г. Санкт-Петербург
29 июля 2009 г. |
Дело N А26-120/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июля 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 июля 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Дмитриевой И.А.
судей Згурской М.Л., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Князевой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-7264/2009, 13АП-7266/2009) ООО "Окна нашего города" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 23.04.2009 по делу N А26-120/2009 (судья Романова О.Я.), принятое
по заявлению ООО "Окна нашего города"
к Государственному учреждению - региональному отделению Фонда социального страхования по Республике Карелия
о признании незаконным решения
при участии:
от заявителя: Виролайнен А.Н. по доверенности от 01.02.2009;
Ефимова Н.М. по доверенности от 01.02.2009;
от ответчика: не явились, извещены.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Окна нашего города" (далее - заявитель, Общество) обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Государственному учреждению - региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия (далее - Фонд, ФСС) о признании незаконным решения от 30.09.2008 N 22225 о непринятии в счет средств Фонда социального страхования расходов в сумме 123 125 руб. 21 коп. и обязании Фонда социального страхования выделить средства в размере 123 125 руб. 21 коп на возмещение расходов, предъявленных ООО "Окна нашего города".
Решением суда первой инстанции от 23.04.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Общество просит решение суда от 23.04.2009 отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение судом при принятии решения материальных норм права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решение обстоятельствам дела.
В отзыве на апелляционную жалобу Фонд социального страхования возражал против удовлетворения жалобы, просил решение суда оставить без изменения.
ФСС о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, его представитель в судебное заседание не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие.
В судебном заседании представители заявителя поддержали доводы жалобы.
Законность и обоснованность вынесенного судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество является плательщиком ЕНВД для отдельных видов деятельности.
На основании заявления страхователя ООО "Окна нашего города" Фондом социального страхования была проведена камеральная проверка по вопросам произведенных за период с 01.04.2008 по 31.07.2008 расходов в размере 123 125 руб. 21 коп. за счет средств ФСС, полученных Обществом на цели обязательного социального страхования.
По результатам проверки был составлен акт N 8423 от 28.08.2008 и, с учетом разногласий, принято решение N 22225 от 30.09.2008 об отказе в выделении средств на возмещение расходов, произведенных страхователем в сумме 123 125 руб. 21 коп.
Данным решением Фонд отказал Обществу в выделении средств в размере 123 125 руб.21 коп. на возмещение расходов по выплате пособий работнику Сахаровой Н.М., в том числе 122 750 руб. 88 коп. пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности - 374 руб. 33 коп.
Основанием для отказа страхователю в выделении средств, послужили следующие обстоятельства: фиктивность расторжения трудового договора от 01.03.2007 и фиктивность заключения трудового договора от 01.04.2008 с Сахаровой Н.М.; необоснованное повышение заработной платы; отсутствие экономической обоснованности и реальной возможности выплаты заработной платы Сахаровой Н.М. в размере, установленном трудовым договором от 01.04.2008; отсутствие замещающего Сахарову Н.М. работника в период отпуска по беременности и родам.
ООО "Окна нашего города", не согласилось с решением ФСС от 30.09.2008 N 22225 и обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Государственному учреждению - региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия (далее - Фонд, ФСС) о признании незаконным данного решения.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требования.
Изучив материалы дела, апелляционный суд считает апелляционную жалобу Общества необоснованной, исходя из следующего.
Порядок начисления и выплаты пособий по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях, применяющих специальные налоговые режимы, в том числе единый налог на вмененный доход, установлен Федеральным законом от 31.12.2002 N 190-ФЗ "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан", в статье 2 которого установлено, что выплата пособия по беременности и родам указанным работникам производится за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации в размерах, установленных законодательством.
В силу статьи 6 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) Общество является страхователем по обязательному социальному страхованию.
Застрахованными лицами признаются граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам; лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой; или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно статье 9 Закона N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию у страхователя (работодателя) возникают с момента заключения с работником (застрахованным лицом) трудового договора.
Согласно статье 22 Закона N 165-ФЗ основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая. При этом обязанность своевременно представлять документы, содержащие достоверные сведения, являющиеся основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения, лежит на застрахованном лице (статья 10 Закона N 165-ФЗ).
Согласно статье 8 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" пособие по беременности и родам устанавливается в размере среднего заработка (дохода) по месту работы женщинам, подлежащим государственному социальному страхованию.
Условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по беременности и родам определены Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" (далее - Закон N 255-ФЗ).
Согласно статье 11 Закона N 255-ФЗ пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине в размере 100 процентов среднего заработка.
Статьей 13 названного Закона установлено, что назначение и выплата пособия по беременности и родам осуществляются работодателем по месту работы застрахованного лица.
Согласно статье 14 Закона N 255-ФЗ пособие по беременности и родам исчисляется исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления отпуска по беременности и родам.
Средний дневной заработок для исчисления пособий по беременности и родам определяется путем деления суммы начисленного заработка за указанный выше период на число календарных дней, приходящихся на период, за который учитывается заработная плата.
Размер дневного пособия по беременности и родам исчисляется путем умножения среднего дневного заработка застрахованного лица на размер пособия, установленного в процентном выражении к среднему заработку в соответствии со статьей 11 Закона N 255-ФЗ.
Размер пособия по беременности и родам определяется путем умножения размера дневного пособия на число календарных дней, приходящихся на период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам.
На основании подпункта 3 пункта 1 статьи 11 Закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ страховщик имеет право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
Из существа вышеуказанных нормативных актов и пункта 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" следует, что возмещение средств из Фонда социального страхования является восстановительной мерой, направленной на компенсацию реальных затрат страхователя, а создание предпринимателем искусственной ситуации для получения средств Фонда является основанием для отказа в удовлетворении требования о возмещении таких расходов.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что Общество действовало недобросовестно и указанное пособие исчислено и выплачено неправомерно.
Из материалов дела следует, Сахарова Н.М., являясь единственным учредителем Общества, заключила трудовой договор с собой как директором ООО "Окна нашего города" 01.03.2007.
В соответствии с приказом N 2 от 29.02.2008 Сахарова Н.М. уволена по собственному желанию.
Решением единственного участника ООО "Окна нашего города" Сахаровой Н.М. от 01.04.2008 решено принять на работу на должность директора Сахарову Н.М. с 01.04.2008 сроком на два года.
Утверждена штатная единица с месячным фондом заработной платы 16 500 руб.
Сахарова Н.М. приказом от 01.04.2008 принята на работу в Общество директором с окладом 10 000 руб., с ней заключен на неопределенный срок трудовой договор от 01.04.2008.
Сахаровой Н.М. предоставлен отпуск по беременности и родам с 28.07.2008.
После ухода Сахаровой Н.М. в отпуск по беременности и родам на указанную должность по договору сроком до 31.03.2010 принята Тюшкина Я.В.
Наличие страхового случая, начисление и выплата пособия подтверждаются материалами дела.
Суд первой инстанций, исследовав и оценив документы в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о том, что расторжение трудового договора с директором Сахаровой Н.М. и его последующее заключение 01.04.2008 носило формальный характер, а повышение заработной платы было связано с наступлением 27.07.2008 страхового случая (листок нетрудоспособности серия ВР N 5137115) для получения пособия по беременности и родам в большем размере.
Суд апелляционной инстанции считает данный вывод суда верным.
Являясь единственным учредителем общества Сахарова Н.М., вправе принять на работу любое лицо и установить ему вознаграждение в любом размере. Однако спор возник о правомерности предъявления к зачету расходов Общества, произведенных в пользу застрахованного лица, и разрешение его не может ставиться в зависимость только от наличия у директора предприятия полномочий в сфере гражданско-правовых отношений.
Фондом в ходе проверки установлено, что заработная плата Сахаровой Н.М. по трудовому договору от 01.03.2007 в течение 12 месяцев (с марта 2007 года по февраль 2008 года) составляла от 1 147 руб. 98 коп. до 2 205 руб. (средняя заработная плата - 2 475 руб.).
По трудовому договору от 01.04.2008 с исполнением тех же обязанностей, среднемесячная заработная плата составляла 18 765 руб. 45 коп., в том числе за апрель 2008 года - 21 097 руб. 99 коп.; за май 2008 года - 18 907 руб. 35 коп.; за июнь 2008 года - 16 291 руб.; заработная плата за июль 2008 года не уплачена.
Заключение от имени ООО "Окна нашего города" договора купли-продажи оконных и дверных систем от 01.03.2008 с ООО "Контакт" (т. 3, л.д. 1- 4); представление Сахаровой Н.М. отчетных документов в Фонд социального страхования, в налоговые органы в период, когда Сахарова Н.М. не состояла в трудовых отношениях с ООО "Окна нашего города" подтверждает фактическое исполнение последней обязанностей, установленные трудовым договором от 01.03.2007, а расторжение трудового договора с директором Сахаровой Н.М. и его последующее заключение 01.04.2008 носило формальный характер.
Суд первой инстанции правомерно отметил, что формальное переоформление непрерывающихся трудовых отношений за три месяца до наступления страхового случая с начислением заработной платы, на порядки превышающей ранее получаемую, оформление приказов от 31.05.2008, от 01.06.2008, от 30.06.2008 на выплату директору Сахаровой Н.М. премий соответственно в размерах 5 000 руб., 8 000 руб., 10 000 руб. позволило исчислить пособие по беременности и родам в максимальном размере.
При этом, отсутствие финансовых возможностей у Общества выплатить пособие по беременности и родам в размере 122 750 руб. 88 коп. в связи с отсутствием прибыли, денежных средств на выплату заработной платы и пособия по беременности и родам подтверждено материалами дела и свидетельствует об экономической необоснованности и неоправданности данных расходов.
Расторжение договора от 01.03.2007 и повторное его заключение 01.04.2008 исключило также возможность возмещения Фондом средств страхователю в размере пособия, исчисленного из заработка 2 450 руб., установленного договором от 01.03.2007 года, поскольку расчетным периодом является период работы по трудовому договору от 01.04.2008.
Учитывая изложенные обстоятельства, апелляционная инстанция поддерживает вывод суда о том, что Общество создало искусственную и экономически необоснованную ситуацию с целью получения возмещения из средств фонда в завышенном размере, а формальное соответствие требованиям законодательства представленных страхователем доказательств не подтверждает правомерности его действий.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 23.04.2009 по делу N А26-120/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
И.А. Дмитриева |
Судьи |
М.Л. Згурская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-120/2009
Истец: общество с ограниченной ответственностью "Окна нашего города"
Ответчик: государственное учреждение -региональное отделение Фонд социального страхования по Республике Карелия
Хронология рассмотрения дела:
29.07.2009 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-7264/2009