г. Санкт-Петербург
30 июля 2009 г. |
Дело N А56-55750/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 июля 2009 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 июля 2009 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего судьи Л.С.Копыловой
судей Е.В.Жиляевой, Е.К.Зайцевой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи М.Д.Семеновой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-7357/2009) ОАО "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.04.2009г. по делу N А56-55750/2008(судья О.С.Адаев), принятое
по иску ОАО "Подберезский комбинат хлебопродуктов"
к ОАО "Российские железные дороги"
о взыскании 173.201 руб. 04 коп.
при участии:
от истца: не явился
от ответчика: Молодницкой Е.А. по доверенности N 11/3-53 от 25.12.2008г.
установил:
решением арбитражного суда первой инстанции от 21.04.2009г. исковые требования ОАО "Подберезский комбинат хлебопродуктов" о взыскании с ОАО "Российские железные дороги" 165.600 руб. 00 коп. незаконно списанного штрафа и процентов в размере 7.601 руб. 04 коп. удовлетворены в полном объеме как правомерные и обоснованные.
ОАО "Российские железные дороги" подана и в судебном заседании поддержана апелляционная жалоба, в которой просит решение отменить, полагая, что содержащиеся в нем выводы не соответствуют обстоятельствам дела и основаны на неправильном применении и толковании норм материального права. Ответчик указывает, что условия пункта "в" § 11 договора, содержащиеся в протоколе согласования разногласий к договору, ограничены по сроку действия и после 01.06.2003г. не действуют. Из пункта 6 § 16 договора следует, что стороны обязались в определенный срок предпринять ряд действий, направленных на внесение изменений в действующий договор. Ответчик полагает, что из содержания договора не следует, что до момента исполнения условий, предусмотренных пунктом 6 § 16, будет действовать пункт "в" § 11. По мнению ОАО "Российские железные дороги", с 01.06.2003г. и до внесения изменений в договор действует пункт "а" § 11 договора, устанавливающий общий технологический срок оборота для всех вагонов - 7 часов, а также § 7, содержащий условие о том, что количество вагонов в каждой группе, одновременно сдаваемой владельцу, устанавливается 56 вагонов. Нахождение поданных истцу двух групп вагонов в количестве 39 и 24 вагонов под выгрузкой дольше установленного времени - 41 час и 32 часа - явилось основанием в соответствии со статьями 62, 99, 100 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта РФ" (далее - УЖТ) наступления ответственности в виде штрафа в сумме 165.600 руб. 00 коп., которая была списана с лицевого счета истца.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке с применением части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ в связи с неявкой истца, извещенного о времени и месте судебного заседания в соответствии с частью 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ .
Исследовав доводы подателя апелляционной жалобы в совокупности и взаимосвязи с собранными по делу доказательствами, апелляционный суд не усматривает оснований для переоценки выводов суда по фактическим обстоятельствам и иного применения норм материального права.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, истцом (владельцем) и ответчиком (железной дорогой) 26.06.2002г. заключен договор N 47/02 на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути при станции Подберезье Октябрьской железной дороги (далее - договор).
В соответствии с параграфом 6 договора сдаваемые на железнодорожный подъездной путь вагоны подаются локомотивом железной дороги на выставочный путь N 7 промстанции владельца в пределах 870 м. за сигналом М-2 в сторону подъездного пути. Дальнейшее продвижение вагонов производится локомотивом владельца.
По § 11 договора неоплачиваемое технологическое время, связанное с оборотом вагонов, согласовано в редакции от 21.11.2002г. следующим образом: общий срок для всех вагонов - 7,0 часа; на слив цистерн 2,0 часа; в случае прибытия маршрутов с зерном или партии вагонов 10 и более в одной передаче на элеватор и фуражным зерном на ККЦ зачисление их производится по 10 вагонов. Технологическое время на выгрузку 10 вагонов и маневровые передвижения устанавливаются на элеватор - 5,0 ч. для хопперов; 5,6 ч. для крытых вагонов; на ККЦ - 10,5 ч. (для хопперов и крытых вагонов). Следующая группа зачисляется через интервал: на элеватор - 4,5 ч.; на ККЦ - 8,6 ч.
Из уведомления N 0010042200000155/0040007665/0225 следует, что в соответствии с ведомостью подачи и уборки вагонов N 6253716 от 10.06.2008г, с лицевого счета истца, открытого в ТехПД, ответчиком списано 165.600 руб. 00 коп. штрафных санкций.
ОАО "Подберезский комбинат хлебопродуктов", полагая неправомерным списание ответчиком вышеуказанной суммы, а также ссылаясь на то, что условиями договора предусмотрено исключение из общего технологического времени, связанное с категорией груза, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с частью 1 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса РФ при принятии решения арбитражный суд исследовал доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений; определил, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по данному делу; установил права и обязанности лиц, участвующих в деле.
Оценив представленные доказательства на предмет их относимости, допустимости и достаточности в соответствии со статьями 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, и применив положения статьи 431 Гражданского кодекса РФ о толковании условий договора, арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о применении пункта "в" § 11 договора в редакции протокола согласования разногласий от 22.11.2007г. к спорным правоотношениям сторон, исходя из категории перевозимого груза, признав указанное условие действующим.
Доводы подателя апелляционной жалобы отклоняются, как противоречащие материалам дела и действующему законодательству.
Пункты 2, 3 статьи 791 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливают, что погрузка (выгрузка) груза осуществляется транспортной организацией или отправителем (получателем) в порядке, предусмотренном договором, с соблюдением положений, установленных транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Погрузка (выгрузка) груза, осуществляемая силами и средствами отправителя (получателя) груза, должна производиться в сроки, предусмотренные договором, если такие сроки не установлены транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
В силу пункта 1 статьи 793 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Согласно статье 99 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчикам, под погрузкой, выгрузкой грузов в местах общего и необщего пользования, включая железнодорожные пути необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении технологических сроков оборота вагонов, контейнеров, установленных договорами на подачу и уборку вагонов или договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования, либо по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов, контейнеров под погрузку, выгрузку грузов локомотивами перевозчика грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования уплачивают перевозчику в десятикратном размере штрафы, установленные статьями 100 и 101 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, без внесения при этом платы за пользование вагонами, контейнерами.
Статьей 100 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации предусмотрен штраф за каждый час простоя вагонов в размере 0,2 размера минимального размера оплаты труда.
Задержка вагонов менее чем на пятнадцать минут в расчет не принимается, задержка вагонов от пятнадцати минут до одного часа принимается за полный час.
Согласно пункту 7 Правил оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003г. N 43, расчет штрафов, установленных статьями 100 и 101 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, производится по ведомостям подачи и уборки вагонов, составленным на основании памяток приемосдатчика.
В соответствии с пунктом 4.3 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003г. N 26, время нахождения вагонов на железнодорожных путях необщего пользования, обслуживаемых локомотивом владельца, исчисляется с момента передачи вагонов на железнодорожные выставочные пути согласно памятке приемосдатчика до момента их возвращения на железнодорожные выставочные пути и сдачи их перевозчику на основании книги регистрации уведомлений и памятки приемосдатчика.
Как указано в постановлении Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 19.01.2009г. N А19-9151/08-Ф02-6933/08, анализ указанных выше статей Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации свидетельствует о том, что ответственность за задержку вагонов наступает в случае задержки вагонов сверх сроков, установленных договором на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути необщего пользования, либо по истечении обусловленного времени с момента подачи вагонов локомотивом перевозчика.
Согласно ведомости подачи и уборки вагонов N 6253716, на выгрузку были поданы вагоны, перечисленные в актах общей формы N 321 от 03.06.2008г. и N 320 от 03.06.2008г. , груженые кукурузой, относимой к зерну.
Для подобных "маршрутов" при заключении договора стороны согласовали максимальное количество в партии - 10 вагонов с зерном единовременно при передаче на элеватор, технологическое время на их выгрузку - 5,0 час. для хопперов, 5,6 часа для крытых вагонов с зачислением следующей группы через интервал в 4,5 часа.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.
В нарушение согласованного условия договора перевозчик осуществил подачу вагонов, прибывших в адрес истца 21-25 мая 2008 года, двумя партиями: 39 вагонов и 24 вагона.
При этом, помимо платы за пользование вагонами, начислил штраф за несоблюдение технологического времени оборота вагонов.
Указанное действие ответчика оценено судом первой инстанции как неправомерное, влекущее восстановление нарушенных прав истца в порядке, предусмотренном нормами статей 1102, 1107 Гражданского кодекса РФ о неосновательном обогащении.
При заключении договора и 10.10.2002г. разногласия по § 11 договора не были урегулированы, и к соглашению стороны пришли 21.11.2002г., обеспечив баланс интересов равноправных участников гражданских отношений включением пункта 6 в § 16 договора о том, что железная дорога в срок до 01.06.2003г. разрабатывает новый технологический расчет срока оборота вагонов, в связи с чем в примечании к § 11 ограничили срок его действия 01.06.2003г.
При этом отметили, что § 11 пересматривается с учетом утвержденного технологического расчета срока оборота вагонов путем внесения дополнительного соглашения об изменении параграфа 11 договора.
В соответствии с частью 1 статьи 452 Гражданского кодекса РФ соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное.
В материалах дела отсутствуют допустимые и достаточные доказательства изменения пункта "в" § 11 договора в редакции протокола согласования разногласий в установленном законом и пунктом 6 § 16 договора порядке.
При этом ни общие, ни специальные нормы законодательства о перевозке не предусматривают сроки действия отдельных условий договора, отличные от общего.
Кроме того, согласно толкованию норм материального права в пункте 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 06.10.2005г. N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта РФ", заключение договора является обязательным и условия, неурегулированные разногласия по которым подлежат передаче на рассмотрения в судебном порядке, отнесены к существенным. Ответчик не представил доказательств, что истец после 01.06.2003г. согласился на первоначальную редакцию § 11 при неисполнении перевозчиком обязанности по разработке новых технологических по пункту 6 § 16 договора.
Как следует из соглашений от 04.12.2007г. и от 17.06.2008г., при продлении действия договора N 47/02 от 26.06.2002г. стороны указывали на его сохранение на прежних условий с учетом ранее внесенных изменений.
Последние изменения в § 11 внесены 21.11.2002г.
Учитывая изложенное, оснований для отмены обжалуемого судебного акта по доводам апелляционной жалобы или в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционный суд не усматривает.
Руководствуясь статьями 110, 176, 268, 269 п. 1, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда первой инстанции от 21.04.2009г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.С. Копылова |
Судьи |
Е.В. Жиляева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-55750/2008
Истец: ОАО"Подберезский комбинат хлебопродуктов"
Ответчик: ОАО "Российские железные дороги"