г. Санкт-Петербург
27 июля 2009 г. |
Дело N А56-19112/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июля 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 июля 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Зайцевой Е.К.
судей Гафиатуллиной Т.С., Жиляевой Е.В.
при ведении протокола судебного заседания: Ворцман Е.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-7675/2009) ООО "ГрандАвто" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.05.2009 по делу N А56-19112/2008 (судья Хайруллина Х.Х.), принятое
по иску ООО "ГрандАвто"
к ИП Мораеву Виктору Владимировичу
о взыскании 353 491 руб. 07 коп.
при участии:
от истца: представителя Беляевой М.Ю. (доверенность от 11.08.2008)
от ответчика: представителей Бородулина С.И. (доверенность от 29.07.2008 N 1), Эндняевой Г.Н. (доверенность от 29.07.2008 N 1)
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ГрандАвто" (далее - ООО "ГрандАвто", заказчик, истец), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к индивидуальному предпринимателю Мораеву Виктору Владимировичу (далее - Предприниматель, перевозчик, ответчик) о взыскании стоимости испорченного груза в размере 291 414 руб. 57 коп., 4 076 руб. 50 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, исчисленных за период с 02.05.2008 по 11.06.2008, а также 58 000 руб. провозной платы.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.05.2009 в удовлетворении исковых требований ООО "ГрандАвто" отказано.
Не согласившись с выводами указанного судебного акта, истец обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда от 07.05.2009 отменить, вынести по делу новый судебный акт.
По мнению подателя жалобы, судом не правильно применены нормы материального права, выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела.
В обоснование доводов апелляционной жалобы истец указал, что товаросопроводительные документы готовятся грузополучателем, повлиять на их составление и оформление истец, как экспедитор в совершаемой перевозке, не имеет никакой возможности, поэтому транспортные документы не содержат информации об ответчике, как о перевозчике.
Относительно указания в сопроводительных документах к грузу или в перевозочных документах об особенностях груза с точки зрения температурных режимов, истец полагает, что профессиональный перевозчик, каковым является ответчик, должен самостоятельно определять неблагоприятные факторы для перевозимого груза.
Кроме того, истец полагает, что у ответчика имелась реальная возможность предотвратить порчу перевозимого им груза, однако ответчик не предпринял никаких попыток по спасению груза от порчи (не связался с представителем истца или грузоотправителя, не изменил маршрут следования для избежания заморозки продукции, не использовал утепленные стоянки для сохранности продукции).
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик просил решение суда от 07.05.2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ООО "ГрандАвто" - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель истца доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по мотивам, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 20.12.2007 между ООО "ГрандАвто" (заказчик) и Мораевым В.В. (перевозчик) был заключен договор оказания услуг по перевозке автомобильным транспортом, по условиям которого перевозчик обязался доставить вверенный ему заказчиком груз в пункт назначения и выдать его правомочному на получение груза лицу (грузополучателю), а заказчик - уплатить за перевозку провозную плату.
В соответствии с пунктом 2.1. договора, перевозчик обязан организовать перевозку грузов автотранспортом по указанным в заявке заказчика маршрутам.
Пунктом 2.2. договора установлено, что перевозчик обязан определить типы и количество автомобилей, необходимых для осуществления перевозок грузов в зависимости от объема и характера груза и обеспечить подачу исправного подвижного состава к пунктам погрузки, указанным в заявке на перевозку.
В соответствии с пунктами 2.12, 2.13 договора перевозчик обязан проверять и соблюдать температурный режим при перевозке в соответствии со сведениями указанными в товарно-транспортной накладной и заявке. Перевозчик также отвечает за целостность пломбы и сохранность груза с момента окончания загрузки автомобиля до момента передачи груза грузополучателю в соответствии со сведениями указанными в товарно-транспортной накладной.
Согласно пункту 3.2. договора заказчик обязуется указать в заявке вид подвижного состава, вид груза, вес брутто, местонахождение и адрес грузополучателя, имена и телефоны контактных лиц.
Истцом в материалы дела представлен договор-заявка от 24.12.2007, подписанный со стороны истца и ответчика, по перевозке из Санкт-Петербурга с ул. Тельмана, д. 24 в Астрахань согласно товарно-транспортной накладной груза (пиво). Тип подвижного состава, указанный в заявке - тент, автомобиль марки ДАФ государственный. номер В 297 КВ 98 с прицепом АТ 3079 78, водитель Яманов М.Э.
Из содержания товарно-транспортной накладной от 25.12.2007 следует, что перевозка товара осуществлялась от ООО "Хейнекен Коммерческий Сервис" в адрес ООО "АЛЬЯНС". В транспортном разделе накладной имеются ссылки на то, что перевозка осуществляется автомобилем марки ДАФ государственный . номер В 297 КВ 8 с прицепом АТ 3079 78, водитель Яманов М.Э.
При получении пива ООО "АЛЬЯНС" заявлена претензия по качеству продукта, поскольку часть его была заморожена.
В материалы дела представлен акт экспертизы N 033-07/2-00388 от 28.12.2007, проведенной специалистами Торгово-промышленный палаты, из содержания которого следует, что порча товара произошла по причине нарушения температурного режима при его транспортировке.
Поскольку транспортировку груза в интересах ООО "Хейнекен Коммерческий Сервис", которое в свою очередь действовало как агент ООО "Объединенные пивоварни Хейнекен", в качестве экспедитора организовывал истец, ООО "Объединенные пивоварни Хейнекен" предъявило к ООО "ГрандАвто" претензию о возмещении убытков в связи с порчей груза на сумму 291 414, 57 руб.
Платежным поручением от 03.04.2008 N 465 истцом в адрес грузоотправителя перечислены денежные средства в сумме 291 414,57 руб.
Считая виновным в причинении ущерба перевозчика, не выбравшего тот подвижной состав, который был необходим для обеспечения сохранности груза в процессе перевозки, ООО "ГрандАвто" обратилось в суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, арбитражный суд первой инстанции сослался на статьи 793, 796, 803 Гражданского кодекса Российской Федерации и указал, что утрата пивом потребительских свойств в ходе его перевозки в результате несоблюдения температурного режима его хранения, не может быть признана обстоятельством, устранение которого зависело от перевозчика, и которое он мог предотвратить. Таким образом, ответственность за повреждение груза не может быть возложена на ответчика.
Оценив доказательства на основе всестороннего, полного и объективного исследования всех имеющихся в деле доказательств, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и отзыве на апелляционную жалобу, выступлениях присутствовавших в заседании представителей участвующих в деле лиц, апелляционная инстанция считает, что суд первой инстанции при принятии решения обоснованно исходил из следующего.
Согласно части 1 статьи 793 Гражданского кодекса Российской Федерации Российской Федерации в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортным уставом, а также соглашением сторон.
В соответствии со статьей 132 Устава автомобильного транспорта и частью 1 статьи 796 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозчик несет ответственность за сохранность груза с момента принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю или иному лицу, управомоченному на получение груза, если не докажет, что утрата, недостача, порча или повреждение груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предвидеть и устранение которых от него не зависело.
Из содержания договора-заявки следует, что перевозка осуществлялась тем транспортным средством, и на тех условиях, которые были согласованы истцом и ответчиком в рамках заключенного между ними договора и заявки на перевозку.
Как верно указал суд первой инстанции фактическая принадлежность транспортного средства, трудовые отношения с водителем, оформление поручения водителю при таких обстоятельствах, правового значения не имеют. Если перевозка действительно была поручена ответчиком другому лицу, и повреждение груза произошло по его вине, ответчик не лишен возможности, в свою очередь предъявить претензию этому лицу в рамках сложившихся между ними правоотношений.
В силу положений пункта 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Из содержания товарно-транспортных накладных не следует, что сторонами оговаривался температурный режим для транспортировки указанного груза. Вместе с тем, тип транспортного средства согласован сторонами и указан в заявке.
Согласно представленному в материалы дела акту экспертизы N 033-07/2-00388 от 28.12.2007 повреждение груза произошло вследствие нарушения температурного режима хранения груза при транспортировке данного вида груза.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что ответственность за повреждение груза не может быть возложена на ответчика, поскольку в соответствии с пунктом 2.2 договора типы и количества автомобилей определяется перевозчиком в зависимости от объема и характера груза, сведения о котором отражаются в товарно-транспортной накладной.
Доводы апелляционной жалобы являются необоснованными, поскольку противоречат доказательствам, представленным в материалы дела.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе распределяются по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и остаются на истце.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 пунктом 1, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.05.2009 по делу N А56-19112/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ООО "ГрандАвто" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Е.К. Зайцева |
Судьи |
Т.С. Гафиатуллина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-19112/2008
Истец: ООО "ГрандАвто"
Ответчик: ИП Мораев Виктор Владимирович