г. Санкт-Петербург
03 августа 2009 г. |
Дело N А21-8410/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 августа 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Горбик В.М.
судей Мельниковой Н.А., Старовойтовой О.Р.
при ведении протокола судебного заседания: помощника судьи Горяиновой Т.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-7117/2009) Управления Федеральной регистрационной службы по Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 26.01.2009 по делу N А21-8410/2008 (судья Сычевская С.Н.), принятое
по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Калининградской области
к Управлению Федеральной регистрационной службы по Калининградской области
3-е лицо: Агентство по имуществу Калининградской области
о признании незаконным отказа в регистрации права собственности
при участии:
от заявителя: не явился, извещен
от заинтересованного лица: не явился, извещен
от 3-го лица: не явился, извещен
установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Калининградской области (далее - ТУ ФАУГИ, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной регистрационной службы по Калининградской области (далее - УФРС, регистрирующий орган) от 26.08.2008 N 01/177/2008-787 об отказе в государственной регистрации возникшего в силу прямого указания закона права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 39:15:140921:7, расположенный по адресу: г. Калининград, ул. К. Назаровой, 24, площадью 1674 кв. м и обязании УФРС зарегистрировать право собственности Российской Федерации на указанный земельный участок.
Определением суда от 26.11.2008 к участию в деле третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Агентство по имуществу Калининградской области (далее - Агентство).
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 26.01.2009 заявленные требования удовлетворены в полном объеме, с УФРС в доход федерального бюджета взыскано также 2000 руб. госпошлины.
На указанное решение УФРС подана апелляционная жалоба, в которой регистрирующий орган просит решение отменить, вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы УФРС указало, что ТУ ФАУГИ не представило достаточных доказательств отнесения данного памятника истории и культуры к исключительной собственности Российской Федерации. По мнению регистрирующего органа, лицо, выдавшее правоустанавливающий документ на объект культурного наследия, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества.
В отзыве на апелляционную жалобу ТУ ФАУГИ указало, что доводы УФРС не соответствуют фактическим основаниям отказа, поскольку основанием для отказа послужило постановление Правительства Калининградской области от 23.03.2007 N 132 "Об объектах культурного наследия регионального и местного значения". При этом в сообщении об отказе регистратор не ссылается на то, что ТУ ФАУГИ не представлены документы, подтверждающие право собственности Российской Федерации на памятник. Данный памятник является собственностью Российской Федерации в силу пункта 3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление N 3020-1). Данным пунктом установлено, что объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1-3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов. До момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собственности.
В отзыве на апелляционную жалобу Агентство указало, что решение было вынесено с нарушением норм материального и процессуального права, при рассмотрении данного дела были неполным образом исследованы все обстоятельства, имеющие значение для дела. Агентство полагает несостоятельной как не соответствующую действительности ссылку суда на то, что постановлением Правительства Калининградской области от 23.03.2007 N 132 утверждены перечни объектов культурного наследия Калининградской области, подлежащие только государственной охране.
ТУ ФАУГИ направило в апелляционный суд заявление о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя.
Извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства иные участвующие в деле лица также своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, что 04.07.2008 ТУ ФАУГИ обратилось в УФРС с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 39:15:140921:7, расположенный по адресу: г. Калининград, ул. К. Назаровой, 24.
Основанием для регистрации права собственности Российской Федерации на указанный земельный участок является нахождение на нем нежилого здания, являющегося собственностью Российской Федерации: памятник истории и культуры - кирхе предместья "Розенау". В качестве подтверждения данного обстоятельства в УФРС была представлена выписка из реестра федерального имущества от 02.07.2008 N 28/179.
Сообщением (исх. от 26.08.2008 N 01/177/2008-787) УФРС отказало в регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 39:15:140921:7.
Причиной отказа послужил тот факт, что в соответствии с постановлением Правительства Калининградской области от 23.03.2007 N 132 памятник отнесен к объектам культурного наследия Калининградской области регионального значения. На основании этого регистратором был сделан вывод о том, что памятник должен находиться в собственности Калининградской области, и ТУ ФАУГИ не уполномочено распоряжаться данным объектом недвижимого имущества.
ТУ ФАУГИ, не согласившись с данным отказом в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на указанный земельный участок, обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя требования ТУ ФАУГИ, суд первой инстанции указал, что постановлением Правительства Калининградской области от 23.03.2007 N 132 утверждены перечни объектов культурного наследия Калининградской области, подлежащие государственной охране. Суд пришел к выводу, что названное постановление не является актом, в соответствии с которым осуществляется разграничение государственной собственности в отношении памятников, расположенных на территории Калининградской области, на федеральную собственность, собственность Калининградской области и муниципальную собственность, ввиду отсутствия у Правительства Калининградской области таких полномочий. При изложенных обстоятельствах суд счел, что отказ УФРС нарушает права и законные интересы Российской Федерации.
Оценив доказательства на основе всестороннего, полного и объективного исследования всех имеющихся в деле доказательств, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и отзывах на апелляционную жалобу, апелляционная инстанция считает, что решение не подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 48 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.
В отзыве на заявление Агентство указало, что спорное здание собственностью Калининградской области не является. На право собственности Калининградская область не претендует (л.д. 39).
Доказательства передачи спорного памятника истории и культуры в установленном законодательством порядке из состава федеральной собственности в собственность Калининградской области также отсутствуют.
Из материалов дела следует, что распоряжением Комитета по управлению государственным имуществом области от 02.04.2002 N 352-р спорное нежилое здание федеральной собственности передано в безвозмездное пользование Местной православной религиозной организации прихода Покрова Пресвятой Богородицы г. Калининграда, во исполнение которого заключен договор от 02.04.2002 N 365-БП безвозмездного пользования имуществом (л.д. 8-13).
Таким образом, руководствуясь статьей 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", ТУ ФАУГИ правомерно включило спорный земельный участок в реестр федеральной собственности (л.д. 14 - 17).
При изложенных выше обстоятельствах решение УФРС об отказе в государственной регистрации на основании абзаца 6 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" не соответствует действующему законодательству, нарушает права и законные интересы Российской Федерации, в связи с чем в силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является незаконным.
Суд апелляционной инстанции считает, что при рассмотрении данного дела фактические обстоятельства судом первой инстанций установлены правильно, проверены доводы и возражения сторон, полно и всесторонне исследованы представленные доказательства.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено.
Поскольку в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ) госорганы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина по апелляционной жалобе подлежит возврату УФРС из федерального бюджета (ввиду обращения последнего с жалобой после внесенных в закон изменений).
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 26 января 2009 по делу N А21-8410/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Управлению Федеральной регистрационной службы по Калининградской области из федерального бюджета 1000 руб. госпошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
В.М. Горбик |
Судьи |
Н.А. Мельникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-8410/2008
Истец: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Калининградской области
Ответчик: Управление Федеральной регистрационной службы по Калининградской области
Третье лицо: Агентство по имуществу Калининградской области