г. Санкт-Петербург
09 июля 2009 г. |
Дело N А56-45858/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июля 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 июля 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Я.В. Баркановой,
судей Е.К. Зайцевой, И.А. Сериковой,
при ведении протокола судебного заседания: Е.Г. Ворцман,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-5707/2009) Дачного некоммерческого парнерства "Бриллиант"
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.03.09г. по делу N А56-45858/2008 (судья М.В. Балакир), принятое
по заявлению Дачного некоммерческого партнерства "Бриллиант"
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ленинградской области
3-и лица: 1 - Управление Федеральной регистрационной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области,
2 - Федеральное государственное учреждение "Осинорощинская квартирно-эксплуатационная часть района"
О признании незаконным решения, обязании предоставить земельный участок в аренду,
при участии:
от заявителя: представителя Иванова И.П. по доверенности от 12.01.09г.,
от ответчика: представителя Михеевой Т.В. по доверенности от 11.07.08г.,
от 3-их лиц: 1 - представителя Савеловой Д.О. по доверенности от 11.01.09г.,
2 - представителя Соловьёва Д.А. по доверенности от 11.03.09г.,
установил:
Дачное некоммерческое партнерство "Бриллиант" (далее - Партнерство) обратилось с заявлением о признании незаконным отказа Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ленинградской области (далее - Управление) в предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка площадью 104,7059 га с кадастровым номером 47:07:04-83-001:0010 и обязании Управления заключить договор аренды в отношении названного участка. К участию в деле в качестве третьих лиц были привлечены Управление Федеральной регистрационной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее - Регистрационная служба) и Федеральное государственное учреждение "Осинорощинская квартирно-эксплуатационная часть района" (далее - Учреждение).
Решением Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.03.2009 г. в удовлетворении заявления было отказано.
В апелляционной жалобе Партнерство просит решение суда отменить, заявление удовлетворить, ссылаясь на то, что Министерством обороны РФ было принято решение о передаче земельного участка из земель обороны в гражданское пользование для организации Дачного некоммерческого партнерства "Бриллиант" военнослужащими ЛенВО и ветеранами Вооруженных Сил. Силами членов созданного Партнерства был проведен кадастровый учет земельного участка. Мотивы отказа Управления в предоставлении земельного участка в аренду, связанные с отсутствием согласования передачи земельного участка в аренду лично с Министром обороны РФ, Партнерство считает незаконными.
В судебном заседании апелляционного суда представитель Партнерства доводы жалобы поддержал.
Представитель Учреждения согласился с позицией Партнерства, пояснив, что в связи с неиспользованием земельного участка Учреждение отказалось от права постоянного (бессрочного) пользования участком для организации дачного некоммерческого партнерства.
Представитель Управления против удовлетворения жалобы возражал, ссылаясь на обязательность рекомендаций Федерального агентства по управлению федеральным имуществом, изложенных в письме от 31.05.2007 г. N СС-08/14469, и обращения Министра обороны РФ от 15.05.2007 г. N 205/2/130, на основании которых Партнерству было отказано в предоставлении земельного участка в аренду.
Представитель Регистрационной службы оставил рассмотрение дела на усмотрение апелляционного суда.
Исследовав материалы дела и заслушав мнения представителей сторон, апелляционный суд установил следующее.
Земельный участок площадью 104,7059 га, с кадастровым номером 47:07:04-83-001:0010, расположенный по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, дер. Агалатово, 21 км Приозерского шоссе (далее - земельный участок), относится к землям обороны, право федеральной собственности на участок зарегистрировано 25.05.2009 г.
От ранее предоставленного права постоянного (бессрочного) пользования участком Учреждение отказалось в связи с неиспользованием земельного участка и в целях организации дачного некоммерческого партнерства военнослужащими ЛенВО и ветеранами Вооруженных Сил, что подтверждается письмом Учреждения за подписью начальника КЭЧ О.Коржавина с отметкой о согласовании отказа 27.04.2006 г. ВрИО начальника КЭУ ЛенВО И.Кондратьева.
Письмом за подписью ВрИО начальника Службы расквартирования и обустройства Министерства обороны РФ от 06.04.2006 г. N 147/3/3/22321 Управлению было сообщено о передаче земельного участка в гражданское пользование для организации дачного некоммерческого партнерства "Бриллиант" с просьбой прекратить закрепленное за Министерством обороны РФ право постоянного (бессрочного) пользования участком.
25.02.2005 г. в Единый государственный реестр юридических лиц была внесена запись о регистрации Дачного некоммерческого партнерства "Бриллиант", созданного офицерами и военными пенсионерами Вооруженных Сил, что подтверждается списком, утвержденным и.о. начальника КЭУ ЛенВО И.Кондратьевым.
В деле имеется кадастровый план земельного участка от 22.10.2008г. N 35/08-7-2087 с указанием в качестве разрешенного использования на организацию дачного некоммерческого партнерства.
07.08.2008 г. Партнерство обратилось в Управление с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду на 49 лет, на которое 20.08.2008 г. Управлением был дан отказ, мотивированный отсутствием согласования передачи земельного участка в аренду лично с Министром обороны РФ, со ссылкой на обязательность рекомендаций Федерального агентства по управлению федеральным имуществом, изложенных в письме от 31.05.2007 г. N СС-08/14469, и обращения Министра обороны РФ от 15.05.2007 г. N 205/2/130.
Оценивая законность названного отказа, апелляционный суд исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 4 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы Российской Федерации, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации, являются федеральной собственностью.
В силу положений пункта 2 статьи 7 того же Кодекса земли указанной категории используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 93 ЗК РФ землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 названного Кодекса.
Исполнительные органы государственной власти, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, могут передавать отдельные земельные участки из земель, предоставленных для нужд обороны и безопасности, в аренду или безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и гражданам для сельскохозяйственного, лесохозяйственного и иного использования.
Органом, уполномоченным от имени собственника - Российской Федерации, принимать решение о распоряжении земельными участками на территории Ленинградской области, является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в лице соответствующего территориального управления.
Статьей 45 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком может быть прекращено по двум основаниям: при отказе землепользователя от принадлежащего ему права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 Земельного кодекса Российской Федерации, включая подачу в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 того же Кодекса, заявления об отказе соответствующего лица от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком по установленной форме.
Учитывая то, что отказ от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком был направлен в адрес Управления как Учреждением, так и Министерством обороны РФ, апелляционный суд считает, что земельный участок в целях, указанных в статье 93 Земельного кодекса Российской Федерации, не используется. Более того, из представленного в дело свидетельства о праве федеральной собственности от 25.05.2009 г. не следует, что в отношении земельного участка существуют какие-либо обременения, в том числе в виде права постоянного (бессрочного) пользования.
В силу подпункта 2 пункта 5 статьи 87 и пункта 5 статьи 93 Земельного кодекса Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать отдельные земельные участки из земель, предоставленных для нужд обороны и безопасности, в аренду юридическим лицам.
Условия передачи из земель, предоставленных для нужд обороны и безопасности, находящихся в федеральной собственности, земельных участков, не используемых для указанных нужд, юридическим лицам и гражданам в аренду или безвозмездное срочное пользование для сельскохозяйственного, лесохозяйственного и иного использования предусмотрены Постановлением Правительства РФ от 31.03.2006 N 176. Названным постановлением установлена обязанность Федерального агентства по управлению государственным имуществом (его территориального органа) в 2-недельный срок со дня поступления заявления принять решение о предоставлении заявителю земельного участка либо об отказе в его предоставлении в случае, если заявленная цель использования земельного участка не соответствует земельному законодательству Российской Федерации и разрешенному использованию.
При таких обстоятельствах Управление должно было, рассмотрев заявление Партнерства, направить в адрес последнего проект договора аренды земельного участка.
Оценив мотивы отказа Управления в предоставлении в аренду земельного участка, апелляционный суд считает их не соответствующими закону ввиду следующего.
Рекомендации Федерального агентства по управлению федеральным имуществом, изложенные в письме от 31.05.2007 г. N СС-08/14469, и обращение Министра обороны РФ от 15.05.2007 г. N 205/2/130, предусматривающие согласование передачи земельных участков в аренду лично с Министром обороны РФ, в силу отсутствия регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации не могли применяться при регулировании соответствующих правоотношений. При таких обстоятельствах названные выше документы противоречат постановлению Правительства РФ от 13.08.97 N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" и Приказу Министерства юстиции РФ от 14.07.99 N 217 "Об утверждении Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации".
На основании изложенного решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований следует отменить, признать незаконным отказ Управления в предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка площадью 104,7059 га с кадастровым номером 47:07:04-83-001:0010. В порядке восстановления нарушенных прав Партнерства апелляционный суд считает необходимым обязать Управление в 10-ти дневный срок направить в адрес Партнерства проект договора аренды земельного участка.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.03.09г. отменить.
Признать незаконным решение руководителя Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ленинградской области от 20.08.2008 г. N 15-4986/08-0-1 об отказе в предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельного участка площадью 104,7059 га с кадастровым номером 47:07:04-83-001:0010, оформленное письмом от 20.08.2008 г.
Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ленинградской области в 10-ти дневный срок направить в адрес Дачного некоммерческого партнерства "Бриллиант" проект договора аренды сроком на 49 лет в отношении земельного участка площадью 104,7059 га с кадастровым номером 47:07:04-83-001:0010.
Возвратить Дачному некоммерческому партнерству "Бриллиант" из бюджета РФ 3 000 руб. расходов по оплате государственной пошлины по делу.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Я.В. Барканова |
Судьи |
Е.К. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-45858/2008
Истец: Дачное некоммерческое партнерство "Бриллиант", Дачное некоммерческое парнерство "Бриллиант"
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ленинградской области
Третье лицо: Федеральное государственное учреждение "Осинорощинская квартирно-эксплуатационная часть района", Управление Федеральной регистрационной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области