г. Санкт-Петербург
26 июня 2009 г. |
Дело N А56-39782/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 июня 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 июня 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Будылевой М.В.
судей Горбачевой О.В., Загараевой Л.П.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Литвинасом А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-5052/2009) Межрайонной ИФНС России N 17 по Санкт-Петербургу
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.03.2009 по делу N А56-39782/2008 (судья Градусов А.Е.), принятое
по иску (заявлению) Межрегиональной благотворительной общественной организации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области "Веник"
к Межрайонной ИФНС России N 17 по Санкт-Петербургу
о признании недействительным решения
при участии:
от заявителя: Полякова А.П. - председатель, протокол N 1 от 20.01.2009;
Галияхметов Р.Р. по доверенности от 11.05.2009;
от ответчика: Петроченков А.Н. по доверенности от 11.01.2009 N 17/00037;
Хачикян Н.А. по доверенности от 22.06.2009;
установил:
Межрегиональная благотворительная общественная организация по Санкт-Петербургу и ЛО "Веник" (далее - заявитель, Организация) обратилось с заявлением в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области (с учетом уточнения) о признании недействительным решение Межрайонной ИФНС России N 17 по Санкт-Петербургу (далее - налоговый орган, инспекция) от 10.09.2008 N 738 в части доначисления земельного налога в сумме 876 408,32 руб., пени в сумме 175 629,06 руб., штрафных санкций по п.1 ст.122 НК РФ в размере 175 281,66 руб.
Решением от 23.03.2009 требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда, налоговый орган направил апелляционную жалобу, в которой просил отменить решение суда в полном объеме и в удовлетворении заявленных требований Общества отказать.
Заявитель жалобы указывает на нарушение судом первой инстанции процессуальных и материальных норм, выразившиеся в неправильном применение законодательства по определению размера земельных ставок.
В судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы апелляционной жалобы и настаивал на ее удовлетворении.
Представитель Общества возражал по доводам апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266-271 АПК РФ.
Как следует из материалов дела 05.08.2008г. Обществом представлена в инспекцию уточенная декларация по налогу на землю за 2006 год, по которой проведена камеральная налоговая проверка.
Инспекцией по результатам камеральной налоговой проверки составлен акт от 05.08.2008 N 7862 и принято решение от 10.09.2008 N 738 о привлечении Общества к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В соответствии с указанным решением налогоплательщику доначислена сумма земельного налога в размере 876 408,32 руб. и пени - 175 629,06руб., а также штрафные санкции по п.1 ст.122 НК РФ в сумме 175 281,66 руб.
Основанием для вынесения данного решения послужил вывод налогового органа о том, что общество при исчислении и уплате земельного налога за 2006 год неправомерно применило налоговую ставку в размере 0,042% в отношении всего земельного участка по адресу СПб, Ярославский пр., 42, литер А.
По мнению налогового органа, налогоплательщик обязан был в отношении части земельного участка, не занятого жилыми строениями, применить ставку налога 1,5%.
Налогоплательщик, не согласившись с решением налогового органа, обжаловал его в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования заявителя, правомерно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 387 НК РФ земельный налог устанавливается и вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга). При установлении земельного налога представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога.
Согласно статье 394 НК РФ налоговые ставки для исчисления земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать, в частности, 0,3 процента в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства.
Земельный налог в Санкт-Петербурге установлен Законом Санкт-Петербурга N611-86.
Статьей 2 Закона Санкт-Петербурга N611-86 на территории Санкт-Петербурга с 01.01.2006 установлены следующие налоговые ставки:
1) 0,004% от кадастровой стоимости участка в отношении земельных участков, отнесенных к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;
2) 0,042% от кадастровой стоимости участка в отношении земельных участков: занятых объектами жилищного фонда и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса), гаражами или предоставленных для жилищного строительства; предоставленных для личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства;
3) 1,5% от кадастровой стоимости участка в отношении прочих земельных участков.
Согласно данным Роснедвижимости кадастровая стоимость земельного участка (78:5335:2:1) на 01.01.2006 составляет 62 746 854 рубля.
Однако как установлено из материалов дела, налоговый орган самостоятельно разделил земельный участок с единым кадастровым номером на две составляющие, при этом рассчитав новую кадастровую стоимость по каждому участку.
Так, площадь для рекреационных целей составила 8 929 кв.м., при этом кадастровая стоимость данного "земельного участка" - 60 049 728 руб. (6 726 руб./м2). Налоговым органом к данному участку применена ставка налога 1,5%, в связи, с чем сумма налога, подлежащая уплате, составила 900 746 руб.
Площадь жилого дома составила 401,4 кв.м., кадастровая стоимость данного "земельного участка" - 1 118 702 руб. (2 787 руб./м2). Инспекция в данном случае применила ставку налога 0,042%, в связи, с чем сумма налога, подлежащая уплате, составила 740 руб.
Таким образом, общая кадастровая стоимость спорного земельного участка составила по данным инспекции 61 168 430 руб., что не соответствует официальной кадастровой стоимости данного земельного участка, а именно - 62 746 854 руб.
Материалами дела подтверждается и налоговым органом не оспаривается, что на спорном участке расположен жилой дом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 391 НК РФ налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Согласно ст.389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Суд апелляционной инстанции отклоняет довод инспекции, приведенный в апелляционной жалобе, о том, что в данном случае налоговая ставка по земельному налогу зависит от целевого назначения земельного участка (вида разрешенного использования).
Как было указано выше, налоговая база по земельному налогу определяется на основании сведений государственного земельного кадастра о земельном участке.
Согласно статье 14 Федерального закона от 02.01.2000 N28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" единый государственный реестр земель содержит сведения о существующих и прекративших существование земельных участках. В Едином государственном реестре земель содержатся следующие основные сведения о земельных участках: кадастровые номера; местоположение (адрес); площадь; категория земель и разрешенное использование земельных участков; описание границ земельных участков, их отдельных частей; зарегистрированные в установленном порядке вещные права и ограничения (обременения); экономические характеристики, в том числе размеры платы за землю; качественные характеристики, в том числе показатели состояния плодородия земель для отдельных категорий земель; наличие объектов недвижимого имущества, прочно связанных с земельными участками.
Для применения ставки земельного налога в размере 0,042%, установленной пунктом 2 статьи 2 Закона Санкт-Петербурга N611-86, было необходимо соблюдение условия о наличии на нем объектов жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса.
Иные условия применения налогоплательщиком в спорный период ставки налога в размере 0,042% ни Налоговым кодексом Российской Федерации, ни Законом Санкт-Петербурга N611-86 не предусмотрены.
Следовательно, в данном случае категория земель и разрешенное использование земель в рекреационных целях не влияет на право общества применять специальную налоговую ставку в размере 0,042%, установленную Законом Санкт-Петербурга N611-86.
Категория земель и (или) разрешенное использование земельного участка при налогообложении земельных участков, занятых жилищным фондом и (или) объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, имеют значение только в том случае, когда в соответствии с пунктом 2 статьи 394 НК РФ субъект Российской Федерации или орган местного самоуправления в пределах ставок, указанных в пункте 1 статьи 394 НК РФ, установил дифференцированные ставки земельного налога в зависимости от целевого назначения или разрешенного использования земельных участков.
При таких обстоятельствах довод налогового органа о применении ставки 0,042% от кадастровой стоимости участка только в отношении площади земельных участков, занятых непосредственно объектами жилищного фонда (жилыми домами) и объектами инфраструктуры, отклоняется апелляционным судом.
Кроме того, налоговый орган не доказал выделение доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса.
Суд первой инстанции правильно пришел к выводу, что инспекция, в нарушении п.3 ст.391 НК РФ, разделила земельный участок, имеющий кадастровый номер и прошедший государственный кадастровый учет, на два земельных участка, самостоятельно рассчитав по каждому такому "земельному участку" кадастровую стоимость, что противоречит данным полученным от Роснедвижимости.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что суд первой инстанции дал правильную оценку обстоятельствам, установленным по делу, и принял правильное решение, оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23 марта 2009 года по делу N А56-39782/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
М.В. Будылева |
Судьи |
О.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-39782/2008
Истец: Межрегиональная благотворительная общественная организация по Санкт-Петербургу и Ленинградской области "Веник"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N17по Санкт-Петербургу