г. Санкт-Петербург
02 июля 2009 г. |
Дело N А21-2607/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 июня 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 июля 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Г.В. Борисовой
судей Е.А. Фокиной , Л.А. Шульга
при ведении протокола судебного заседания: Мацур Л.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6536/2009) ООО "СВЕТЛАНА" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 21.04.2009 по делу N А21-2607/2009 (судья Залужная Ю.Д.), принятое
по заявлению ООО "СВЕТЛАНА"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Калининградской области
о признании незаконным и отмене постановления
при участии:
от заявителя: не явился, извещен (уведомление N 13198)
от ответчика : не явился, извещен (уведомление N 13199)
установил:
ООО "Светлана" обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Калининградской области о привлечении общества к административной ответственности по статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за ведение денежных расчетов с населением без применения контрольно-кассовой машины.
Решением суда обществу отказано в удовлетворении заявленных требований, в связи с правомерным привлечением к административной ответственности.
Не согласившись с решением суда, общество подало апелляционную жалобу, в которой просило решение суда первой инстанции отменить, производство по делу прекратить. По мнению общества, проверочную закупку осуществляли представители налогового органа, не наделенные надлежащими полномочиями, кроме того, общество полагает, что данное правонарушение является малозначительным и общество подлежит освобождению от административной ответственности в порядке статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Стороны, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд находит ее обоснованной и подлежащей удовлетворению.
Как видно из материалов дела, 26.02.2009 в 10 ч. 30 мин. сотрудниками Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Калининградской области была проведена проверка магазина "Светлана", принадлежащего обществу и расположенного по адресу: Неманский район, пос. Лунино, ул.Новая по вопросу соблюдения Закона Российской Федерации от 02.08.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) с использованием платежных карт" (далее Закон).
В ходе проверки установлено нарушение условий, предусмотренных ст.14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно - осуществление наличного денежного расчета при реализации 0,210 грамм вафель стоимостью 20 рублей без применения котрольно - кассовой машины (далее - ККМ), о чем сотрудниками налоговой инспекции был составлен акт от 26.02.2009 N 6933/121 (л.д.18).
26.02.2009 в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении N 21/6933/1, которым обществу вменено нарушение статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д.17).
06.03.2009 налоговым органом было вынесено постановление об административном правонарушении N 21/6933/1, о привлечении общества к административной ответственности по статье 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде штрафных санкций в размере 30 000 рублей. (л.д.15-16).
Общество, ссылаясь на отсутствие в его действиях вины и наличие признаков малозначительности правонарушения, с вынесенным постановлением не согласилось и обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требования ООО "Светлана", не дал оценки всем обстоятельствам дела. Выводы суда первой инстанции о совершении обществом административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ошибочны, основаны на неправильной оценке, представленных в материалы дела доказательств.
Статьей 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и расчетов с использованием платежных карт" установлено, что контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Согласно статье 5 Закона N 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели обязаны применять при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт исправную контрольно-кассовую технику, зарегистрированную в налоговых органах и обеспечивающую надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов (фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти), выдавать в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки.
Статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусмотрена ответственность за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин.
Факт реализации товара продавцом за наличный расчет без применения контрольно-кассовой машины по существу обществом не отрицается.
Вместе с тем, апелляционная инстанция считает, что судом не проверена законность получения налоговым органом доказательств, подтверждающих событие правонарушения.
В подтверждение факта невыдачи на руки покупателям кассового чека за проданный товар, налоговым органом представлены: акт проверки от 26.02.2009 N 6933/121 (л.д.18) и протокол об административном правонарушении от 26.02.2009 N 21/6933/1 (л.д.17), в которых указано, что покупателями, не получившими кассового чека, являлся представитель налогового органа, им лично произведен и расчет за покупку.
Согласно части 1 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которого находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с частью 2 данной статьи эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В силу части 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
Апелляционный суд считает, что в рассматриваемом случае налоговым органом не представлено достоверных доказательств, подтверждающих событие правонарушения.
Как видно из материалов дела, при продаже вафель весом 0,210 грамм по цене 20 рублей, покупателями, должностными лицами налогового органа, по существу проведена проверочная закупка.
Между тем, проверочная закупка, в соответствии с пунктом 4 статьи 6 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" является оперативно-розыскным мероприятием, проводимым при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.
Осуществление контроля за применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники возложено на налоговые органы статьей 7 Закона N 54-ФЗ, статьей 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-I "О налоговых органах Российской Федерации", пунктом 5.1.6 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении положения о Федеральной налоговой службе".
Названные нормы предоставляют налоговым органам право проводить проверки в целях осуществления контроля за использованием контрольно-кассовой техники. Однако указанные нормативные правовые акты не определяют методов и порядка проведения таких проверок и полномочий должностных лиц налоговых органов при их проведении.
Ссылка суда первой инстанции о проведении налоговым органом проверки не в форме контрольной закупки, а иной проверки, где проверяющие выступали в качестве покупателей, не основана на нормах права.
Между тем проверочная закупка в силу Закона N 144-ФЗ допускается как оперативно-розыскное мероприятие, проводимое полномочным органом в случаях и порядке, предусмотренных названным Законом. Согласно статье 13 этого Закона налоговые органы не наделены правом проводить оперативно-розыскные мероприятия.
В силу части 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
Следовательно, доказательства нарушения обществом статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях получены налоговым органом с нарушением Федерального закона N 144-ФЗ, а потому они не могут быть использованы в деле об административном правонарушении. Иных доказательств, подтверждающих факт совершения обществом правонарушения, налоговым органом не представлено.
При таких обстоятельствах доводы общества о малозначительности совершенного правонарушения, правового значения для рассмотрения дела не имеют.
С учетом вышеизложенного, апелляционный суд считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, апелляционная жалоба общества удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ст. 269, ст.270,271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение суда от Арбитражного суда Калининградской области от 21.04.2009 по делу N А21-2607/2009 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 2 по Калининградской области от 06.03.2009г. N 21/6933/1 о привлечении ООО "Светлана" к административной ответственности по ст.14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Г.В. Борисова |
Судьи |
Е.А. Фокина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-2607/2009
Истец: ООО "СВЕТЛАНА"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N2 по Калининградской области