г. Санкт-Петербург
15 июля 2009 г. |
Дело N А21-3593/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июля 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 июля 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Третьяковой Н.О.
судей Дмитриевой И.А., Згурской М.Л.
при ведении протокола судебного заседания: Ким Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-6671/2009) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Калининградской области на определение Арбитражного суда Калининградской области от 23.04.2009 по делу N А21-3593/2009 (судья Сергеева И.С.), принятое
по заявлению Отдела по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации Пионерского городского округа
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Калининградской области
о принятии обеспечительных мер
при участии:
от заявителя: не явился, извещен;
от ответчика: не явился, извещен;
установил:
Отдел по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации Пионерского городского округа (далее - Отдел, заявитель) обратился в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Калининградской области (далее - Инспекция, налоговый орган) N 2900 от 23.12.2008.
Одновременно Отделом заявлено ходатайство о принятии обеспечительных мер в виде запрета налоговому органу совершать действия по исполнению указанного решения, касающиеся предмета спора.
Определением суда от 23.04.2009 ходатайство о принятии обеспечительных мер удовлетворено.
В апелляционной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит определение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, в соответствии с которым в удовлетворении ходатайства о принятии обеспечительных мер отказать. По мнению подателя жалобы, поскольку заявитель является бюджетным учреждением, финансируется из средств местного бюджета и у него открыт лицевой счет, то в соответствии с пунктом 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) взыскание с него налогов, пени, штрафных санкций может производиться только в судебном порядке. Применение Инспекцией судебного порядка взыскания налогов, пеней и штрафных санкций не может повлечь приостановление всех расходных операций по счетам заявителя и привести к нецелевому расходованию денежных средств местного бюджета.
В судебное заседание стороны не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в связи с чем, суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть жалобу в их отсутствии.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Отдел по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации Пионерского городского округа заявил ходатайство о принятии обеспечительных мер в виде запрета налоговому органу совершать действия по исполнению оспариваемого им решения инспекции N 2900 от 23.12.2008.
Суд первой инстанции, признав ходатайство заявителя обоснованным и связанным с предметом спора, удовлетворил его.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что жалоба Инспекции подлежит удовлетворению.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 90 АПК РФ арбитражный суд по заявлению лица, участвующего в деле, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, и иного лица может принять срочные временные меры, направленные на обеспечение иска или имущественных интересов заявителя (обеспечительные меры).
Обеспечительные меры допускаются на любой стадии арбитражного процесса, в случае наличия одного из следующих оснований
1) если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, в том числе, если исполнение судебного акта предполагается за пределами Российской Федерации
2) в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю (часть 2 статьи 90 АПК РФ).
Заявитель обосновал обращение с ходатайством о принятии обеспечительных мер тем, что взыскание налогов, пени и штрафов на общую сумму 397 089,74 руб. повлечет за собой приостановление всех расходных операций, а также приведет к нецелевому расходованию денежных средств местного бюджета.
Суд первой инстанции признал доводы Отдела обоснованными и удовлетворил заявленное ходатайство, запретив Инспекции совершать любые действия, связанные с исполнением обжалуемого решения N 2900 от 23.12.2008 до вступления решения суда в законную силу.
Между тем, в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 45 НК РФ с организации, которой открыт лицевой счет, взыскание налога производится в судебном порядке.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в постановлении Пленума от 17.05.2007 N 31 "О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение" также разъяснил, что взыскание с бюджетных учреждений задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам за налоговые правонарушения осуществляется в судебном порядке, поскольку применение к данным организациям установленной статьями 46 и 47 Налогового кодекса Российской Федерации внесудебной процедуры взыскания по решению налогового органа исключено абзацем четвертым пункта 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом первой инстанции, подтверждается материалами дела и не оспаривается заявителем, Отдел по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации Пионерского городского округа является структурным подразделением администрации Пионерского городского округа и финансируется из местного бюджета, то есть является бюджетным учреждением.
Таким образом, взыскание налогов, пеней, штрафных санкций доначисленных по оспариваемому решению инспекции, возможно только в судебном порядке.
При таких обстоятельствах указанные в части 2 статьи 90 АПК РФ основания для удовлетворения заявления о принятии обеспечительных мер отсутствуют, в связи с чем, суд первой инстанции неправомерно удовлетворил ходатайство Отдела о принятии обеспечительных мер.
Учитывая изложенное, определение суда от 23.04.2009 года подлежит отмене.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Калининградской области от 23.04.2009 по делу N А21-3593/2009 отменить.
Ходатайство Отдела по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации Пионерского городского округа о принятии обеспечительных мер оставить без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.О. Третьякова |
Судьи |
И.А. Дмитриева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-3593/2009
Истец: Отдел по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации Пионерского городского округа
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N10 по Калининградской области
Хронология рассмотрения дела:
19.10.2009 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-6671/2009