г. Санкт-Петербург
29 июня 2009 г. |
Дело N А56-11806/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июня 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 июня 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Шульги Л.А.
судей Борисовой Г.В., Фокиной Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Лесковой Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6454/2009) Санкт-Петербургского государственного учреждения "городская реклама и информация" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.04.2009 по делу N А56-11806/2009 (судья Королева Т.В.), принятое
по заявлению ООО "Талер"
к СПб ГУ "Городская реклама и информация"
о признании незаконным и отмене постановления
при участии:
от заявителя: Рябова И.В., дов. от 23.07.2008
Погосова М.М., ген. директор, протокол от 30.12.2008 N 11, паспорт
Решетникова М.Г., дов от 23.07.2008
от ответчика: Баранова Д.Б., дов. от 08.12.2008 N 71
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Талер" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении Санкт-Петербургского государственного учреждения "Городская реклама и информация" от 28.01.2009 года N 01005.
Решением от 24 апреля 2009 года суд признал незаконным и отменил постановление Санкт-Петербургского государственного учреждения "Городская реклама и информация" от 28.01.2009 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 01005.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что административным органом нарушена процедура привлечения Общества к административной ответственности и не доказано событие и состав вменяемого Обществу правонарушения.
Санкт-Петербургское государственное учреждение "Городская реклама и информация" (далее - административный орган, Учреждение) заявило апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-11806/2009 и принять новый судебный акт, которым заявление ООО "Талер" оставить без удовлетворения.
В апелляционной жалобе административный орган указал, что ООО "Талер" было надлежащим образом извещено о дате составления протокола и вынесения постановления по делу об административном правонарушении. При составлении протокола об административном правонарушении присутствовал представитель Общества, которому были разъяснены права и обязанности, постановление по делу об административном правонарушении было вынесено непосредственно после составления протокола, которое представитель Общества отказался получить.
По мнению Учреждения, вина Общества в размещении рекламной конструкции без разрешения Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации доказана, рекламная конструкция принадлежит Обществу, поскольку содержит маркировку ООО "Талер".
В судебном заседании представитель административного органа поддержал доводы апелляционной жалобы.
ООО "Талер" возражало против апелляционной жалобы и просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Представители Общества поддержали свою позицию, изложенную в материалах дела, и настаивали на нарушении процедуры привлечения к административной ответственности.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Санкт-Петербургским государственным учреждением "Городская реклама и информация" установлено, что по адресу: Санкт-Петербург, пр. Блюхера, уч.1 (напротив д.4 к.1) на газоне размещен объект наружной рекламы, а именно: щит с надписью "Honda успей в декабре!", размером 3,0 х 6,0 м без разрешительных документов, о чем составлен акт осмотра от 26.12.2008 N 2009/332.
28 января 2009 года административным органом составлен протокол N 01005 об административном правонарушении и в этот же день вынесено постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 01005, которым ООО "Талер" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 18 Закона Санкт-Петербурга N 239-29 "Об административных правонарушениях в сфере благоустройства в Санкт-Петербурге" (далее - Закон N 239-29). Обществу назначено административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
ООО "Талер" не согласилось с вынесенным постановлением и обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы сторон, апелляционный суд признал жалобу Санкт-Петербургского государственного учреждения "Городская реклама и информация" не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям:
Статьей 18 Закона N 239-29 предусмотрена административная ответственность за нарушение установленных Правительством Санкт-Петербурга правил размещения объектов наружной рекламы и информации либо распространения наружной рекламы и информации без разрешения, выданного уполномоченным Правительством Санкт-Петербурга исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга.
Как следует из материалов дела, Общество не оспаривает размещение по указанному выше адресу объектов наружной рекламы. Учреждение в постановлении N 01005 от 28.01.2009 указывает на отсутствие у Общества разрешительных документов, при этом в материалы по делу об административном правонарушении представлены Архитектурно-планировочное задание, протокол и выписка из протокола заседания Комиссии по наблюдению за качеством рекламоносителей, которым не дана оценка административным органом.
Из объяснений представителей Общества следует, что уведомлениями N 2009/332 от 19 января 2009 г. Учреждение предложило Обществу явиться 28 января 2009 г. к 12 часам с документами согласно перечню, указанному в уведомлении (л.д.22). При этом на данное время было назначено рассмотрение материалов по 16-ти административным делам.
28.01.2009 представитель Общества Ворончихин А.А., действующий на основании доверенности N 57 от 24.12.2008, был ознакомлен с актом осмотра N 2009/332 от 26.12.2008, что удостоверено его подписью.
Согласно утверждениям представителя Общества, 28.01.2009 ни протокол об административном правонарушении, ни постановление о наложении штрафа в присутствии представителя Общества не составлялись и его с названными документами не знакомили. Должностное лицо Учреждения Иванов Я.В. заявил представителю Общества, что составление протокола и вынесение постановления назначены на 10 февраля 2009 года в 12-00 часов, о чем Обществу направлено уведомление (л.д.10). При явке в Учреждение 10.02.2009 представителю было объявлено, что протокол об административном правонарушении и постановление о наложении штрафа составлены 28.01.2009 и направлены в адрес Общества по почте.
В апелляционной жалобе Учреждение указывает на то, что при составлении протокола и вынесении постановления присутствовал представитель Общества, что подтверждается доверенностью, и который отказался от подписи в протоколе.
Однако в пункте 12 протокола N 01005 от 28.01.2009 указано: ввиду неявки представителя юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, уведомленного надлежащим образом о времени и месте составления протокола (уведомление N 2009/332 от 19.01.2009) протокол составлен в его отсутствие и отправлен по почте заказным письмом с уведомлением 28.01.2009.
В том же протоколе Учреждение заверило подписями директора Учреждения и двух сотрудников отказ представителя Общества от подписи в протоколе.
Из изложенного следует, что протокол содержит взаимоисключающие сведения о присутствии либо отсутствии представителя Общества при составлении данного протокола.
Из описи вложения в ценное письмо усматривается, что протокол в адрес Общества был направлен Учреждением 09.02.2009 (л.д.29), что также противоречит сведениям, отраженным в протоколе.
Протокол, содержащий недостоверные сведения не является доказательством по делу в силу статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод Учреждения о присутствии представителя Общества при вынесении постановления N 01005 противоречит тексту этого постановления, в котором отсутствуют такие сведения.
В соответствии с частью 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
При выявлении административного правонарушения административный орган обязан обеспечить установленные в положениях статей 28.2, 25.1 и 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях гарантии защиты прав лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
В пункте 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что в случае неявки законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, если оно извещено в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в его отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Как следует из материалов дела, административный орган, составил протокол об административном правонарушении, не разъяснив представителю Общества права, и в тот же день вынес постановление о наложении штрафа по делу об административном правонарушении, что является нарушением требований статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку административный орган до привлечения к ответственности обязан предоставить лицу, привлекаемому к административной ответственности, возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении и разъяснить ему права в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В рассматриваемом деле Общество было лишено возможности ознакомиться с протоколом и дать свои объяснения по делу, поскольку протокол был направлен Обществу по почте после вынесения постановления о привлечении к ответственности.
Кроме того, рассмотрение материалов по делу об административном правонарушении 28.01.2009 является нарушением положений статей 25.1, 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку законный представитель Общества был уведомлен о составлении протокола об административном правонарушении и вынесении постановления о привлечении к административной ответственности 10.02.2009 (л.д.10).
Согласно части 2 статьи 27.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов осуществляется в присутствии представителя юридического лица или его представителя и двух понятых.
Суд первой инстанции правильно указал, что в нарушение требований статьи 27.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осмотр рекламной конструкции осуществлялся без участия лица, привлекаемого к административной ответственности, и без понятых.
В статье 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
Административным органом в качестве доказательства совершения Обществом административного правонарушения представлен акт от 26.12.2008, не отвечающий требованиям изложенной выше нормы права, следовательно, он не может рассматриваться судом в качестве доказательства совершения Обществом вменяемого ему правонарушения.
В пункте 10 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10 от 2 июня 2004 года разъяснено, что нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, является основанием для отказа в удовлетворении требований административного органа о привлечении к административной ответственности либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Допущенные административным органом нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях носят существенный характер и не могут быть восполнены в судебном процессе.
Нарушение порядка привлечения к административной ответственности является самостоятельным основанием для признания постановления о привлечении к административной ответственности незаконным.
В связи с изложенным апелляционная инстанция не усматривает оснований для отмены решения суда.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24 апреля 2009 года по делу N А56-11806/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Санкт-Петербургского государственного учреждения "Городская реклама и информация" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.А. Шульга |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-11806/2009
Истец: ООО "Талер"
Ответчик: СПб ГУ"Городская реклама и информация"
Хронология рассмотрения дела:
29.06.2009 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-6454/2009