г. Санкт-Петербург
09 июля 2009 г. |
Дело N А26-710/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июля 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 июля 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего А.Б. Семеновой
судей Л.В. Зотеевой, И.Г. Савицкой
при ведении протокола судебного заседания: Т.Н. Светловой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6963/2009) ООО "Карелфинлес" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 16.04.2009 по делу N А26-710/2009 (судья М.А. Одинцова), принятое
по иску (заявлению) ООО "Карелфинлес"
к ГУ Республики Карелия "Костомукшское центральное лесничество"
3-е лицо: Министерство лесного комплекса Республики Карелия
о признании незаконными действий по проведению внеплановой проверки
при участии:
от истца (заявителя): не явился (уведомлен - почтовое уведомление N 17231, 17232)
от ответчика (должника): не явился (уведомлен - почтовое уведомление N 17233)
от 3-го лица: не явился (уведомлен - почтовое уведомление N 17234)
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Карелфинлес" (далее - заявитель, ООО "Карелфинлес", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконными действий должностного лица государственного учреждения Республики Карелия "Костомукшское центральное лесничество" (далее - Учреждение, лесничество) по проведению внеплановой проверки исполнения договоров аренды лесных участков Общества, как несоответствующих требованиям Федерального закона N 134-ФЗ "О
защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)".
Определением от 04.03.2009 суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика без самостоятельных требований Министерство лесного комплекса Республики Карелия.
Решением от 16.04.2009 суд в удовлетворении заявленных требований обществу отказал.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ООО "Карелфинлес" подало апелляционную жалобу, в которой просило отменить обжалуемое решение и принять по делу новый судебный акт, считает, что должностные лица Учреждения не обладали полномочиями на проведение государственного лесного контроля (надзора), у Учреждения отсутствовали основания для проведения внеплановой проверки, проверка инициирована в нарушение абзаца 1 пункта 5 статьи 7 Закона N 134-ФЗ.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о месте и времени судебного разбирательства уведомлены надлежащим образом. От Министерства лесного комплекса Республики Карелия поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором Министерство поддерживает позицию лесничества, указывает, что решение о проведении мероприятий государственного лесного контроля и надзора в виде внеплановой проверки исполнения договоров аренды лесных участков принято в пределах полномочий ГУ РК "Костомукшское центральное лесничество" и их должностных лиц.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ (АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, что Учреждение направило обществу извещение от 19.01.2009 N 33 о проведении с 26.01.2009 по 27.02.2009 внеплановой проверки исполнения всех договоров аренды лесных участков ООО "Карелфинлес" согласно приложенному к нему графику проведения проверок. В извещении сообщалось о необходимости обеспечить явку представителя общества (т.1 л.д.15).
Основанием для проведения внеплановой проверки в извещении указан Приказ Министерства лесного комплекса Республики Карелия от 11.01.2009 N 1 "О
проведении внеплановых проверок ЗАО "Комилесзаготпром", ЗАО "Приоритет", ООО "Карелфинлес". Данным приказом предписано в связи с поступлением письма Следственного Управления при МВД по Республике Карелия от 29.12.2008 N 35/3876 провести начальнику ГУ РК "Костомукшское центральное лесничество" в срок до 1 марта 2009 внеплановую проверку исполнения ООО "Карелфинлес" всех договоров аренды лесных участков (т.1 л.д.36).
Из письма Следственного Управления при МВД Республики Карелия от 29.12.2008 N 35/3876 следует, что необходимость в проведении проверки выполнения обязательств по договорам аренды возникла в ходе расследования уголовного дела, в связи с выявлением наличия признаков нарушения лесного законодательства при ведении лесозаготовительной деятельности вышеперечисленными организациями (т.1 л.д.39).
На основании Приказа Министерства лесного комплекса РК N 1 от 11.01.2009 начальником лесничества издан приказ от 16.01.2009 N 2-п "О проведении внеплановых проверок ЗАО "Комилесзаготпром", ООО "Карелфинлес", согласно которому участковые лесничие участковых лесничеств должны в срок с 26.01.2009 по 27.02.2009 провести в установленном порядке внеплановые проверки исполнения обществом договоров аренды лесных участков (т.1 л.д.37-38).
Не согласившись с действиями должностного лица лесничества по проведению внеплановой проверки, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Апелляционный суд, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона N 134-ФЗ от 08.08.2001 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)", действовавшего в период проведения проверки (далее - Закон N 134-ФЗ), юридические лица вправе обжаловать действия должностных лиц органов государственного контроля (надзора) в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Исходя из положений части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц
арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решения и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отказывая ООО "Карелфинлес" в удовлетворении заявленных требований, суд правомерно исходил из следующего.
Природопользование, охрана окружающей среды, лесное, административное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктами "д" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации.
Согласно пункту 36 статьи 81 Лесного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений относится установление порядка осуществления контроля и надзора за использованием, охраной, защитой, воспроизводством лесов (государственного лесного контроля и надзора).
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 83 Кодекса Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление государственного лесного контроля и надзора.
Приказом Министерства лесного комплекса РК N 178 от 14.04.2008 установлены полномочия центральных лесничеств, в том числе осуществление государственного лесного контроля и надзора, а также привлечение в установленном порядке арендаторов лесного фонда к административной ответственности за нарушение законодательства в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.
На основании пункта 9 распоряжения Правительства Республики Карелия от 22.11.2007 N 417р-П ГУ РК "Муезерский лесхоз", ГУ РК "Суккозерский лесхоз" реорганизованы в форме слияния с образованием ГУ РК "Костомукшское центральное лесничество". Согласно пункту 12 данного распоряжения основной целью деятельности лесничества является осуществление функций
территориальных единиц управления в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (т.1 л.д.127).
В соответствии со статьей 96 Лесного кодекса РФ государственным лесным инспекторам и лесничим предоставлены права: осуществлять проверки соблюдения лесного законодательства; составлять по результатам проверок акты и предоставлять их для ознакомления юридическим лицам, осуществляющим использование лесных участков; предъявлять юридическим лицам требования об устранении выявленных в результате проверок нарушений; предъявлять иски в арбитражный суд в пределах их компетенции и осуществлять иные предусмотренные федеральными законами права.
Согласно пункту 7 Положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.06.2007 N 394, перечень должностных лиц органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор и являющихся государственными лесными инспекторами, устанавливается указанными органами.
В соответствии с Приказом Министерства лесного комплекса Республики Карелия N 155 от 04.04.2008 государственный лесной контроль и надзор вправе осуществлять, в том числе, начальники лесничеств - заместители главного государственного лесного инспектора в Республике Карелия в пределах своих полномочий, заместители начальников лесничеств - старшие государственные лесные инспекторы в лесничествах и лесопарках Республики Карелия в пределах своих полномочий.
Приказом Министерства лесного комплекса РК от 17.09.2008 N 637 установлен перечень должностных лиц, осуществляющих государственный контроль и надзор, в который входят в том числе лесничие - государственные лесные инспекторы в лесничествах и лесопарках Республики Карелия в пределах своих полномочий.
Подлежит отклонению довод общества о том, что Учреждение является хозяйствующим субъектом, в связи с чем не имеет права осуществлять государственные функции, в том числе функции по осуществлению государственного контроля. Поскольку согласно статье 120 ГК РФ учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций
некоммерческого характера, в данном случае учреждение создано распоряжением Правительства Республики Карелия, ГУ РК "Костомукшское центральное лесничество" хозяйствующим субъектом не является.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правомерно отклонил доводы заявителя об отсутствии у лесничества полномочий на проведение проверок, в том числе исполнения договоров аренды лесных участков. Начальником лесничества правомерно издан приказ от 16.01.2009 N 2-п о проведении внеплановых проверок ООО "Карелфинлес", лесничие участковых лесничеств имели право на проведение проверки общества. Право осуществления контроля за состоянием, использованием, охраной и защитой леса, соблюдением лесного законодательства, норм и правил лесопользования и условий договора аренды предусмотрено пунктом 3.1.1 раздела 3 Договоров аренды лесных участков.
Доводы заявителя относительно отсутствия оснований для проведения внеплановой проверки суд считает несостоятельными.
Пунктом 5 статьи 7 Закона N 134-ФЗ предусмотрены случаи проведения внеплановых контрольных проверок.
В соответствии с пунктом 5 статьи 7 Закона N 134-ФЗ внеплановой проверке, предметом которой является контроль исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений, подлежит деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя при выявлении в результате планового мероприятия по контролю нарушений обязательных требований.
Внеплановые мероприятия по контролю проводятся органами государственного контроля (надзора) также в случаях: получения информации от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти о возникновении аварийных ситуаций, об изменениях или о нарушениях технологических процессов, а также о выходе из строя сооружений, оборудования, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; возникновения угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды, повреждения имущества, в том числе в отношении однородных товаров (работ, услуг) других юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей; обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов
действиями (бездействием) иных юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, связанные с невыполнением ими обязательных требований, а также получения иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений.
Подпунктом "б" пункта 12 Положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора также предусмотрено проведение государственного лесного контроля и надзора в форме внеплановых проверок.
Основанием для совершения должностным лицом ответчика действий по назначению внеплановой проверки общества в данном случае явилось письмо Следственного Управления при МВД Республики Карелия от 29.12.2008 N 35/3876. Информация исходила от органа государственной власти, содержала поручение на проведение проверки общества и свидетельствовала о наличии признаков нарушения лесного законодательства, в связи с чем судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о наличии достаточных оснований для проведения указанной проверки.
Таким образом, суд первой инстанции в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ полно и всесторонне оценил представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи, сделав обоснованный вывод о том, что действия должностного лица Учреждения совершены в пределах установленной компетенции, в соответствии с требованиями законодательства, регулирующего порядок осуществления государственного контроля и надзора в области обеспечения соблюдения лесного законодательства.
Кроме того, правильным является вывод, изложенный в решении суда, о том, что обществом не представлено доказательств того, что действия Учреждения по проведению внеплановой проверки исполнения договоров аренды повлекли нарушения прав и законных интересов ООО "Карелфинлес".
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы общества.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 16 апреля 2009 года по делу N А26-710/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Карелфинлес" без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-710/2009
Истец: общество с ограниченной ответственностью "Карелфинлес"
Ответчик: государственное учреждение Республики Карелия "Костомукшское центральное лесничество"
Третье лицо: Министерство лесного комплекса Республики Карелия