г. Санкт-Петербург
26 июня 2009 г. |
Дело N А42-2469/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 июня 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фокиной Е.А.
судей Борисовой Г.В., Шульга Л.А.
при ведении протокола судебного заседания: Соловьевой Т.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6477/2009) Инспекции ФНС России по городу Мурманску на решение Арбитражного суда Мурманской области от 22 апреля 2009 года по делу N А42-2469/2009 (судья Варфоломеев С.Б.), принятое
по заявлению Индивидуального предпринимателя Акимовой Татьяны Борисовны
к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску
о признании незаконным и отмене постановления
при участии:
от заявителя: не явился, извещен.
от ответчика: не явился, извещен.
установил:
Индивидуальный предприниматель Акимова Татьяна Борисовна (далее - предприниматель, Акимова Т.Б.) обратилась в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску (далее - налоговый орган, инспекция) от 01.04.2009 по делу об административном правонарушении N 5425.
Решением от 22.04.2009 заявленное требование удовлетворено.
Не согласившись с решением суда, инспекция направила апелляционную жалобу, в которой просила решение от 22.04.2009 отменить. По мнению подателя жалобы, в действиях Акимовой Т.Б. содержится состав правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.25 КоАП РФ, поскольку выходные дни не подлежат исключению из установленного трехдневного срока предоставления сведений об индивидуальном предпринимателе.
Предприниматель Акимова Т.Б. направила отзыв на апелляционную жалобу, в котором просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Стороны надлежащим образом уведомлены о дате и месте рассмотрения дела, однако в судебное заседание не явились, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов из материалов дела, предприниматель Акимова Т.Б. в связи с изменением фамилии и получением 07.02.2009 нового паспорта представила 11.02.2009 в налоговый орган заявление о внесении изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.
Налоговый орган установив, что предпринимателем пропущен установленный срок для представления сведений об индивидуальном предпринимателе, составил протокол об административном правонарушении от 01.04.2009 N 6897, на основании которого 01.04.2009 вынесено постановление N 5425 о привлечении Акимовой Т.Б. к административной ответственности по части 3 статьи 14.25 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в сумме 5000 рублей.
Считая данное постановление незаконным, предприниматель оспорила его в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии события инкриминируемого правонарушения, указав также на допущение налоговым органом существенных нарушений порядка привлечения предпринимателя к административной ответственности.
Апелляционная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы по следующим основаниям. Частью 3 статьи 14.25 КоАП РФ установлена административная ответственность за непредставление, или несвоевременное представление, или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом.
В пункте 2 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) приведены сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей. Подпунктом "е" указанного пункта предусмотрено, что в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей содержатся данные основного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации (в случае, если индивидуальный предприниматель является гражданином Российской Федерации).
Пунктом 5 названной статьи 5 Закона N 129-ФЗ установлено, что индивидуальный предприниматель в течение трех дней с момента изменения указанных в пункте 2 данной статьи сведений обязан сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего соответственно нахождения и жительства.
Судом установлено, подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами получение заявителем паспорта 07.02.2009, заявление о внесении изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе подано 11.02.2009.
Привлекая Акимову Т.Б. к административной ответственности за несвоевременное представление сведений об индивидуальном предпринимателе, налоговый орган исходил из того, что установленный трехдневный срок представления сведений истек 10.02.2009, поскольку выходной день - воскресенье 08.02.2009 - не подлежит исключению из этого срока.
Налоговый орган не согласился с правомерностью применения судом в рассматриваемом случае статьи 6.1 Налогового кодекса Российской Федерации, указав в апелляционной жалобе, что в соответствии со статьей 1 Закона N 129-ФЗ законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Указанный довод апелляционной жалобы апелляционная коллегия признает правомерным. Статья 6.1 НК РФ регулирует порядок исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах. Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, регулируются Законом N 129-ФЗ.
Суд первой инстанции обоснованно отметил, что для регистрирующего органа (налоговой инспекции) срок государственной регистрации, установленный пунктом 1 статьи 8 Закона N 129-ФЗ, составляет пять рабочих дней. При этом не имеется оснований исчислять более короткий срок для другой стороны правоотношений - индивидуального предпринимателя - в календарных днях. Исходя из позиции налогового органа следует признать, что при изменениях сведений 30, 31 декабря предпринимателем всегда будет допущено нарушение трехдневного срока, окончание которого приходится на 2, 3 января, то есть выходные дни.
Учитывая изложенное, апелляционная коллегия считает правомерным вывод суда первой инстанции об исчислении предусмотренного пунктом 5 статьи 5 Закона N 129-ФЗ срока рабочими днями.
Поскольку предпринимателем Акимовой Т.Б. сведения представлены в течение 3-х рабочих дней, в ее действиях отсутствует событие вменяемого административного правонарушения.
Кроме того, необходимо отметить, что в нарушение требований части 2 статьи 28.2 КоАП РФ протокол административного правонарушения не содержит описания события административного правонарушения. В протоколе не указано, какие именно сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в едином государственном реестре в соответствии с пунктом 2 статьи 5 Закона N 129-ФЗ, были изменены при получении паспорта. Не указаны эти обстоятельства и в постановлении по делу об административном правонарушении (вопреки требованиям пункта 4 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ).
О том, что Акимова Т.Б. своевременно не сообщила о смене фамилии, видно только из Отзыва инспекции (л.д.39-40), представленного в суд первой инстанции.
Кроме того, суд первой инстанции обоснованно указал на нарушение инспекцией порядка привлечения предпринимателя Акимовой Т.Б. к административной ответственности.
Как следует из материалов дела, протокол об административном правонарушении N 6897 составлен и постановление о привлечении Акимовой Т.Б. к административной ответственности по части 3 статьи 14.25 КоАП РФ вынесены налоговым органом в один день - 01.04.2009.
Статьей 25.1 КоАП РФ предусмотрены права лица, в отношении которого ведется производство по делу, в том числе право знакомиться с материалами дела, представлять доказательства, а в случае необходимости пользоваться помощью защитника. Иными словами, лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должны быть обеспечены гарантии защиты его прав, в том числе и право ознакомления с протоколом об административном правонарушении (статья 28.2 КоАП РФ).
В данном случае, в результате составление протокола об административном правонарушении и вынесения постановление в один день предприниматель была лишена предусмотренных Законом гарантий обеспечения его прав.
В силу пункта 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела. Нарушение административным органом положений статьи 25.1 КоАП РФ, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, правомерно признано судом существенным, влекущим признание незаконным и отмену оспариваемого решения административного органа в силу части 2 статьи 211 АПК РФ.
Судом первой инстанции правильно применены нормы материального права с учетом фактических обстоятельств дела, не допущено нарушений норм процессуального права, поэтому апелляционный суд не усматривает оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда первой инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 22 апреля 2009 года по делу N А42-2469/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции ФНС России по городу Мурманску - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Е.А. Фокина |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-2469/2009
Истец: Акимова Татьяна Борисовна
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Мурманску