческое партнерство, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным отказа Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга (далее - комитет, КЗРиЗ) сформировать земельный участок, на котором расположен принадлежащий заявителю на праве собственности многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д. 58, корп. 3, лит. А, изложенного в письмах комитета от 27.08.08 N 8998 и от 29.09.08 N 10212, а также об обязании комитета в срок, предусмотренный пунктом 9 Положения "О порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт - Петербурга и организаций при формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом", утвержденного распоряжением Правительства Санкт - Петербурга от 29.03.05 N 25-рп (далее - Распоряжение Правительства Санкт-Петербурга N 25-рп), выдать некоммерческому партнерству копию распоряжения КЗРиЗ об утверждении границ земельного участка, на котором расположено здание с кадастровым номером 78:32:1291:0:68; кадастровый план участка и уведомление о проведении государственного кадастрового учета земельного участка (с учетом уточнения исковых требований в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ); листы дела 30-31).
Определением суда от 25.02.09 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Государственное унитарное предприятие "Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости" (далее - ГУП "ГУИОН", третье лицо); (листы дела 40-41).
Решением суда от 22.04.09 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе комитет, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права, просит решение суда от 22.04.09 отменить и в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование жалобы ее податель указывает на то, что согласно письму ГУП "ГУИОН" от 23.01.09 N 11623/08 в общей площади жилого дома 409 кв.м не учтена площадь помещений вспомогательного использования, а именно: лестничной клетки 1 ЛК - 70,0 кв.м и необорудованного чердака - 128,7 кв.м. По мнению комитета, у заявителя не возникло право частной собственности либо право общей долевой собственности на указанные необорудованные площади, а следовательно, отсутствуют документы, свидетельствующие о принадлежности ему на праве собственности всего здания. В этой связи КЗРиЗ полагает, что оснований для бесплатного возникновения у некоммерческого партнерства права общей долевой собственности на спорный земельный участок в порядке, предусмотренном Распоряжением N 25-рп, не имеется. Кроме того, комитет ссылается на то, что квартиры в составе объекта недвижимости, принадлежащего заявителю на праве собственности и расположенного по адресу: Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д. 58, корп. 3, лит. А, отсутствуют, что исключает возможность применения к спорным правоотношениям норм, регулирующих порядок формирования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
В судебном заседании представитель комитета поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель некоммерческого партнерства просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
ГУП "ГУИОН" надлежащим образом извещено о времени и месте судебного разбирательства, однако явку своего представителя не обеспечило. В этой связи апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие третьего лица в соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как усматривается из материалов дела, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 12.05.08 серии 78-АГ N 362162, выданному Управлением Федеральной регистрационной службы по Санкт - Петербургу и Ленинградской области, заявителю на праве частной собственности принадлежит многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: Санкт - Петербург, наб. реки Мойки, д. 58, корп. 3, лит. А с кадастровым номером 78:32:1291:0:68 (листы дела 25-26).
24.06.08 некоммерческое партнерство обратилось в КЗРиЗ с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен принадлежащий ему на праве собственности многоквартирный дом (лист дела 8). Одновременно заявитель приложил к заявлению документы, предусмотренные пунктом 2.7 Инструкции по формированию земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, утвержденной распоряжением Комитета по земельным ресурсам и землеустройству от 11.08.06 N 1555-рк (далее - Инструкция).
Письмом от 27.08.08 N 8998 комитет отказал некоммерческому партнерству в формировании земельного участка, сославшись на то, что к заявлению его подателем не приложены документы, подтверждающие принадлежность заявителю на праве частной собственности вторичных объектов недвижимости - нежилых помещений, расположенных в указанном доме (листы дела 10-11).
08.09.08 некоммерческое партнерство направило в КЗРиЗ письмо, в котором выразило несогласие с выводами комитета, изложенными в письме от 27.08.08 N 8998 (лист дела 9). При этом заявитель сослался на то, что в силу статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственникам жилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве собственности и нежилые помещения.
В письме от 29.09.08 N 10212 комитет повторно отказал некоммерческому партнерству по тем же основаниям в формировании земельного участка, на котором расположен объект недвижимости, принадлежащий заявителю на праве собственности (лист дела 12).
Не согласившись с законностью отказа КЗРиЗ, оформленного письмами от 27.08.08 N 8998 и от 29.09.08 N 10212, некоммерческое партнерство обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что некоммерческое партнерство, обращаясь в КЗРиЗ с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, приложил к заявлению все необходимые документы, предусмотренные пунктом 2.7 Инструкции. Данная инструкция, равно как и распоряжение Правительства Санкт - Петербурга от 29.03.05 N 25-рп, не содержит запрета на формирование земельного участка в случае, если в многоквартирном доме отсутствуют прошедшие кадастровый учет вторичные объекты недвижимости. Суд также указал на то, что сведения о наличии иных собственников, которым принадлежат вторичные объекты недвижимости в спорном доме, в свидетельстве о государственной регистрации права от 12.05.08 серии 78-АГ N 362162 отсутствуют. С учетом приведенных обстоятельств суд первой инстанции сделал вывод о том, что отказ КЗРиЗ в формировании спорного земельного участка, оформленный в виде писем от 27.08.08 N 8998 и от 29.09.08 N 10212, по приведенным в нем основаниям, является незаконным как несоответствующий 16 Федерального закона от 29.12.04 N 189 "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 189-ФЗ).
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав мнение сторон, считает жалобу не подлежащей удовлетворению на основании следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно пункту 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (далее - общее имущество в многоквартирном доме). Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии со статьей 16 Закона N 189-ФЗ с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Таким образом, момент перехода права собственности на земельный участок согласно указанной норме определен с 01.03.05 для сформированных земельных участков и с момента формирования земельного участка - для несформированных земельных участков.
На территории Санкт-Петербурга порядок формирования земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом, установлен распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 29.03.05 N 25-рп.
В связи с вступлением в силу Жилищного кодекса Российской Федерации и во исполнение распоряжения Правительства Санкт-Петербурга от 29.03.05 N 25-рп КЗРиЗ издано распоряжение от 11.08.06 N 1555-рк "О формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом" (далее - распоряжение КЗРиЗ N 1555-рк).
Для оформления земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, все помещения в котором принадлежат одному собственнику, собственнику или лицу, действующим по доверенности от собственника всех помещений в многоквартирном доме, необходимо обратиться в районный отдел КЗРиЗ по месту нахождения земельного участка с заявлением о формировании земельного участка с приложением необходимых документов, предусмотренных пунктом 2.7 Инструкции, а именно:
- решение собственника всех помещений в многоквартирном доме об обращении в комитет за формированием земельного участка;
- справка о составе и размерах помещений в многоквартирном доме, выданная ГУП ГУИОН;
- копии документов об отводе земельного участка (при наличии);
- доверенность от собственника всех помещений в многоквартирном доме, оформленная в установленном порядке (в случае, если с заявлением обращается не собственник всех помещений в многоквартирном доме).
Суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что ни распоряжение Правительства Санкт - Петербурга от 29.03.05 N 25-рп, ни Распоряжение КЗРиЗ N 1555-рк не предусматривают запрет на формирование земельного участка в случае, если в многоквартирном доме отсутствуют прошедшие кадастровый учет вторичные объекты недвижимости (применительно к настоящему спору - лестничная клетка 1 ЛК и необорудованный чердак).
В данном случае некоммерческое партнерство при подаче в КЗРиЗ заявления о формировании земельного участка, на котором расположен принадлежащий ему на праве собственности многоквартирный дом, представил все предусмотренные пунктом 2.7 Инструкции документы. Данное обстоятельство было подтверждено сторонами в судебном заседании.
Апелляционная инстанция не принимает ссылку КЗРиЗ как основание правомерности его отказа на письмо ГУП "ГУИОН" от 23.01.09 N 11623/08, согласно которому в общей площади жилого дома (409 кв.м), принадлежащего заявителю на праве собственности, не учтена площадь лестничной клетки 1 ЛК (70,0 кв.м) и площадь необорудованного чердака (128,7 кв.м). Указанное письмо не могло быть положено в основу оспоренных писем комитета, датированных 27.08.08 и от 29.09.08.
Напротив, в материалах дела имеется свидетельство о государственной регистрации права, из которого усматривается, что заявитель является собственником многоквартирного жилого дома площадью 409,0 кв.м с кадастровым номером 78:32:1291:0:68 (листы дела 25-26). В материалах дела также имеется выписка из плана первичного объекта недвижимости с кадастровым номером 78:32:1291:0:68 от 18.01.08, подписанная начальником ГУП "ГУИОН", из которой следует, что существующий объект - многоквартирный жилой дом (лист дела 42).
Даже, если исходить из того, что, как полагает комитет, в площадь объекта не были включены объекты вспомогательного значения (лестничная клетка 1 ЛК и необорудованный чердак), апелляционная инстанция считает, что это не может являться препятствием к формированию земельного участка по основаниям, предусмотренным статье 16 Закона N 189-ФЗ, поскольку согласно статье 36 ЖК РФ именно собственникам помещений на праве собственности принадлежит на праве общей долевой собственности иные объекты, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания дома.
Таким образом, поскольку некоммерческое партнерство, будучи собственником жилого дома, является единственным собственником всех помещений в доме, суд пришел к обоснованному выводу о возникновении у заявителя в силу вышеприведенных правовых норм права на оформление земельного участка в порядке, предусмотренном Распоряжением N 25-рп.
Кроме того, не может быть принят во внимание и довод ответчика о том, что у заявителя отсутствуют основания для бесплатного перехода в собственность земельного участка как собственника помещений в многоквартирном доме, поскольку квартиры в указанном доме как самостоятельные объекты недвижимости в государственном кадастровом учете и государственном реестре недвижимости не зарегистрированы.
Как следует из пояснений представителя комитета в судебном заседании апелляционной инстанции, до 2007 года в составе многоквартирного дома по адресу: Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д. 58, корп. 3, лит. А, в кадастровом учете было учтено четыре квартиры, принадлежащие различным физическим лицам. На основании договора купли-продажи указанных квартир заявитель приобрел многоквартирный дом площадью 409 кв.м. После этого некоммерческое партнерство (заявитель) обратилось в ГУП "ГУИОН" за осуществлением кадастровой регистрации в целом здания (многоквартирного жилого дома) за единственным правообладателем (собственником) - Некоммерческим партнерством "Центр поддержки жилищных реформ". Указанный первичный (на весь дом) учет объекта недвижимости был осуществлен, соответственно квартиры, ранее принадлежащие физическим лицам, как самостоятельные жилые помещения, были сняты с учета кадастрового учета. Поскольку в соответствии с пунктом 5 статьи 16 Закона N 189 и пунктом 1 статьи 36 ЖК РФ правом бесплатной передачи в общую долевую собственность обладают только собственники жилых помещений (квартир) в многоквартирном доме, к каковым сам по себе многоквартирный жилой дом как самостоятельный объект жилищных прав не относится, у заявителя, по мнению КЗРиЗ, отсутствует право требовать у комитета оформить земельный участок бесплатно по правилам, установленным Распоряжением N 25-рп. Как полагает комитет, заявитель вправе обратиться в КЗРиЗ с заявлением об оформлении земельного участка за плату на общих основаниях.
Таким образом, судом установлено, что, отказывая заявителю в формировании спорного земельного участка, КЗРиЗ исходило из того, что по заявлению некоммерческого партнерства квартиры, находящиеся в соответствующем здании, были сняты с кадастрового учета как самостоятельные объекты недвижимости, а был сформирован и закреплен на праве собственности за заявителем многоквартирный дом (здание) как самостоятельный объект.
Данное утверждение не основано на законе.
В соответствии с пунктом 5 статьи 16 Закона N 189-ФЗ собственникам помещений в многоквартирном доме предоставлено право бесплатного перехода земельного участка в общую долевую собственность после его формирования и постановки на кадастровый учет.
Статьей 16 ЖК РФ определены виды жилых помещений, к которым относятся, наряду с квартирами и комнатами, жилой дом и часть дома. Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Жилой дом является самостоятельным объектом жилищных прав (статья 15 ЖК РФ).
Суд полагает, что заявителю, как единственному собственнику многоквартирного жилого дома, предоставлено право самому выбирать вид жилого помещения - квартиры либо многоквартирный жилой дом как единый объект.
Таким образом, тот факт, что квартиры в принадлежащем некоммерческому партнерству на праве собственности жилом доме не сформированы как самостоятельные объекты недвижимости, не может служить законным основанием для отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок под жилым домом, собственником которого является заявитель.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно признал оспоренный отказ КЗРиЗ несоответствующим требованиям законодательства, нарушающим права и законные интересы некоммерческого партнерства и, как следствие, обязал комитет сформировать спорный земельный участок.
В то же время заявитель просил суд обязать комитет произвести действия, исходя из буквального содержания Инструкции, включая выдачу кадастрового плана, который в настоящее время заменен на кадастровый паспорт в связи с принятием Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" и Федеральным законом от 13.05.08 N 66-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости". Таким образом, апелляционная инстанция считает правомерным указание судом первой инстанции в резолютивной части решения об обязании комитета сформировать земельный участок в соответствии с нормами Земельного и Жилищного кодексов для последующей регистрации прав на него.
Учитывая изложенное, правовых оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.04.09 по делу А56-59543/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.С. Тимошенко |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-59543/2008
Истец: Некоммерческое партнерство"Центр поддержки жилищных реформ"
Ответчик: Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга
Третье лицо: ГУП ГУИОН