г. Санкт-Петербург
29 июня 2009 г. |
Дело N А26-1573/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июня 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 июня 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Шульги Л.А.
судей Борисовой Г.В., Фокиной Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Лесковой Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6705/2009) ООО "Карелфинлес" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 16.04.2009 по делу N А26-1573/2009 (судья Шатина Г.Г.), принятое
по заявлению ООО "Карелфинлес"
к Министерству лесного комплекса Республики Карелия
о признании незаконными действий
при участии:
от заявителя: Тельтевской Ю.А., дов. от 11.01.2009
от ответчика: не явился, извещен
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Карелфинлес" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконными действия Министерства лесного комплекса Республики Карелия (далее - Министерство), выразившееся в издании приказа от 11.01.2009 N 1, действий по проведению проверки в отсутствие надлежащего уведомления Общества о ее проведении, действий по отказу в приостановлении контрольных мероприятий, как противоречащих Федеральному закону от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" (далее - Закон N 134-ФЗ).
Решением от 16.04.2009 суд отказал заявителю в удовлетворении апелляционной жалобы.
ООО "Карелфинлес" заявило апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Карелия от 16.04.2009 по делу N А26-1573/2009.
Общество считает, что письмо Следственного управления при МВД по Республики Карелия от 29.12.2008 N 35/9876 нельзя рассматривать в качестве основания для проведения внеплановой проверки по причине отсутствия документов, подтверждающих нарушение Обществом лесного законодательства, следовательно, действия Министерства по изданию приказа от 11.01.2009 N 1 на основании письма Следственного комитета, являются незаконными. Также, по мнению Общества, при отсутствии документов, подтверждающих нарушение Обществом лесного законодательства, проведение внеплановой проверки невозможно. В отсутствие документов Министерство имело право провести лишь плановую проверку при соблюдении порядка установленного законом N 134-ФЗ.
В обоснование нарушенных прав Общество в апелляционной жалобе указало, что закон N 134-ФЗ предусматривает право проведения контрольных мероприятий в установленном законом порядке, следовательно, Министерство, нарушая указанный закон, ущемляет права и законные интересы заявителя.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы, просит решение отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Суд апелляционной инстанции с учетом отсутствия возражений со стороны Общества считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие представителей Министерства, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела видно, что 29.12.2008 Следственное управление при МВД по Республики Карелия направило в Министерство письмо N 35/9876, которым сообщило, что в ходе расследования у следствия возникли основания полагать о наличии признаков нарушения лесного законодательства при ведении лесозаготовительной деятельности предприятиями-арендаторами, в том числе ООО "Карелфинлес" в связи с чем, возникла необходимость в проведении проверки выполнения обязательств по договорам аренды, заключенными в 2006 году, в том числе указанной организацией, за период с момента заключения договоров до настоящего времени (л.д. 52).
На основании письма Следственного управления Министерством лесного комплекса Республики Карелии издан приказ N 1 от 11.01.2009, из содержания которого в частности следует, что Государственному учреждению Республики Карелия "Питкярантское центральное лесничество" в срок до 01.03.2009 поручается проведение внеплановой проверки исполнения всех договоров аренды лесных участков, заключенных ООО "Карелфинлес" за период с момента заключения договоров аренды по настоящее время (л.д. 49).
Не согласившись с действиями по изданию названного приказа и полагая, что распоряжение не основано на законе, Общество обратилось в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителя Общества, суд апелляционной инстанции признал жалобу ООО "Карелифинлес" не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в предмет доказывания по настоящему делу входит совокупность двух обстоятельств: несоответствие ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) законодательству и нарушение прав и законных интересов организации, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 36 статьи 81 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс) к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений относится установление порядка осуществления контроля и надзора за использованием, охраной, защитой, воспроизводством лесов (государственного лесного контроля и надзора).
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление государственного лесного контроля и надзора.
Согласно пункту 1, 3 Положения о Министерстве лесного комплекса Республики Карелия, утвержденного Указом Главы Республики Карелия от 31.12.2007 N 195 Министерство лесного комплекса Республики Карелия является органом исполнительной власти Республики Карелия, осуществляющим функции в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов и осуществляют свою деятельность непосредственно и через подведомственные организации.
Согласно Главе XI Перечня государственных учреждений Республики Карелия, подведомственных органам исполнительной власти Республики Карелия, утвержденного Распоряжением Правительства Республики Карелия от 11.10.2006 N 309р-П (в редакции распоряжения Правительства Республики Карелия от 18.03.2008 N 116р-П), государственное учреждение Республики Карелия "Питкярантское центральное лесничество" подведомственно Министерству лесного комплекса Республики Карелия.
Как следует из пункта 12 распоряжения Правительства Республики Карелия от 22.11.2007 N 417р-П, основной целью деятельности лесничества является осуществление функций территориальных единиц управления в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.
Приказом Министерства лесного комплекса Республики Карелия N 178 от 14.04.2008 г. установлено, что в полномочия центральных лесничеств, в том числе, входит осуществление государственного лесного контроля и надзора, а также привлечение в установленном порядке арендаторов лесного фонда к административной ответственности за нарушение законодательства в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.
Министерство в целях выполнения своих функций имеет право осуществлять в пределах своей компетенции необходимые действия по устранению нарушений лесного законодательства, издавать правовые акты, контролировать выполнение указанных актов (пункт 5 Положения о Министерстве лесного комплекса Республики Карелия).
Из содержания приказа от 11.01.2009 N 1 усматривается, что он является внутренним ненормативным актом, адресованным непосредственно подведомственным учреждениям, в том числе ГУ "Питкяранское центральное лесничество", которым предписаны определенные действия. Сам по себе приказ каких-либо ограничений или предписаний в отношении Общества не содержит, в связи с чем, у Министерства отсутствовала необходимость ознакомления с ним Общества.
Из изложенного усматривается, что оспариваемый приказ Министерства от 11.01.2009 N 1 принят уполномоченным лицом в пределах установленных законом полномочий.
Доводы заявителя об отсутствии оснований для проведения внеплановой проверки обоснованно судом первой инстанции признаны несостоятельными по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 5 статьи 7 Закона N 134-ФЗ внеплановой проверке, предметом которой является контроль исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений, подлежит деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя при выявлении в результате планового мероприятия по контролю нарушений обязательных требований.
Внеплановые мероприятия по контролю проводятся органами государственного контроля (надзора) также в случаях: получения информации от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти о возникновении аварийных ситуаций, об изменениях или о нарушениях технологических процессов, а также о выходе из строя сооружений, оборудования, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; возникновения угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды, повреждения имущества, в том числе в отношении однородных товаров (работ, услуг) других юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей; обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) иных юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, связанные с невыполнением ими обязательных требований, а также получения иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений.
Подпунктом "б" пункта 12 Положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора также предусмотрено проведение государственного лесного контроля и надзора в форме внеплановых проверок.
В соответствии с абзацем 4 пункта 5 статьи 7 Закона N 134-ФЗ внеплановые мероприятия по контролю проводятся органами государственного контроля (надзора), в том числе в случае получения иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений.
Подпунктом "б" пункта 12 Положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 N 934, также предусмотрено проведение государственного лесного контроля и надзора в форме внеплановых проверок в случае получения от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц и граждан информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков нарушений лесного, законодательства.
Пунктом 4 статьи 11 Закона Российской Федерации от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции" предусмотрено право сотрудников органов внутренних дел получать от граждан и должностных лиц необходимые объяснения, сведения, справки, документы и копии с них.
Статьей 6 Федерального закона от 12.08-1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" предусмотрено проведение такого оперативно-розыскного мероприятия, как наведение справок, что является по своей сути ни чем иным, как получением соответствующей информации. Реализовать данное право можно путем направления (вручения) соответствующих запросов, требований о получении необходимой информации гражданам или в организации.
Пунктом 5 статьи 15 этого же закона установлено, что законные требования должностных лиц органов, осуществляющих оперативно - розыскную деятельность, обязательны для исполнения физическими и юридическими лицами, к которым такие требования предъявлены, а неисполнение законных требований должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, либо воспрепятствование ее законному осуществлению влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
В рамках предоставленных полномочий между Министерством внутренних дел Республики Карелия, Министерством лесного комплекса Республики Карелия и Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республики Карелия заключено трехстороннее Соглашение о взаимодействии по пресечению нарушений законодательства в сфере лесного комплекса на 2008 год (л.д. 63-66).
В соответствии с пунктом 2.3 указанного Соглашения в целях пресечения нарушений законодательства в лесном комплексе, в рамках взаимодействия, на Министерство лесного комплекса Республики Карелия, возложена обязанность по предоставлению информации по отдельным лесопользователям, арендаторам лесного фонда по запросам МВД по Республики Карелия и ГО - РОВД республики.
Оценив представленные в дело доказательства, в частности письмо исх. N 35/9876 от 29.12.2008 Следственного управления при МВД по Республике Карелия, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии законных оснований для издания Министерством приказа от 11.01.2009 N 1.
Как указывалось выше, в предмет доказывания по настоящему делу входит совокупность двух обстоятельств: несоответствие приказа N 1 от 11.01.2009 закону и нарушение прав и законных интересов организации, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Поскольку заявитель не доказал наличие двух указанных обстоятельств в совокупности, суд правомерно отказал в удовлетворении заявления.
Суд первой инстанции дал полную и правильную оценку обстоятельствам, установленным по делу и принял законное решение, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы ООО "Карелфинлес" не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 16 апреля 2009 года по делу N А26-1573/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Карелфинлес" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.А. Шульга |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-1573/2009
Истец: общество с ограниченной ответственностью "Карелфинлес"
Ответчик: Министерство лесного комплекса Республики Карелия