г. Санкт-Петербург
30 июля 2009 г. |
Дело N А56-8891/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июля 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 июля 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Зотеевой Л.В.
судей Савицкой И.Г., Семеновой А.Б.
при ведении протокола судебного заседания: Данилиной М.Д.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-7624/2009) Управления Федеральной миграционной службы России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.05.2009 по делу N А56-8891/2009 (судья Синицина Е.В.), принятое
по заявлению ООО "Петербургский ресторатор"
к Управлению Федеральной миграционной службы России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области
об оспаривании постановления
при участии:
от заявителя: предст. Запольский И.В. - доверенность от 20.01.2009
от ответчика: предст. Козлова Л.Е. - доверенность от 11.01.2009 N 1/5-26
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Петербургский ресторатор" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петеребурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной миграционной службы по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее - Управление) от 27.11.2008 N 242-ЮР по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 15.05.2009 заявленное требование удовлетворено в полном объеме.
В апелляционной жалобе Управление, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения спора, а также на нарушение судом норм материального права, просит решение от 06.03.2009 отменить, принять новый судебный акт. Податель жалобы указывает, что при производстве по делу об административном правонарушении Управлением существенных процессуальных нарушений не допущено, которые являются основанием для признания постановления недействительным, соблюдена процедура привлечения к административной ответственности. Кроме того, вина и событие Общества подтверждаются материалами административного дела, а привлечение общества к административной ответственности осуществлено правомерно.
В судебном заседании представитель Управления доводы апелляционной жалобы поддержал, представитель Общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, что Управлением проведена проверка соблюдения обществом законодательства в сфере миграции, в ходе которой установлено, что общество, являясь работодателем для иностранного гражданина, не уведомило Управление о привлечении с 29.04.2008 к трудовой деятельности в качестве мойщицы посуды гражданки Узбекистана Турсуновой Феруза Иргашовны, что является нарушением пункта 9 статьи 13.1 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ).
Усмотрев в действиях общества состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ, старшим инспектором по ОП отдела миграционного контроля Управления Жиряковым Д.А. составлен протокол об административном правонарушении от 19.11.2008 N АП - Юр N242.
27.11.2008 начальником ОИК УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области и майором милиции Заботиной Е.С. вынесено постановление N 242 - ЮР, которым общество привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 18.15 КоАП РФ в виде штрафа в размере 400 000 руб.
Не согласившись с законностью названного постановления, общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии состава вменяемого правонарушения, однако признал постановление незаконным и отменил его, поскольку оно вынесено с существенными процессуальными нарушениями, исключающими привлечение лица к административной ответственности.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется в связи со следующим.
Частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ предусмотрено, что неуведомление территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, или налогового органа о привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, влечет для юридических лиц административную ответственность в виде административного штрафа в размере от четырехсот до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с пунктом 9 статьи 13.1 Закона N 115-ФЗ работодатели или заказчики работ (услуг) вправе привлекать и использовать для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, без получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников, но с обязательным уведомлением о таком привлечении и использовании территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации. Форма и порядок подачи указанного уведомления устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Событие вменяемого Обществу правонарушения установлено судом и подтверждается материалами дела.
Вместе с тем, исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что в ходе производства по делу административном правонарушении управлением допущены существенные нарушения процедуры привлечения к административной ответственности.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при рассмотрении дел об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет, в том числе, соблюдение административным органом установленного порядка привлечения к ответственности.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 25.1 КоАП РФ).
В соответствии со статьей 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется в присутствии законного представителя юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, которому должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом и которое вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола.
Согласно части 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
В соответствии с частью 3 статьи 25.4 КоАП РФ дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела, и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
При этом согласно части 2 статьи 25.4 КоАП РФ законными представителями юридического лица в соответствии с настоящим Кодексом являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.
Как следует из материалов дела, протокол об административном правонарушении N 242 АП-ЮР составлен Управлением 19.11.2008 с участием представителя общества Гуня А.А., которая допущена к участию в деле на основании доверенности от 09.01.2008 N 1. Как усматривается из представленной в материалы дела доверенности, в ней отсутствуют полномочия на представление интересов Общества при составлении протокола и рассмотрении конкретного административного дела о привлечении общества к ответственности по части 3 статьи 18.15 КоАП РФ.
Между тем, как указал Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 02.06.2004 N 10 (в редакции Постановления от 26.07.2007 N 46), доказательством надлежащего извещения законного представителя юридического лица о составлении протокола может служить выданная им доверенность на участие в конкретном административном деле. Наличие общей доверенности на представление интересов лица без указания на полномочия по участию в конкретном административном деле само по себе доказательством надлежащего извещения не является.
Доказательств приглашения Общества на 19.11.2008 для составления протоколов по делу об административном правонарушении в материалы дела не представлено.
Как усматривается из доверенности от 09.01.2008 N 1, имеющейся в материалах дела, Гуня А.А. не была наделена какими-либо полномочиями в рамках производства по делам об административных правонарушениях.
Таким образом, как правомерно указал суд первой инстанции, общество не было надлежащим образом уведомлено о времени и месте составления протоколов по делу об административном правонарушении, было лишено возможности давать объяснения по факту вменяемого правонарушения, ему не были разъяснены его права и обязанности.
В силу пункта 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
Нарушение административным органом положений статей 25.1, 25.4, 28.2 КоАП РФ, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, носит существенный характер и является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа в силу части 2 статьи 211 АПК РФ.
Суд первой инстанции в полном объеме исследовал фактические обстоятельства дела, дал им надлежащую оценку, нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, поэтому оснований для удовлетворения апелляционной жалобы управления и отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.05.2009 по делу N А56-8891/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной миграционной службы по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-8891/2009
Истец: ООО "Петербургский ресторатор"
Ответчик: Управление Федеральной миграционной службы России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области
Хронология рассмотрения дела:
30.07.2009 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-7624/2009