г. Санкт-Петербург
23 июля 2009 г. |
Дело N А21-1331/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июля 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 июля 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Старовойтовой О.Р.
судей Горбик В.М., Зайцевой Е.К.
при ведении протокола судебного заседания: Куклиной Ю.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 13АП-6560/2009, 13АП-7085/2009) 1) Конкурсного агентства Калининградской области, 2) ООО "Тотем два" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 13.04.2009г. по делу N А21-1331/2009 (судья Залужная Ю.Д.), принятое
по иску ООО АТП "Гурьевские линии-1"
к 1) Конкурсному Агентству Калининградской области, 2) Министерству развития инфраструктуры Калининградской области, 3) ООО "Тотем два"
о признании недействительными результатов конкурса по лоту N 1, оформленного протоколом от 29.10.2008г. и договора N 161 на осуществление пассажирских перевозок по маршруту N 101 г. Гурьевск-пос. Луговое
при участии:
от истца: адвокат Абдурахманов С.И. доверенность от 01.07.2009г., удостоверение
от ответчиков: 1) Саламатина Н.В. доверенность от 13.05.2009г. б/н, удостоверение; 2), 3) - не явились, извещены
установил:
Общество с ограниченной ответственностью АТП "Гурьевские линии-1" (далее - ООО АТП "Гурьевские линии-1", Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительными: результатов открытого конкурса на право заключения договора об организации регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на маршрутах внутриобластной (межмуниципальной) автобусной маршрутной сети по лоту N 1 (маршрут N 101 "Гурьевск - пос. Луговое"), организованного Конкурсным агентством Калининградской области 29.10.2008г.; договора N 161 на осуществление пассажирских перевозок по маршруту N 101 "Гурьевск-пос. Луговое", заключенного 12.11.2008г. между Министерством развития инфраструктуры Калининградской области и Обществом с ограниченной ответственностью "Тотем два" (далее - ООО "Тотем два") по результатам открытого конкурса на право заключения договора об организации регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на маршрутах внутриобластной (межмуниципальной) автобусной маршрутной сети по лоту N 1 (маршрут N 101 "Гурьевск - пос. Луговое").
Определением арбитражного суда от 25.03.2009г. Министерство развития инфраструктуры Калининградской области и ООО "Тотем два" привлечены к участию в деле в качестве ответчиков.
Решением суда от 13.04.2009г. требования ООО АТП "Гурьевские линии-1" удовлетворены; признан недействительным результат открытого конкурса по лоту N 1 на право заключения договора об организации регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на маршрутах внутриобластной (межмуниципальной) автобусной маршрутной сети по маршруту N 101 сообщением "Гурьевск - пос. Луговое", оформленный протоколом N 2/02-у от 29.10.2008г.; признан недействительным договор N 161 на осуществление пассажирских перевозок по маршруту N 101 "Гурьевск - пос. Луговое", заключенный 12.11.2008г. между Министерством развития инфраструктуры Калининградской области и ООО "Тотем два".
На решение суда поданы апелляционные жалобы Конкурсным агентством Калининградской области и ООО "Тотем два".
Конкурсное агентство Калининградской области просит решение от 13.04.2009г. отменить, в удовлетворении требований ООО АТП "Гурьевские линии - 1" отказать, не соглашаясь с выводом суда о том, что результат конкурса не соответствует требованиям конкурсной документации.
Необходимое для выполнения перевозок количество транспортных средств по Конкурсу было представлено в приложении к разделу I "Информационная карта открытого конкурса" конкурсной документации и составляло 10 единиц транспортных средств, вместимостью от 9 посадочных мест и более. Предоставление документов, подтверждающих наличие у участника конкурса резервных транспортных средств, а также содержащих сведения об их количестве, конкурсной документацией предусмотрено не было. По оспариваемому Конкурсу сведения должны были быть представлены по 10 транспортным средствам.
Конкурсное агентство Калининградской области считает необоснованными выводы суда первой инстанции о том, что конкурсной комиссией должно было быть отказано в допуске к участию в конкурсе ООО "Тотем два", так как его заявка предусматривала только 10 единиц, а не 11 единиц транспорта в соответствии с пунктом 1.4 конкурсной документации, а по заявке истца, содержащей 14 единиц транспорта, в связи с допуском его к участию в конкурсе, комиссия должна была оценивать все 14 единиц транспорта.
Тот факт, что направленные истцом после вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе документы находятся в составе его заявки, не подтверждает, что они приняты и приобщены к заявке на участие в конкурсе, и следовательно были рассмотрены, а сведения по транспортным средствам учтены. Данные документы истцом официально в адрес конкурсной комиссии не представлялись, в связи с чем официального ответа на данные документы не направлялось. Поскольку данные документы поступили неофициально, то Агентством они были представлены всем членам конкурсной комиссии для ознакомления. По мнению комиссии, документы подлежали отклонению от рассмотрения, так как они были предоставлены с нарушением требований конкурсной документации (направлены после окончания срока подачи заявок, неофициально).
Кроме того, суд первой инстанции необоснованно взыскал с Конкурсного агентства Калининградской области 4 000 руб. судебных расходов по государственной пошлине, поскольку Конкурсное агентство Калининградской области является ответчиком и в соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождается от уплаты государственной пошлины.
ООО "Тотем два" в апелляционной жалобе просит решение от 13.04.2009г. отменить, принять по делу новый судебный акт, отказать ООО АТП "Гурьевские линии - 1" в удовлетворении заявленных требований, полагая, что ООО "Тотем два" соответствовало требованиям к участникам конкурса согласно пункта 1.4 конкурсной документации, так как предусмотренный 5% резерв был Обществом соблюден с учетом его заявок по другим лотам.
В судебном заседании представитель Конкурсного агентства Калининградской области поддержал доводы апелляционной жалобы.
По мнению присутствовавшего в судебном заседании представителя ООО АТП "Гурьевские линии-1", апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению.
Извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства Министерство развития инфраструктуры Калининградской области, ООО "Тотем два" своих представителей в судебное заседание не направили, поэтому апелляционные жалобы рассмотрены в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, на официальном сайте Правительства Калининградской области было опубликовано извещение о проведении открытого конкурса на право заключения договоров об организации регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на маршрутах внутриобластной (межмуниципальной) автобусной маршрутной сети.
В конкурсе приняли участие 6 перевозчиков, в том числе по оспариваемому заявителем лоту два перевозчика - ООО АТП "Гурьевские линии-1" и ООО "Тотем два".
По результатам вскрытия конвертов (протокол N 2/01-у от 17.09.2008г.) был составлен список участников открытого конкурса, допущенных по каждому из лотов.
Протоколом N 2/02-у от 29.10.2008г. рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе победителем конкурса по лоту N 1 признано ООО "Тотем два", которому присвоен наибольший весовой коэффициент и которым предложены лучшие условия организации регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования.
12.11.2008г. между победителем конкурса ООО "Тотем два" и Министерством развития инфраструктуры Калининградской области был заключен договор N 161 об организации регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на маршрутах внутриобластной (межмуниципальной) автобусной маршрутной сети по маршруту N 101 "Гурьевск - пос. Лкговое через г. Калининград", N 115 "г. Калининград - пос. Каширское через г. Гурьевск, пос. Лазаревское, пос. Пирового", N 146 "пос. Яблоневка - пос. Черемохово через г. Калининград".
Конкурс был проведен на основании статьи 13 Закона Калининградской области от 09.02.2007г. N 116 "О пассажирских перевозках на автомобильном транспорте в Калининградской области".
Предметом конкурса являлось заключение договора об организации регулярных перевозок на одном (нескольких) маршрутах регулярного сообщения или выполнение отдельных рейсов с соблюдением требований, указанных в конкурсной документации.
Конкурсная документация утверждена заказчиком-организатором перевозок - Министерством развития инфраструктуры Калининградской области по согласованию с организатором конкурса - Конкурсным агентством Калининградской области.
Общество оспаривает результаты конкурса по основанию неверной оценки при сопоставлении заявок участников конкурса по весовому коэффициенту критерия N 2 "год выпуска транспортных средств". По мнению заявителя, исходя из данного критерия лучшие условия были предложены ООО АТП "Гурьевские линии-1", общий весовой коэффициент которого в результате должен был превысить весовой коэффициент ООО "Тотем два".
В соответствии с положениями Конкурсной документации - с пунктом 1.4 раздела I "Информационная карта открытого конкурса" к участнику конкурса (отдельного лота) предъявляются в том числе следующие условия: количество транспортных средств участника конкурса (отдельного лота) должно на 5% превышать общее количество, необходимое для выполнения перевозок по заявленным лотам (маршрутам) (данный показатель соответствует числу транспортных средств, округленных до большого целого числа).
В соответствии с приложением N 1 к разделу "Информационная карта открытого конкурса" по лоту N 1 маршрут N 101 "г. Гурьевск - пос. Луговое через г. Калининград" заявлено 10 автобусов.
Проанализировав данные условия конкурсной документации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что по смыслу положений пункта 1.4 конкурсной документации по лоту N 1 (номер маршрута 101) участниками конкурса, изъявившими желание принять в нем участие, должны быть поданы документы в отношении 11 единиц транспортных средств (5% превышающих общее количество, необходимое для выполнения перевозок по заявленным лотам, округленных до большего целого числа).
Вместе с тем в заявке на участие в конкурсе, которая согласно подпункту 9 пункта 1.5 Конкурсной документации подается участником конкурса по форме приложения N 1 к форме N 2 "заявка на участие в конкурсе", количество транспортных средств, предлагаемых для осуществления перевозок по вышеуказанному лоту, в соответствии с требованиями Приложения N 1 к форме 2 "заявка на участие в открытом конкурсе" (л.д. 32 том 2) должно соответствовать количеству, указанному в Приложении к разделу I "Информационная карта открытого конкурса" (применительно к спорному лоту N 1 - 10 автобусов).
Наличие указанных противоречий в Конкурсной документации привело к тому, что к участию в конкурсе по спорному лоту N 1 были допущены оба участника: ООО "Тотем два", заявившее 10 единиц транспорта, и ООО АТП "Гурьевские линии-1", заявившее 14 единиц транспорта, сопоставление заявок осуществлялось конкурсной комиссией по 10 единицам транспортных средств.
При этом из 14 заявленных ООО АТП "Гурьевские линии-1" транспортных средств были оценены 10 единиц, из которых 6 единицам (до 1993 г. выпуска) было присвоено по "0" баллов, 2-м единицам транспортных средств 2006 г. выпуска - по 13 баллов и двум транспортным средствам 2007 г. выпуска по 14 баллов, всего 54 балла или весовой коэффициент 0,2. Такое же количество баллов (весовой коэффициент) по критерию N 2 "Год выпуска транспортных средств" было присвоено участнику конкурса - ООО "Тотем два".
Кроме того, как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, согласно представленным в материалы дела Конкурсным агентством "Условиям исполнения договора по лоту N 1" конкурсной комиссией оценивались по году выпуска 2006 г., 2007 г. одни транспортные средства ООО АТП "Гурьевские линии-1" (4 единицы ПАЗ 4230 - 110-03 "Аврора", при этом неверно указан год выпуска ПАЗ 4230-110-03 АМ 07739 и ПАЗ 4230 -110-03 АМ 07639 по сравнению с заявленными Обществом - л.д. 82 том 2 и л.д. 127 том 1), а согласно другому варианту документа "Условия исполнения договора по лоту N 1", также представленному Конкурсным агентством Калининградской области (л.д. 53-54 том 2), по году выпуска 2006 г., 2007 г. оценивались уже другие транспортные средства, заявленные ООО АПТ "Гурьевские линии - 1" (3 единицы MUDAN N MD 6750 и 1 единица MERCEDES-BENZ SPRINTER).
При этом, как правильно установлено судом первой инстанции, если бы конкурсной комиссией были оценены все 8 единиц транспортных средств 2006 г., 2007 г. выпуска, заявленные ООО АТП "Гурьевские линии - 1", и 2 единицы транспортных средств до 1993 г. (всего 10 единиц), то по критерию N 2 сумма баллов ООО АТП "Гурьевские линии - 1" составила бы 106 баллов, что в совокупности с остальными баллами по критериям 1,3, 4 с учетом весового коэффициента составило бы 0,959 баллов, то есть больше, чем у победителя конкурса ООО "Тотем два", набравшего 0,937 баллов.
Апелляционным судом не принимается довод Конкурсного агентства Калининградской области о неофициальной оценке 4-х единиц транспортных средств ООО АТП "Гурьевские линии - 1", документы на которые поступили после вскрытия конвертов с заявками (30.09.2008г.), поскольку возможность такой неофициальной оценки и сопоставления заявок не предусмотрена законодательством и конкурсной документацией.
Кроме того, обстоятельство поступления дополнительных документов после подачи заявки ООО АТП "Гурьевские линии - 1" конкурсной комиссией документально не зафиксировано, также невозможно определить, какую оценку условий исполнения договора по лоту N 1 (на л.д. 53 или л.д. 82 том 2), по мнению Конкурсного агентства Калининградской области, следует признать надлежащей, и по каким основаниям конкурсная комиссия в каждом варианте оценки выбрала только 4 единицы транспортных средств 2006 г., 2007 года выпуска, а не все 8 единиц 2006 г., 2007 года выпуска.
Конкурсным агентством Калининградской области также не обоснована невозможность принятия и рассмотрения дополнительных документов, указанных в заявке, но не приложенных к ней, в соответствии с положениями абзаца 3 пункта 2.10 Конкурсной документации, согласно которому конкурсная комиссия вправе в любой момент до подведения итогов конкурса потребовать от участников конкурса (отдельного лота) представления дополнительных документов, а также в письменном (устном виде) разъяснений любых сведений и положений, содержащихся в представленных ими документах в составе заявки на участие в конкурсе.
Таким образом, вышеприведенные противоречия в конкурсной документации, а также действия конкурсной комиссии ошибочные и не соответствующие положениям Конкурсной документации, привели к созданию одному из участников торгов преимущественных условий участия в торгах, к нарушению порядка определения победителя, то есть лица, предложившего лучшие условия исполнения договора на организацию перевозок пассажиров автомобильным транспортном общего пользования, что в соответствии с пунктами 1, 4 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" является основанием для признания соответствующих торгов и заключенных по результатам таких торгов сделок недействительными.
В соответствии с частью 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.
Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги (часть 2 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Торги, проведенные с нарушением правил, установленных статьей 17 Федерального закона "О защите конкуренции", статьями 27, 28 Федерального закона от 21.07.2005г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и заключенный по результатам торгов договор правомерно признаны судом первой инстанции недействительными.
Суд первой инстанции обоснованно взыскал с Конкурсного агентства Калининградской области в пользу Общества 4 000 руб. судебных расходов по государственной пошлине, поскольку из сложившейся арбитражной практики следует, что распределение судебных расходов в случае удовлетворения требований истца (заявителя), не освобожденного от уплаты государственной пошлины, осуществляется в соответствии с требованиями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, то есть с государственного органа или органа местного самоуправления взыскиваются судебные расходы.
Апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 13 апреля 2009 года по делу N А21-1331/2009 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Р. Старовойтова |
Судьи |
В.М. Горбик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-1331/2009
Истец: ООО АТП "Гурьевские линии-1"
Ответчик: ООО "Тотем два", Министерство развития инфраструктуры Калининградской области, Конкурсное Агентство Калининградской области
Хронология рассмотрения дела:
03.06.2010 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-7424/2010
28.10.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N А21-1331/2009
23.07.2009 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-6560/2009