г. Санкт-Петербург
21 июля 2009 г. |
Дело N А42-936/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июля 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 июля 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего А.Б. Семеновой
судей И.Г. Савицкой, А.С. Тимошенко
при ведении протокола судебного заседания: Т.Н. Светловой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-7267/2009) ОАО "Арктические морские инженерно-геологические экспедиции" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 30.04.2009 по делу N А42-936/2009 (судья Л.Е. Беляева), принятое
по иску (заявлению) ОАО "Арктические морские инженерно - геологические экспедиции"
к Мурманской таможне
о признании недействительным требования от 28.11.08 N 136 об уплате таможенных платежей
при участии:
от истца (заявителя): представителя А.Е. Коломиец (доверенность от 16.01.09 N 24)
от ответчика (должника): представителя И.Ю. Шевцова (доверенность от 15.04.08 N 25-19/6847)
установил:
Открытое акционерное общество "Арктические морские инженерно-геологические экспедиции" (Далее - Общество, заявитель, ОАО "АМИГЭ") обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным требования Мурманской таможни (Далее - Таможня, таможенный орган) от 28.11.2008 N 136 об уплате таможенных платежей и пени.
Решением от 30 апреля 2009 года суд признал недействительным оспариваемое требование в части уплаты пени, превышающем 54453руб. 40коп., в остальной части в удовлетворении заявленного требования отказал.
Суд пришел к выводу о том, что, поместив на таможенной территории Российской Федерации под таможенный режим "перемещение припасов" дизельное топливо и масло М14Г2ЦС, Общество взяло на себя ответственность по соблюдению ограничений, налагаемых на данный товар условиями данного таможенного режима. Осуществляя впоследствии каботажные рейсы на таможенной территории Российской Федерации, Общество использовало часть указанных припасов при осуществлении производственной деятельности, чем нарушило требование, установленное статьей 266 Таможенного кодекса Российской Федерации (ТК РФ), об оставлении припасов на борту судна во время нахождения на таможенной территории Российской Федерации. Так же суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Таможней неверно определена дата нарушения заявителем установленного таможенным законодательством ограничения на пользование и распоряжение судовыми припасами, в связи с чем частично признал недействительным оспариваемое требование таможенного органа в части размера пени.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Общество обжаловало его в апелляционном порядке. По мнению подателя жалобы, решение суда принято по неполно выясненным обстоятельствам, имеющим значение для дела, выводы суда не соответствуют имеющимся в деле доказательствам, судом неправильно применены нормы материального права и применены нормы, не подлежащие применению, в связи с чем обжалуемое решение подлежит отмене, а обжалуемое требование таможенного органа - признанию недействительным в полном объеме.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель таможенного органа возражал против удовлетворения жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
Законность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, что на основании статьи 376 ТК РФ, решения начальника Таможни от 17.09.2008 N 10207000/0046 была проведена таможенная ревизия ОАО "АМИГЭ" по вопросу соблюдения условий таможенного режима "перемещение припасов" для товаров, оформленных по декларации о судовых припасах судового дела N 10207050/080807/01552.
Ревизией (акт общей таможенной ревизии N 10207000/290908/0046 от 29.09.2008) выявлено следующее:
21.07.2007 при отходе из порта Мурманск НИС "Керн", с использованием в качестве таможенной декларации стандартного документа перевозчика (декларации о судовых припасах), под таможенный режим "перемещение припасов" было помещено, в том числе:
-дизельное топливо - 135тн.
- масло М14Г2ЦС - 2000кг.
08.08.2007 НИС "Керн" (судовладелец ОАО "АМИГЭ") пришло в порт Мурманск (судовое дело N 10207050/080807/01552). На приход данного судна капитаном была подана Декларация судовых припасов, в которой указывалось, что на территорию РФ ввозится судовое снабжение, в том числе:
- дизельное топливо - 90тн;
- масло М14Г2ЦС- 1600кг. (Далее - ГСМ)
Решение о выпуске припасов в соответствии с таможенным режимом "перемещение припасов" было оформлено путем проставления на таможенной декларации подписи должностного лица таможенного органа, даты принятия решения и оттиска личной номерной печати.
Помещенные под таможенный режим "перемещение припасов" 08.08.2007 топливо и ГСМ являлись остатками вывезенных с таможенной территории Российской Федерации 21.07.2007.
Согласно топливным отчетам по НИС "Керн" и информации Общества (от 24.09.2008 N 1049) в период с 11.08.2007 по 11.10.2007 НИС "Керн" осуществляло каботажные плавания в районах Карского моря и Обской губы с целью проведения геофизических работ; таможенную и государственную границу судно не пересекало. На таможенной территории Российской Федерации для осуществления производственной деятельности судна была использована часть товаров: дизельное топливо - 90тн; масло М14Г2ЦС - 1600кг, помещенных под таможенный режим "перемещение припасов" 08.08.2007.
С учетом выводов по результатам общей таможенной ревизии, в целях установления достаточных данных о наименовании, количестве, стоимости, коде ТН ВЭД России товаров, использованных не в соответствии с таможенным режимом "перемещение припасов", на основании статьи 376 ТК РФ, решения руководителя Мурманской таможни от 01.10.2008 N 10207000/0048 была проведена специальная таможенная ревизия.
В ходе ревизии был выявлен факт неправомерного использования для осуществления производственной деятельности судна НИС "Керн" на таможенной территории Российской Федерации 57,2 тонн дизельного топлива и 1106,6 кг. моторного масла М14Г2ЦС, помещенных под таможенный режим "перемещение припасов" 08.08.2007.
Данное обстоятельство послужило таможенному органу основанием для выставления Обществу требования от 28.11.2008 N 136 об уплате в срок до 17.12.2008 таможенной пошлины в размере 52669,82руб., акциза в размере 65041,58 руб., НДС в сумме 210799,4руб., а также пени, начисленных за период с 09.08.2007 по 28.11.2008, в сумме 54781,91руб. (т.1 л.д.17-18).
Полагая незаконным выставление данного требования, Общество оспорило его в арбитражном суде. В обоснование заявленного требования Общество указывало на то, что топливо и ГСМ находились на борту судна в конструктивных емкостях. Согласно статье 266 ТК РФ при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации припасов, находящихся на борту морских (речных), воздушных судов, не уплачиваются ввозные таможенные пошлины, налоги при условии, что эти припасы остаются на борту этих судов во время их нахождения на таможенной территории Российской Федерации.
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд приходит к выводу о том, что суд первой инстанции без достаточных оснований отказал ОАО "АМИГЭ" в удовлетворении заявленного требования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 156 ТК РФ ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и их вывоз с этой территории влекут за собой обязанность лиц поместить товары под один из таможенных режимов, предусмотренных настоящим подразделом, и соблюдать этот таможенный режим.
Пунктом 2 данной статьи предусмотрено, что лицо вправе в любое время выбрать любой таможенный режим или изменить его на другой в соответствии с ТК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 157 ТК РФ помещение товаров под таможенный режим осуществляется с разрешения таможенного органа, выдаваемого в соответствии с ТК РФ.
Днем помещения товаров под таможенный режим считается день выпуска товаров таможенным органом (пункт 3 статьи 157 ТК РФ).
Статьи 158-163 ТК РФ регламентируют порядок соблюдения таможенного режима (запретов и ограничений), а также правовых последствий при нарушении таможенного режима.
Согласно пункту 1 статьи 324 ТК РФ таможенные пошлины, налоги исчисляются декларантом или иными лицами, ответственными за уплату таможенных пошлин, налогов, самостоятельно, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 295 настоящего Кодекса и пунктом 2 настоящей статьи.
Таким образом, основанием для исчисления и уплаты таможенных платежей является таможенная стоимость товаров и транспортных средств в связи с перемещением через таможенную границу Российской Федерации согласно избранному таможенному режиму.
Судом первой инстанции установлено, что судно НИС "Керн" было помещено под таможенный режим "временный вывоз" и выпущено таможенным органом согласно заявленному режиму 21.07.2008. При выпуске судна в соответствии с данным таможенным режимом таможенный орган сверил судовые запасы (дизельное топливо, вода, масло М14Г2ЦС), заявленные в декларации судовых запасов, с фактическим количеством их на борту (т.1 л.д.82-84). При завершении таможенного режима "временный вывоз" 08.08.2007 таможенный орган вновь сверил данные декларации судовых запасов с фактическим количеством дизельного топлива, воды и масла М14Г2ЦС, находящимися на борту судна при его приходе (т.1 л.д.90-92).
Отнесение таможенным органом топлива и ГСМ, находящихся в судовых цистернах НИС "Керн", к таможенному режиму "перемещение припасов" не является обоснованным.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 11 ТК РФ товары - любое перемещаемое через таможенную границу движимое имущество, а также перемещаемые через таможенную границу отнесенные к недвижимым вещам транспортные средства. Транспортные средства, указанные в подпункте 5 настоящего пункта, к товарам не относятся.
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 11 ТК РФ определено, что транспортные средства - это любое морское (речное) судно, а также их штатные запасные части, принадлежности и оборудование, содержащиеся в их штатных баках горюче-смазочные материалы и топливо, если они перевозятся вместе с транспортными средствами.
Таким образом, согласно положениям ТК РФ, для таможенных целей топливо и ГСМ, перемещающиеся в штатных баках (цистернах) морского судна, имеют статус транспортного средства, а не товара.
Перемещение транспортных средств (морских судов) регулируется главой 22 ТК РФ.
В соответствии со статьей 270 ТК РФ транспортные средства перемещаются через таможенную границу в соответствии с таможенными режимами временного ввоза и временного вывоза в порядке, предусмотренном настоящей главой.
Пунктом 1 статьи 280 ТК РФ предусмотрено, что морские (речные) суда, временно вывозимые с таможенной территории Российской Федерации, перемещаются через таможенную границу при их временном вывозе и обратном ввозе по правилам, которые установлены настоящей главой.
Материалами дела подтверждается, что судно НИС "Керн", как транспортное средство, было временно вывезено в соответствии со статьей 274 ТК РФ после оформления отхода из порта Мурманск 21.07.2007 вместе с топливом и ГСМ.
Таким образом, топливо и ГСМ 21.07.2007 были вывезены как составная часть транспортного средства за пределы таможенной территории Российской Федерации в режиме "временный вывоз", который предусмотрен статьей 274 ТК РФ.
По приходу судна в порт Мурманск 08.08.2007 подачей генеральной декларации и декларации о припасах с остатками топлива и ГСМ Обществом был закрыт режим "временного вывоза" транспортного средства, топлива и ГСМ. После чего остатки топлива и ГСМ не находились под таможенным контролем.
Страной происхождения топлива и ГСМ является Россия, данное обстоятельство Таможней не оспаривается, они ранее вывозились из порта Мурманск и были возвращены в виде остатков на таможенную территорию Российской Федерации по приходу судна в порт Мурманск.
Пунктом "а" статьи 35 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" предусмотрено, что от пошлины освобождаются транспортные средства, осуществляющие международные перевозки грузов, багажа и пассажиров, а также предметы материально-технического снабжения и снаряжения, топливо, продовольствие и другое имущество, необходимое для их нормальной эксплуатации на время следования в пути, в пунктах промежуточной остановки или приобретенное за границей в связи с ликвидацией аварии (поломки) данных транспортных средств.
Вывод таможенного органа, изложенный в акте ревизии, о том, что спорные товары приобрели статус иностранных товаров, вследствие чего Таможня начислила Обществу ввозную таможенную пошлину, акциз и НДС, обоснованным не является.
Пунктом 1 статьи 266 ТК РФ предусмотрено, что при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации припасов, находящихся на борту морских (речных), воздушных судов, не уплачиваются ввозные таможенные пошлины, налоги при условии, что эти припасы остаются на борту этих судов во время их нахождения на таможенной территории Российской Федерации.
Таким образом, таможенным законодательством прямо предусмотрены основания для освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации припасов, находящихся на борту судов.
Приказом Федеральной Таможенной службы Российской Федерации от 11.12.2006 N 1298 "О декларировании отдельных видов товаров" установлен перечень товаров, при декларировании которых может использоваться заявление сведений в виде перечня товаров. Пункт 7 данного приложения исключает топливо и горюче-смазочные материалы из состава товаров, заявляемых к помещению под специальный таможенный режим перемещения припасов путем их перечня.
Обществом при помещении и нахождении судна под режимом временного вывоза грузовая таможенная декларация в отношении находящегося на борту дизельного топлива и машинного масла не подавалась, следовательно, к отдельному декларированию данные топливо и ГСМ не предъявлялись.
Таким образом, Обществом спорные топливо и ГСМ были задекларированы в составе транспортного средства - судна НИС "Керн".
При таких обстоятельствах у ОАО "АМИГЭ" отсутствует обязанность по уплате таможенных платежей, акциза и пени в отношении топлива и ГСМ, вывозимого и ввозимого в составе транспортного средства в таможенном режиме "временный вывоз".
Так же апелляционный суд считает обоснованным довод подателя апелляционной жалобы о том, что результаты таможенных ревизий, оформленные актами N 10207000/241108/0048 от 24.11.2008 и N 10207000/290908/0046 от 29.09.2008, не могут быть положены в основу требования об уплате таможенных платежей, поскольку ревизии проведены незаконно.
Согласно пункту 1 статьи 361 ТК РФ после выпуска товаров и (или) транспортных средств таможенные органы вправе осуществлять проверку достоверности заявленных при таможенном оформлении сведений в порядке, предусмотренном главой 35 ТК РФ.
Проверка достоверности сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств может осуществляться таможенными органами в течение одного года со дня утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем (пункт 2 статьи 361 ТК РФ).
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 11 ТК РФ товары, находящиеся под таможенным контролем - иностранные товары, ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации, до их выпуска для свободного обращения, фактического пересечения ими таможенной границы при вывозе или до их уничтожения, а также российские товары при их вывозе с таможенной территории Российской Федерации до фактического пересечения таможенной границы.
Частью 2 статьи 360 ТК РФ предусмотрено, что российские товары и транспортные средства считаются находящимися под таможенным контролем при их вывозе с таможенной территории Российской Федерации с момента принятия таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации, и до пересечения таможенной границы.
Таким образом, законом установлено, что при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации под таможенным контролем находятся только иностранные товары, российские товары при ввозе на таможенную территорию под таможенным контролем не находятся.
Топливо и ГСМ были выпущены по приходу судна НИС "Керн" 08.08.2007. Российское происхождение топлива и ГСМ таможенным органом не оспаривается. Таким образом, топливо и ГСМ после оформления прихода судна 08.08.2007 под таможенным контролем не находились.
При этом решение о проведении общей таможенной ревизии было принято 17.09.2008, решение о проведении специальной таможенной ревизии - 01.10.2008, то есть по истечении установленного ТК РФ пресекательного срока - 1 год со дня утраты товарами (транспортными средствами) статуса находящихся под таможенным контролем.
При таких обстоятельствах оспариваемое Обществом требование должно быть признано незаконным, поскольку оно выставлено с нарушением норм таможенного законодательства.
Судом первой инстанции при вынесении обжалуемого судебного акта допущено нарушение норм материального права, выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, не соответствуют обстоятельствам дела, в связи с чем данный судебный акт подлежит изменению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с таможенного органа в пользу ОАО "АМИГЭ" подлежит взысканию государственная пошлина, оплаченная им при обращении в суд первой инстанции и при подаче апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271, статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 30 апреля 2009 года по делу N А42-936/2009 изменить, изложить резолютивную часть решения в следующей редакции:
Признать недействительным требование Мурманской таможни от 28.11.2008 N 136 в полном объеме.
Взыскать с Мурманской таможни в пользу ОАО "АМИГЭ" судебные расходы в сумме 2000 рублей.
Взыскать с Мурманской таможни в пользу ОАО "АМИГЭ" государственную пошлину, оплаченную при подаче апелляционной жалобы, в сумме 1000 рублей.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-936/2009
Истец: ОАО"Арктические морские инженерно - геологические экспедиции" ОАО"АМИГЭ"
Ответчик: Мурманская таможня